Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

НЕТ – поверхностной тьюторизации

Кроме задачи формального утверждения стандарта профессиональной деятельности тьютора, перед Международной тьюторской ассоциацией (МТА) встала задача трактовки стандарта для разных профессиональных групп и его преломления на разных практиках и уровнях образования.

Просмотров: 13535

Стандарт профессиональной тьюторской деятельности: версия для высшего и дополнительного профессионального образования

Е.А. СУХАНОВА, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» Национального исследовательского Томского государственного университета, председатель правления МТА, кандидат педагогических наук
С.А. СТЕПАНОВ, преподаватель кафедры управления образовательными системами и андрагогики факультета повышения квалификации Новосибирского государственного педагогического университета, эксперт и член правления МТА

Рождение концепта

В 2007 году для объединения деятельности педагогов­экспериментаторов, научных сотрудников, проектировщиков инновационных процессов в образовании была создана Межрегиональная тьюторская ассоциация (МТА). Сегодня в нее входят представители 40 регионов РФ, открыты региональные отделения в Томске, Москве, республиках Удмуртия и Чувашия, в Волгоградской и Архангельской областях, Владивостоке. В 2008 году усилиями МТА в реестр профессий была введена профессия тьютора.

Появление профессии и должности тьютора актуализировало проблему стандартизации тьюторской деятельности. Про подготовку тьюторов говорят в сфере дистанционного обучения, появились тьюторы для педагогов по вопросам ЕГЭ, в институтах повышения квалификации, академические консультанты – тьюторы в вузах и другие. В связи с этим правлением МТА был предпринят ряд шагов по организации коллективного проектирования и обсуждения стандарта профессиональной деятельности тьютора.

В эту работу были включены научно­педагогические коллективы университетов, учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования, всего более 100 организаций и более 2 тыс. человек. Уникальность этой работы заключается в том, что впервые общественно­профессиональная организация из сферы образования выступила инициатором создания стандарта профессиональной деятельности. За два года был выработан концепт профессиональной тьюторской деятельности, подготовлен проект стандарта для согласования с Федеральным институтом развития образования, пройдены экспертные процедуры (в том числе Российского совета ректоров) и оформлен стандарт для утверждения Национальным агентством развития квалификации.

Тут бы и вздохнуть с облегчением, но оказалось рано. Перед МТА – кроме задачи формального утверждения стандарта, которую ассоциация надеется успешно решить к концу года, – встала задача трактовки стандарта для разных профессиональных групп и его преломления на разных практиках и уровнях образования.

Чтобы не превратиться… в надзирателя

Материал о тьюторской деятельности в вузе и структурах дополнительного профессионального образования появился в ходе реализации нескольких последних проектов подготовки тьюторов для вузов и системы повышения квалификации (ПК). Интерес (во многом конъюнктурный, вызванный новыми ФГОС) к введению тьюторов в профессиональном образовании сильно актуализировался в последнее время. Но мы столкнулись с ситуацией, когда человек назначен на должность тьютора, за ним закреплен некоторый спектр должностных обязанностей (достаточно расплывчатый и очень разнородный на территории России), но нет представлений о том, какие задачи образования призвана решать новая должность и в каком типе образования тьюторская деятельность возможна и уместна.

Из стандарта тьюторского сопровождения
в образовании (МТА, 2012)*

Трудовая функция А – взаимодействие с тьюторантом по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.
Трудовые подфункции:
А 1. Обеспечивать проявление, оформление и
предъявление тьюторантом индивидуального образовательного запроса.
А 2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса.
А 3. Оказывать содействие тьюторанту в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
А 4. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации.

Трудовая функция Б – организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.
Подфункции:
Б 1. Обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации
индивидуальной образовательной программы.
Б 2. Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы.

Трудовая функция В – разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.
Подфункции:
В 1. Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства.
В 2. Вести рабочую тьюторскую документацию.

*Полную версию стандарта смотрите на сайте www.thetutor.ru

Поэтому обсуждение моделей тьюторства для высшего и дополнительного профессионального образования кажется важным начать с того, как должно быть изменено само это образование и кто его меняет или строит. По концепту МТА тьютор отвечает за проектирование образовательной среды с характеристиками вариативности, избыточности и открытости. А уже потом в этой среде сопровождает формирование и реализацию тьюторантом индивидуальной образовательной программы. Однако образовательный процесс в вузе строится на основе профессиональной образовательной программы, разработчиком которой является коллектив преподавателей кафедры, руководитель магистратуры и другие должностные позиции, не имеющие к тьюторству отношения. Если в образовательную программу заложен принцип вариативности, предоставлена возможность студенту влиять на содержание и ход своего образования, ресурсы программы позволяют строить разнообразные профессионально­образовательные маршруты по формированию и развитию компетенций, то тьютору есть с чем работать. А если нет? Тьютор превращается в дополнительного надзирателя над процессом освоения программы или компенсирует недостаток человеческого общения в образовательной среде (что мы и увидели в ряде проектов введения академических консультантов­тьюторов). Нам видится принципиально важным говорить не о тьюторе как должности и даже как о деятельностной позиции, а о тьюторской деятельности в полноте. Тьюторская деятельность является распределенной и создание образовательной среды, в которую часть ресурсов привносится образовательными программами (за одни отвечают преподаватели, за другие – субъекты социально­экономической реальности), – коллективная забота. Тьюторская деятельность в вузе, как и в структуре ПК, может не оформляться в должностную позицию тьютора, а реализовываться командой, в которой есть разработчики образовательных сред и условий, эксперты и консультанты, мастера­наставники, тьютор­консультант.

