Динамика психологического статуса студентовАвтор отмечает, что в период профессиональной подготовки студенты должны получить представление о возможностях и последствиях деятельности в сфере сохранения здоровья, самоконтроля, самооценки. Обучение должно носить рефлексивный характер. Просмотров: 1846
Задуматься над собойДинамика психологического статуса студентов медицинского вуза в процессе профессиональной подготовки будущего врача
В сложившихся экономических условиях профессия врача становится все менее престижной, несмотря на принимаемые меры в области политики здравоохранения. С одной стороны, мы имеем противоречие между ограничивающими требованиями страховой медицины (стандарты и протоколы лечения), недостаточной обеспеченностью больных требуемыми лекарственными препаратами и невозможностью в связи с этим работать согласно протоколу лечения. В условиях кризиса получаем сокращение рабочих мест для врача, количества коек для больных. Доступность качественного бесплатного медицинского лечения ограничена. Юридическая ответственность врача возрастает. Незначительное увеличение средней заработной платы медицинского работника не способно компенсировать моральную неудовлетворенность врача. С другой стороны, в качестве основного требования к подготовке специалистов и улучшению качества образования европейским научно-педагогическим сообществом выдвинут компетентностный подход. В нашем исследовании были выделены ключевые компетенции врача. Кроме узкопредметных, относящихся непосредственно к сфере медицинских знаний, умений и навыков, отмечены личностные и социальные компетенции. Среди личностных выделяются такие, как умение брать на себя ответственность, рефлексия как способность анализировать свои действия и эмоциональные состояния, саморегуляция, критичность – к самому себе и к потоку информации, в том числе рекламной, потребность и стремление к саморазвитию. Среди социальных – умение вести беседу с пациентом и его родственниками, способность мотивировать пациента к лечению, уважение к коллегам и способность к открытому обсуждению с ними спорных случаев, соблюдение прав пациентов. Но в ситуации развития платной медицины, прагматического отношения к больному, к процессу лечения, сохранение гуманистических ценностей классической медицины, развитие личностных и социальных компетенций будущего врача становится проблематичным. Это выявляется уже на этапе обучения студентов. Нами был выполнен ряд исследований динамики психологического статуса студента медицинского вуза. В исследовании мотивационного комплекса обучения 96 студентов первого, третьего и шестого курсов при оценке показателей в динамике обнаружено уменьшение количества студентов с оптимальным мотивационным комплексом и увеличение числа студентов с наименее эффективным. Имеется отрицательная динамика и по уровню мотивации профессионального обучения: происходит значительное увеличение числа студентов, имеющих низкий и средний уровни, и уменьшение числа студентов с нормальным уровнем мотивации. В то же время процент студентов с высоким уровнем учебной мотивации остается постоянным, но невысоким (p < 0,05). Таким образом, в условиях нестабильности общества к концу обучения у студентов снижается уровень мотивации к обучению, поскольку многие из них уже не связывают свою будущую работу с профессией врача. Экспериментально был получен вывод о том, что использование АМО (ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособий и муляжей) в преподавании позволяет повысить интерес студентов к изучению предмета и текущую успеваемость на практических занятиях. Исследовалась текущая успеваемость с определением коэффициента учебных достижений (КУД) и коэффициента долгосрочной выживаемости (КДВ) знаний у 135 студентов второго курса, из числа которых 37 обучались с использованием АМО (основная группа) и 98 – с использованием традиционного (пассивного) метода (группа сравнения). Определение КДВ знаний осуществлялось путем тестирования через шесть месяцев после проведения зачетного итогового занятия. При сравнении текущей успеваемости оказалось, что среднее значение КУД в основной группе составило 0,88, в группе сравнения – 0,77, при этом в основной группе значение КУД более 0,80 имели 86 процентов, в группе сравнения – 53 процента студентов (р < 0,05). В педагогической практике принято считать, что при значении КУД 0,80 и более у студента формируется необходимый объем знаний и умений, появляется способность к самостоятельному приобретению знаний, то есть возникают навыки самообучения. При изучении уровня субъективного контроля студентов второго-пятого курсов оказалось, что в сфере неудач студенты второго-четвертого курсов возлагают ответственность на других, указав экстернальный тип субъективного контроля в 80, 75 и 42,9 процентов соответственно. Эти результаты свидетельствуют о недостаточной личностной зрелости студентов и указывают на необходимость рефлексивного типа их обучения. С одной стороны, рефлексия – неизменный спутник, условие, результат обучения через активные методы обучения, с другой стороны, рефлексия – единственный способ развития социальных и личностных компетенций. В исследовании личностных особенностей 104 студентов у 37,9 процента на первом и 33,9 процента на пятом курсах обнаружен внутриличностный конфликт – острое значимое эмоциональное переживание, требующее разрешения. Для неосознанного приспособления к внутриличностному конфликту студенты проявляют напряженность незрелых механизмов психологической защиты. Данные исследования необходимо учитывать в учебном процессе, избегая перегрузок и напряжений в отношениях. Учитывая полученные результаты, необходима организация психологической помощи студентам, имеющим внутриличностный конфликт и незрелые формы психологической защиты. При изучении влияния эмпатии и мотивационной направленности личности на формирование синдрома эмоционального выгорания у 115 студентов вторых-шестых курсов получен парадоксальный вывод об отрицательной корреляции возраста и общего уровня эмпатии («вчувствования»), результатом которой должно стать интуитивное понимание ситуации другого человека. Преобладающими оказались интуитивный и рациональный каналы эмпатии. Эмоциональный канал, как необходимый для медика, имеет самую низкую выраженность. Особенно озадачивает тот факт, что все три симптома эмоционального выгорания имеют место как сложившиеся или находятся в стадии формирования. Психосоматические и психовегетативные нарушения уже имеют 23,9 процента испытуемых. Наиболее высок риск возникновения эмоционального выгорания у студентов с мотивацией к избеганию неудач. Все это заставляет серьезно задуматься о конечном результате: студенты испытывают перегрузки в период обучения, при этом к старшим курсам у них происходит снижение эмоционального подъема от общения с пациентами. Таким образом, профилактике и психогигиене студентов медицинского вуза необходимо уделять особое внимание. ИТОГИ
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|