Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе

Статья ректора Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, доктора медицинских наук, профессора Шаброва А.В. Традиционно академия является ведущим методическим медицинским центром России, осуществляющим подготовку врачей медико-профилактического профиля.

Просмотров: 3951
ШАБРОВ Александр Владимирович – ректор Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор

Концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на модель подготовки медицинских кадров, которая создаст необходимые условия для сохранения и восстановления здоровья населения путем предоставления гарантированного уровня медицинской помощи.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Страны, усилия которых направлены на переустройство системы высшего образования по Болонскому типу, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Поскольку Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова является ведущим методическим медицинским центром России, осуществляющим подготовку врачей медико-профилактического профиля, при формировании специалиста этого профиля необходимо учитывать особенности будущей профессиональной деятельности.

Конечными целями подготовки специалистов медико-профилактического профиля являются организация и управление санитарно-эпидемиологической службой, проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения, диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний, гигиеническое воспитание и обучение населения, проведение научно-практических исследований, оценка состояния здоровья населения, среды обитания и других факторов; владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основы экстренной медицинской помощи и профилактики отдельных заболеваний; организация санитарноэпидемиологического надзора; осуществление воспитательной и педагогической деятельности.

Компетентностный подход задается в настоящее время требованиями к специалисту на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), наличия рекламаций на подготовку, информации региональных служб занятости.

Для унификации образовательной системы России и стран-участниц Болонского процесса современные федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по медицинским специальностям используют новую кредитномодульную систему, что дает возможность специалистам применить свои знания и умения на международном рынке труда.

Новый государственный образовательный стандарт по специальности «Медико-профилактическое дело» обобщил и все нынешние условия работы практической службы с учетом ее реорганизации и сферы деятельности в новых условиях. Очень важно постепенное формирование специалиста медико-профилактического профиля, поскольку основные подходы и принципы работы коренным образом отличаются от подходов и принципов врача лечебного профиля. Формирование специалиста гигиенического профиля начинается на младших курсах и заключается в выработке начальных элементарных компетентностных навыков. Развитие и формирование гигиенического мышления и основных подходов анализа закладываются путем обобщения и глобализации основного гигиенического потока информации – как нормативной, так и научной. Студент начинает формирование основных гигиенических понятий, обучаясь на первоначальных этапах, изучая историю гигиенической науки, осваивая медикобиологические дисциплины, приближаясь к изучению и освоению блока профессиональных дисциплин на старших курсах. Блок клинических дисциплин необходим для осознания и анализа причин и факторов патологического процесса в целом. Поэтому исключить клиническую составляющую из программы подготовки специалистов медико-профилактического профиля невозможно.

В академии продолжается работа по «целевому набору». Например, в настоящее время обучается свыше 1000 студентов из 36 регионов Российской Федерации. За последние пять лет число студентов, принятых по целевому набору на первый курс, составило 58-65 процентов, что говорит о высокой востребованности специалистов этого профиля в регионах.

Сегодня, когда основная задача – не получать, а «строить» свое образование, которое и после вуза не заканчивается, а продолжается «через всю жизнь», – важно в процессе обучения в вузе создавать условия для развития потребности у студента в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании.

В существующую в академии систему последипломного образования вводятся новые формы повышения квалификации, направленные на стимулирование развития творческой активности и повышения уровня профессиональной компетентности медицинских работников. Одной из таких форм является накопительная система повышения квалификации, достаточно широко распространенная за рубежом. Опыт, полученный за время использования накопительной системы на некоторых кафедрах факультета усовершенствования врачей, позволяет сделать вывод, что это удобная для врачей, повышающих свою квалификацию, и эффективная, с точки зрения педагогического процесса, система передачи знаний, имеющая значительные перспективы совершенствования и дальнейшего внедрения.

Основой системы повышения качества подготовки в академии стало применение педагогических средств, интегрирующих новые и традиционные образовательные технологии. На всех уровнях образования его инновационный характер обеспечивается внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием тренажеров, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ. Используются методы активного обучения: деловые, ролевые игры, тренинги.

Включение компьютерных технологий в учебный процесс позволило повысить его эффективность и существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности. Учебные аудитории кафедр и лекционные аудитории оснащаются современной техникой для демонстрации кино-и видеофильмов. Чтение лекций сопровождается мультимедийной презентацией, что позволяет существенно облегчить усвоение материала. На ряде кафедр используются для обучения и тестирования компьютерные классы, в которых применяются как стандартные лицензионные программы, так и программы, созданные сотрудниками академии. В учебный процесс все шире внедряются электронные учебные издания.

Учебный процесс ориентирован на практическую подготовку специалистов, поэтому широко используются собственная клиническая база: больница имени императора Петра Великого и специализированные отделения клинических баз лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга. Клиническая подготовка студента на базе собственных клиник является неоценимой в подготовке врачей-специалистов, одновременно это мощный двигатель науки и поддержка здравоохранения региона.

Академия имени И.И. Мечникова – единственное в Санкт-Петербурге высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку по специализации «врач общей практики».

