Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием ПетровичемВ мае 2008 в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ было принято решение о создании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. Об этой инициативе рассказывает ректор СГМУ Геннадий Котельников. Просмотров: 2782
Опора - на мнения профессионалов
В мае 2008 года в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ прошло совещание с ректорами образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения, в ходе которого было принято решение о создании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов. В него вошли 55 руководителей учебных заведений. По мнению главы министерства Татьяны Голиковой, создание совета поможет оперативно решать самые острые вопросы в сфере медицинского и фармацевтического образования. Председателем президиума совета ректоров единогласным решением избран ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ. – Геннадий Петрович, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны был создан совсем недавно. Чем это было продиктовано? Каковы цели и основные направления новой организации? Какими были ее первые шаги? – Прежде всего, отмечу, что создание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны – это инициатива партии «Единая Россия», которую активно поддержало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Совет является структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Российский союз ректоров». Свою работу он будет осуществлять в форме межрегиональной общественной организации без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Здесь важно подчеркнуть, что совет ректоров – это консультативный орган при Министерстве здравоохранения РФ, поэтому решения нашей общественной организации будут рассчитаны, прежде всего, на сотрудников министерства. Другими словами, представители Минздравсоцразвития, прежде чем принять какие-то важные решения, смогут базироваться на мнении профессионалов медицинского и фармацевтического сообщества. С другой стороны, ректоры вузов помогут сами себе, поскольку будут готовить приемлемые и реализуемые решения. Таким образом, мы будем совместно решать актуальные задачи. Цели, задачи и направления деятельности нашей общественной организации подробно и четко изложены в уставе. Сразу отмечу, что главная целевая установка – это объединение усилий и координация взаимодействия ректоров всех отраслевых вузов страны по таким направлениям, как развитие системы высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области медицинского образования и науки; улучшение социальной защищенности обучающихся и работников образовательных учреждений. Мы намерены развивать систему социального партнерства отраслевых вузов и иных образовательных организаций, государственных структур, научных, профсоюзных и других организаций. Кроме того, члены совета будут способствовать практической реализации программ интеграции высшего и послевузовского профессионального образования. – Ваши коллеги утверждают: «Без качественного образования нет качественного здравоохранения». Каковы, на ваш взгляд, самые болевые точки отраслевого образования? Какие проблемы можно решить в ближайшее время, а какие вырисовываются в долгосрочной перспективе? – Главным результатом деятельности медицинских вузов, безусловно, должно стать повышение качества и доступности оказания медицинской помощи. Именно поэтому сегодня перед нами стоят конкретные задачи: повышения качества подготовки кадров для отрасли, обеспечения непрерывности подготовки специалистов на последипломном уровне, повышения качества прикладной и фундаментальной вузовской науки и, наконец, совершенствования лечебной работы на базах практического здравоохранения и в собственных вузовских клиниках. Наиболее значимые вопросы, касающиеся деятельности всех отраслевых вузов, выносятся членами президиума совета и рассматриваются на его заседаниях, а также на общих собраниях советов. Именно так сейчас и строится работа, для более детальной проработки вопросов созданы и активно включились в работу комиссии и рабочие группы по направлениям. – На одном из заседаний совета, прошедшем в Минздравсоцразвития России, обсуждались подготовленные министерством при участии вашей организации предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей. Что, прежде всего, учитывалось при разработке конкретных целевых показателей и критериев? На основании чего определялись критерии оценки деятельности? – Действительно, на заседании обсуждались предложения по определению целевых показателей деятельности медицинских и фармацевтических вузов, а также критерии оценки эффективности работы их руководителей. Все показатели определены с учетом возможности объективной оценки, чтобы исключить субъективный подход, и построены во взаимосвязи друг с другом. При разработке конкретных целевых показателей и критериев учитывалась, в первую очередь, уставная деятельность учреждений. Критерии отбирались с таким расчетом, чтобы в их выполнении были задействованы все структурные подразделения учреждения. В основу определения критериев оценки деятельности были положены сквозной принцип оценки работы ректора и деятельности