Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Угольная отрасль Кузбасса: кадры решают всё

Не первый год успешно реализуются программы дополнительного профессионального образования в Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева. Здесь принято решение о централизации этого направления деятельности на базе института ДПО.

Просмотров: 2126
В.А. КОВАЛЕВ, ректор Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва, доктор технических наук

Не первый год успешно реализуются программы дополнительного профессионального образования в Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева (КузГТУ). Здесь принято решение о централизации этого направления деятельности на базе института ДПО.

Соответствовать мировым стандартам

Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости в Кемеровской области, необходимость быстрого и адекватного реагирования на перемены, связанные с переходом страны на инновационный путь развития, способствуют формированию особых требований к уровню образования специалистов. В условиях перехода к информационному обществу обновление знаний происходит чрезвычайно быстро, да и одного диплома уже стало недостаточно для карьерного роста. Современный специалист должен быть готов к получению дополнительного профессионального образования, так как образованность и интеллект определяют экономическое положение и социальную защищенность личности.

Правительство страны внимательно относится ко всем сложностям и проблемам, которые существуют в стратегически важной для экономики России угольной отрасли. В январе 2012 года в г. Кемерово состоялось совещание, по итогам которого подписано распоряжение Правительства РФ. Была утверждена долгосрочная программа развития угольной промышленности России до 2030 года. Выступая на совещании, В.В. Путин в качестве перспективного направления для решения совместной задачи государства и бизнеса особо выделил соответствие угольной индустрии самым лучшим мировым стандартам. Для этого потребуются квалифицированные кадры и научные разработки.

В рамках соответствующей подпрограммы предусматривается существенное усиление кадрового потенциала угольной промышленности. В частности, будет кардинально модернизирована система профессиональной подготовки в рамках разработанной концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организации отрасли.

Администрация области также уделяет особое внимание вышеобозначенной проблеме. Так, в 2011 году вышло распоряжение коллегии «О мерах по поддержке и развитию профессионального образования Кемеровской области».

Подвижные программные модули

Решением ученого совета в КузГТУ в 2012 году создан институт дополнительного профессионального образования (ДПО). Его основная функция – организация и проведение повышения квалификации и переподготовки специалистов для предприятий и организаций, определяющих реализацию программ развития перспективных отраслей экономики в регионе и стране, а также профессорско­преподавательского состава, студентов.

Главным методологическим принципом, лежащим в основе деятельности института ДПО, является принцип соответствия тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях, профессиональной деятельности инженера (руководителя, специалиста, рабочего горной отрасли) и профессионально­педагогической деятельности преподавателя.

Особое внимание уделяется созданию условий для формирования у слушателей компетенций инновационной деятельности: способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, способности к критическому мышлению, способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости, владению иностранными языками.

Формирование таких компетенций обуславливает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений повышения квалификации и переподготовки слушателей, но и информационно­образовательной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения каждого слушателя.

Чтобы процесс обучения и процесс повышения квалификации на предприятиях были взаимосвязаны, в институте создается экспертный совет, куда войдут работодатели и представители университета. Им предстоит проводить отбор программ, определять условия обучения, формировать лекторский состав. Для корректировки программ по степени удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг ведётся мониторинг качества обучения в межкурсовой период.

Развитие системы дополнительного профессионального образования в институте ДПО университета базируется не только на расширении спектра оказываемых услуг, но и на повышении качества базового образования, так как проблему опережающего обучения в вузе может успешно решать лишь преподаватель новой формации, получивший соответствующее профессиональное и психолого­педагогическое образование.

Отличительной особенностью системы повышения квалификации преподавателей являются гибкость и учет индивидуальных потребностей слушателей, широкий выбор программ и меняющаяся система обучения. В основе повышения квалификации лежат не стандартные программы, а внутренне подвижные программные модули, взаимодействующие друг с другом, реализуется гибкая накопительная система повышения квалификации и учет реальных профессиональных приращений педагогов. В таких интегрированных гибких программных проектах отражаются различные модели и проблемность обучения, исследовательские подходы, междисциплинарность, востребованные в настоящее время, и новые образовательные технологии. Сейчас организуются десять стажировочных площадок на предприятиях области с привлечением специалистов КузГТУ и других вузов области и страны.

Интеграция по вертикали и горизонтали

Важным направлением деятельности института ДПО является проведение научно­исследовательских работ для совершенствования механизмов управления системой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для горной отрасли и других направлений экономического развития региона.

Ожидаемыми результатами деятельности института ДПО КузГТУ будут в первую очередь повышение квалификации специалистов реального сектора экономики, опережающее обучение руководителей и специалистов предприятий по тематике внедряемых инновационных разработок, организация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско­преподавательского состава университета, мониторинг карьеры и доходов выпускников всех образовательных программ профессионального образования КузГТУ.

Кроме того, расширяются профессиональные возможности выпускников университета путем предоставления им дополнительных квалификаций, организуется целевая подготовка специалистов «двойной компетенции» по заказам предприятий, разрабатываются профессиональные стандарты и система сертификации персонала, а мощный потенциал университета используется для повышения квалификации и переподготовки профессорско­преподавательского состава из других (родственных) образовательных учреждений региона, страны.

Сегодня институт ДПО является именно той современной интегрированной организационной структурой, которая отвечает задачам модернизации профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование рассматривается как важное направление развития КузГТУ в целом, поскольку институт ДПО обеспечивает не только вертикальную, но и горизонтальную интеграцию с программами базового основного образования, тем самым расширяя сферу образовательных услуг университета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Программы повышения квалификации
В России тоже будет рабочая аристократия
Тьюторство должно стать для вузов привычным
Инструмент кластерной политики
Непрерывное образование: «Весь мир – это школа…»
Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
Система взаимодействия социальных партнеров
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Развитие инженерного образования в Кемеровской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