Врач общей практики (семейный врач) – это представитель перспективной медицинской профессии, востребованной в настоящее время, а в будущем имеющей реальную возможность стать ведущей специальностью во всем здравоохранении. Такой врач должен быть специалистом высокого класса в отношении тех заболеваний, которые чаще всего встречаются в реальной жизни, а их насчитывается около двух десятков. Он должен представлять все этапы развития этих заболеваний: от начальных минимальных проявлений до выраженных клинических симптомов. Узкие специалисты, как правило, имеют дело с уже развернутой картиной заболевания, нередко требующего госпитального лечения. А врач общей практики должен не только владеть приемами ранней диагностики заболеваний, но и методами их предупреждения.

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И. Мечникова на протяжении последних двадцати лет активно решала проблему подготовки кадров для первичного звена здравоохранения. Здесь была открыта одна из первых в России кафедр поликлинической терапии, задачи которой заключались в подготовке будущих врачей к работе в условиях амбулаторной помощи. Академия стала одним из первых в России вузов, где знакомство с принципами семейной медицины внедрено в учебный процесс уже с первых курсов обучения. Принимая во внимание важность формирования будущего врача общей практики как психолога, с первого курса введено обучение основным вопросам психологии, которое проводится с постоянным углублением до шестого курса. Начиная с первых лет обучения в академии, студенты принимают активное участие в практической работе в отделениях общей практики (семейной медицины) города, являющихся учебными базами вуза. При этом накапливается опыт практической работы, и происходит знакомство с особенностями первичного звена здравоохранения. Параллельно с этим будущие врачи общей практики проходят подготовку на стационарных базах вуза, приобретая необходимый объем знаний для получения диплома по специальности «Лечебное дело».

Процесс подготовки врача общей практики (семейного врача) завершается на постдипломном уровне в интернатуре и клинической ординатуре с получением сертификата семейного врача. Важно отметить, что отношение на государственном уровне к этой профессии определяет немаловажный факт доминирующей до настоящего времени бесплатной формы подготовки врача общей практики. Бюджетное финансирование остается пока основной формой обучения этой специальности на постдипломном уровне.

Таким образом, процесс обучения в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова предоставляет возможность получения знаний и высокой квалификации в такой практически важной области медицины, как общая врачебная практика (семейная медицина).

Тесно связана с учебным процессом и научно-исследовательская работа академии.

В настоящее время академия выполняет ряд национальных и международных научно-исследовательских проектов с участием американских, шведских, норвежских, финских специалистов.

При этом участие в выполнении совместных национальных и международных научно-исследовательских проектов дает возможность получения дополнительного финансирования для последующих фундаментальных и прикладных исследований в вузе. Контакт с партнерами и коллабораторами из зарубежных организаций способствует также формированию научного потенциала, закреплению приоритета по разрабатываемым направлениям, расширяет возможность для коммерциализации результатов научных исследований, оснащения академии современным оборудованием, повышения квалификации научных кадров.

Формируемый в настоящее время современный лабораторный центр на базе клинической лаборатории, центральной научно-исследовательской лаборатории, вивария, испытательной лаборатории позволит централизовать современное оборудование, использовать инновационные технологии, получать и реализовывать финансирование научных грантов, а также выполнять хоздоговорные работы.

В рамках деятельности центра предусматривается открытие новых лабораторий: токсикологической – по оценке безопасности наноматериалов, по гигиенической оценке почвы и сточных вод, доклинических методов исследований. Все это, следует надеяться, позволит в значительной степени активизировать хоздоговорную деятельность.

В вузе существенно расширяется работа по созданию учебно-научно-производственных комплексов на функциональной основе с научно-исследовательскими учреждениями, позволяющими использовать их научно-исследовательскую базу для проведения совместной научной деятельности, в том числе по национальным и международным грантам, а также повысить эффективность подготовки студентов, аспирантов и докторантов.

По межправительственному соглашению с Германией на территории академии на паритетных началах планируется строительство реабилитационного центра. Реализация проекта позволит существенно повысить уровень клинической и научной деятельности.

Проводится работа по созданию специализированных научно-практических центров, работающих на уровне высоких медицинских технологий.

В 2007 году Санкт-Петербургская медицинская академия отметила столетний юбилей. Это позволило подвести итоги, обобщить вековой опыт работы, но при этом и наметить перспективные приоритетные направления деятельности. Понятно, что в современном, быстро меняющемся мире сложно удержать в своих руках все современные научно-технические достижения. Но сегодня можно сказать, что вуз ориентирован в своей работе на самые передовые достижения в медицине, науке и технике. Кроме того, хотелось бы отметить, что немалых успехов в этих направлениях деятельности достигли сотрудники.

Вековой юбилей академии стал отправной точкой для начала новых свершений, преобразований.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развитие медицинского образования на современном этапе
КемГМА: Первая дорога для врача
«РЕАВИЗ»: РЕАбилитация, Врач и Здоровье
ММА: гармонизация медицинского образования
Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы
Медицинское образование на Дальнем Востоке
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
Динамика психологического статуса студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