Тьюторство должно стать для вузов привычнымТьюторское сопровождение многие считают одной из эффективных форм развития наставничества в системе непрерывного образования. О том, как укрепляется тьюторская позиция в вузах России, беседа с завучем магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета Ниной Лебедевой. Просмотров: 4188
Все труднее молодому человеку справиться одному, без тьютора, с натиском информации, найти свой единственно правильный путь в процессе обучения, выбрать ориентиры, осознать собственные возможности. Тьюторское сопровождение многие считают одной из эффективных форм развития наставничества в системе непрерывного образования. О том, как укрепляется тьюторская позиция в вузах России, беседа с завучем магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета Ниной ЛЕБЕДЕВОЙ.
– Нина Владимировна, в едином квалификационном справочнике появилась должность «тьютор». Конечно, это положительный момент в развитии тьюторства в России и, как следствие, в развитии наставничества в системе непрерывного образования. В профессиональном сообществе все чаще говорят о курсе на индивидуализацию образования. Но ваши коллеги признают, что сама индивидуализация еще не институционализирована. Многое зависит от того, примет ли общество тьюторство как норму. Пока этого не случилось. Насколько сейчас востребовано тьюторское сопровождение образовательного процесса снизу, со стороны студентов и вузов? – На данном витке развития тьюторства очень сложная ситуация, хотя уровень востребованности, конечно, возрастает. Но в основном запрос идет либо со стороны крупных вузов, либо со стороны продвинутых и умных студентов. Зачастую это связано с тем, что в большинстве вузов нашей страны образовательный процесс представляет собой разрозненную, а не целостную структуру. То есть студенты изучают какието предметы, которые както относятся к получаемой ими специализации, но для них самих эта причастность остается неявленной. В результате на выходе мы получаем специалиста, который изучил очень много предметов, но связать их между собой не может. Или другая ситуация: абитуриент поступил в тот вуз, который выбрал, – не буду сейчас рассматривать основания и причины данного выбора, – но в вузе с ним никто не работает в русле дальнейшего самоопределения ни в рамках обучения, ни за его пределами. О своем будущем студенты зачастую задумываются только на выходе из вуза, реже – на последнем курсе. В момент осознания этих проблем и возникает потребность в тьюторском сопровождении. – Что необходимо предпринять, чтобы в высших учебных заведениях зрел интерес – иметь в своей структуре тьютора? – На мой взгляд, необходимо время, чтобы в вузах поняли, какую позицию занимает тьютор, что он делает, какие проблемы можно решить, введя его в свою структуру.
Мы же, в свою очередь, продолжаем работу над дальнейшими исследованиями и проработкой понятий в области тьюторства. – Для начала необходимо, чтобы в вузе появилось место для тьюторской позиции. Чтобы возможность индивидуального образовательного движения студента стала ценностью в этом учебном заведении, а образовательное пространство рассматривалось как открытое, а не прямолинейное. Тогда и тьютор станет необходимой фигурой для сопровождения обучающегося в его индивидуальном движении в этом пространстве, что будет способствовать достижению целей образования. А затем можно организовывать пространство содержательных семинаров, где актуальным будет обсуждение методики и технологии проявления и оформления образовательного запроса, проведения индивидуальных и групповых консультаций, организации рефлексии, планирования, проектирования и прогнозирования, проведения образовательных событий, организации пространства совместной работы и работы с ресурсами, использования технологий открытого образования и многое другое. – Чем тьюторство как технология для роста и развития лучше других, наиболее понятных форм помощи обучающемуся человеку: например, консультирования, коучинга, тренерства, наставничества? – Мне не нравится сравнение «лучше» или «хуже». Я бы сказала, что перечисленные технологии работают в разных ситуациях и под разные запросы и цели тех, кто хочет их использовать. Главный инструмент для тьютора – это карта. Документ, который получается при взаимодействии тьютора и тьюторанта, – это индивидуальная образовательная программа. Причем не всегда она создается под реализацию какойто конкретной цели. И тьютор не выступает в качестве наставника или ментора, он не дает советов. Движение человека происходит только исходя из его личных качеств и желаний. Но желания порой сами сокрыты или не явлены для него. В этом случае тьютор будет работать на их проявление и превращение в конкретные запросы. – Должен ли быть результатом тьюторского сопровождения реальный успех? Что вообще считать результатом и как на практике это отражается в договоре тьютора с тьюторантом или вузом? – Не рассматриваю результатом тьюторского сопровождения реальный успех, поскольку зачастую тьютор работает в таких категориях, к которым это понятие трудно применимо. И само понятие реального успеха невозможно определить. Скажем, эффектом работы тьютора и тьюторанта может быть полная смена образовательной траектории, в которой находился человек до тьюторского сопровождения. И это сложно рассматривать как успех. На практике в качестве предмета договора между тьютором и тьюторантом рассматривается создание и реализация индивидуальной образовательной программы тьюторантом. Но, конечно, вопрос о результативности тьюторского сопровождения является одним из самых актуальных для нашего сообщества. – При выстраивании индивидуальной образовательной траектории не исключаются выбор вариантов, пробы, эксперименты. Как все это вписывается в систему непрерывного образования? Нет ли тут противоречий? – Думается, никаких противоречий нет. Выбор вариантов и проб при выстраивании индивидуальной образовательной программы является неотъемлемой ее частью. А систему непрерывного образования я рассматриваю как образование в течение всей жизни. Поэтому ее реализация невозможна без проб и экспериментов. Конечно, в данном случае есть риск так и не сделать выбор в череде вариантов. Но в этом месте напоминаю, что пробы и эксперименты происходят в рамках индивидуальной образовательной программы и под сопровождением тьютора. То есть это не беспорядочные, а строго выстроенные действия вместе с тьюторантом под его конкретные запросы. – Что скрывается за фразой «организация проб тьюторского действия»? Расскажите подробнее. – В магистратуре «Тьюторство в сфере образования» МПГУ магистранты на протяжении двух лет обучения проходят непрерывную тьюторскую практику. И мы проектируем и организуем в местах практики различные ситуации и пространства, где наши студенты могут попробовать себя в качестве тьюторов на разных ступенях образования. Одним из основных мест практики является сама магистратура. Студенты, которые уже прошли первый год обучения, на протяжении трех осенних месяцев становятся тьюторамистажерами вновь поступивших и сопровождают их в процессе формирования темы и сути их будущего магистерского исследования. Таким образом, за два года наши магистранты пробуют себя в качестве тьюторов на семивосьми площадках, а мы стараемся максимально возможным способом все это организовать. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|