В некоторых тьюторских моделях организации образования заложено, что проектировщиком образовательных программ и сред является тьюторская команда, которая «заказывает» определенные виды необходимых образовательных ресурсов у преподавателей, мастеров, ученых и из логики индивидуальных образовательных программ комбинирует разные варианты образовательной среды. В других тьюторских моделях, если среда не отвечает принципам вариативности и открытости (как правило, речь идет про среду одного образовательного учреждения), тьютор выносит работу по сопровождению ИОП за рамки существующей среды и использует ресурсы открытого образовательного пространства.

Представим ситуацию, когда разработчики образовательной программы, например, магистерской, максимально обеспечили ее образовательный потенциал за счет введения множества курсов по выбору, технологий компетентностного обучения, спектра стажировок, экскурсий, образовательных событий для студентов. Отлично! Но станут ли заложенные образовательные возможности действительно ресурсом для магистрантов? Увидят ли они его? Достаточно ли его? Смогут ли они его использовать для СВОИХ целей? Как получить к нему доступ? Как выстроить систему приоритетов?

И здесь работа по проявлению (формированию) заказа к ресурсам, актуализация ресурсной карты для каждого типа заказа, координация в получении этих ресурсов действительно могут дать уникальный образовательный результат и эффект. В этом случае тьюторская деятельность является взаимодополнительной по отношению к деятельности других позиционеров и существенно усиливает образовательный потенциал программ, сред и инфраструктур для человека. То же самое можно сказать на основе исследований1 по повышению эффективности системы дополнительного профессионального образования, когда мы сочетаем наличие широкого спектра образовательных возможностей в региональной системе ПК для человека с помощью ему в самоопределении относительно целей их использования, проектировании образовательного маршрута и оценке его эффективности для профессионального развития. В этом случае акцент делается на значимости первой трудовой функции по стандарту МТА – коммуникации с тьюторантом по поводу ИОП. Такой вариант хорошо вписывается в организационную и должностную схему существующих образовательных институтов – современных и конкурентоспособных.

Вторая ситуация – образовательные программы построены линейно­поточным образом, ресурсы образовательного учреждения не разнообразны, доступ к ним затруднен (нет состыковок в расписании, договоренностей, информационных карт). Картинка типичная, к сожалению, пока еще для высшего и дополнительного профессионального образования, несмотря на десятилетия модернизации и усиление воздействий мирового образовательного опыта.

Тьюторская деятельность в этом случае фокусируется на значимости второй функции – организации образовательной среды и коммуникации с внешними позиционерами. Здесь мы выходим за рамки образовательного учреждения, и должность тьютора перестает обслуживать интересы образовательной системы, а тьюторская деятельность становится услугой для тьюторанта и «обслуживает» новую институциональную форму – индивидуальную образовательную программу.

Третий вариант – когда тьюторской деятельностью в вузе или ИПК называется деятельность по контролю над освоением программы, организационному и документальному сопровождению линейного образовательного процесса, передаче учебной информации «из рук в руки» – мы рассматривать не хотим. Профессиональная деятельность всегда имеет онтологические основания, и профессия тьютора – про другие ценности.

Уже в целом ряде публикаций эксперты Межрегиональной тьюторской ассоциации обсуждали опасность «поверхностной тьюторизации страны»2. Мы – как общественная организация – за развитие практики и увеличение количества тьюторов. Но как профессиональная организация – за ценностно­смысловой подход и качество деятельности. Нам кажется, что именно этого порой не хватает в проектах изменения российского образования.

  1. Дерзкова Н.П., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. (2001-2005).
  2. Муха Н.В. Журнал «Тьюторское сопровождение», 2012, № 3 (4).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Медиаобразование»: вектор развития
Интернет-тренажер в учебном процессе
Мировые стандарты инженерного образования в СФУ
Маршруты непрерывного образования
Система «Электронный университет» в ДВФУ
ВГУЭС внедряет в образовательный процесс модель «Перевернутого класса»
Тьюторство как ресурс развития образования
Тьюторство как эффективная практика индивидуализации
НГПУ готовит тьюторов для разных ступеней образования
Тьюторство должно стать для вузов привычным

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