университета; разумная достаточность в формировании оценочных критериев; прозрачность в оценках; возможность совершенствования критериев оценки. Для всех федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, были определены три основные группы критериев: по основной деятельности учреждения; по финансово-экономической деятельности и исполнительской дисциплине; по кадровому обеспечению основной деятельности. Так, например, для вузов среди критериев, характеризующих основную деятельность учреждений и качество образовательных услуг, был определен такой, как доля обучающихся в высшем учебном заведении, прошедших тестирование на соответствие полученных знаний установленным требованиям (не менее 80 процентов). Для оценки этого критерия будет создана экспертная комиссия из представителей вузов и Минздравсоцразвития России, которая будет осуществлять тестирование обучающихся в вузах по основным дисциплинам учебных программ, что позволит определить качество подготовки студентов в каждом конкретном учебном заведении. Кроме качества подготовки студентов, среди перечня целевых показателей предусмотрен и характеризующий качество учебно-производственных комплексов в вузах, а именно: наличие утвержденных программ подготовки, учебно-методической литературы, оборудования для практических занятий и пр. Также есть показатель, характеризующий наличие высококвалифицированных кадров среди преподавательского состава вуза. В предложениях рабочей группы также представлены количественные показатели: выполнение госзаказа по плану приема, подготовки и переподготовки обучающихся. Блок финансово-экономических показателей направлен на строгое соблюдение финансовой дисциплины и целевое использование бюджетных средств. – Медицинские вузы в национальном проекте «Образование» занимают особое место. При этом специалисты подчеркивают, что хотя российское высшее образование развивается в русле международного образовательного процесса, не стоит забывать и о своих достижениях в этой области. В частности, при приеме в медицинские вузы никак нельзя ограничиваться только результатами единого государственного экзамена, необходимы некоторые дополнительные испытания. Какую позицию по этому вопросу занимает совет ректоров? – Этот вопрос на сегодняшний день – один из самых сложных. Есть решение Правительства РФ, и с 2009 года все абитуриенты должны зачисляться в вузы по результатам ЕГЭ. Однако, на наш взгляд, при поступлении в медицинские вузы, помимо ЕГЭ, должны существовать дополнительные испытания, так называемые экзамены на профессиональную пригодность. Для медицины этот вопрос актуален, прежде всего, потому, что система здравоохранения избирательна и требует от человека особых личностных качеств. Здесь нужны доброжелательные и ответственные люди, способные сопереживать. Согласитесь, что выявить профессиональные способности и особенности человека можно только в результате дополнительных профессиональных испытаний, а не по результатам тестирования. Безусловно, высшее образование в России идет в русле международного образовательного процесса, но при этом надо разумно отстаивать свои достижения в этой области. – Под вашим началом в Самарском государственном медицинском университете сформировалась школа научно-педагогических кадров. Как вы считаете, какое место в деятельности совета ректоров должно занять повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований в медицинских и фармацевтических вузах? – Как известно, качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше полученного образования. Качество полученного базового образования – вот основа основ, и подчас она определяет путь человека, и не только профессиональный, но и жизненный. Качество подготовки специалистов зависит от многих составляющих, однако главными здесь все же являются квалификация и академичность преподавательского состава, а также наличие мощной материально-технической базы вуза. Особенность вузовской науки – ее тесное и самое непосредственное взаимодействие с образовательным, а для медицинских вузов и с лечебным процессами. В век высоких технологий нельзя учить студентов только по рисункам и книгам. Без «живой» науки, инновационного подхода во всем невозможно качественное образование. Такое тесное переплетение, в свою очередь, позволит повысить качество и самих фундаментальных, и прикладных научных исследованияй в медицинских и фармацевтических вузах. – В системе здравоохранения Самарской области наблюдается глубокое взаимопроникновение медицинской науки и практики. Собираетесь ли вы предложить модель такого сотрудничества коллегам из других регионов? – Вы правы, взаимопроникновение медицинской науки и практики в нашем регионе с каждым годом становится все более глубоким. Сегодня в практическом звене Самарской области работают 37 докторов и 385 кандидатов медицинских наук. Из 87 внештатных специалистов областного министерства здравоохранения и социального развития 27 человек являются сотрудниками СамГМУ. Статус клинических имеют 15 лечебных учреждений, в том числе 3 поликлиники. Организаторы здравоохранения возглавляют кафедры вуза, при этом трудно сказать, какой именно вид деятельность для них первостепенен и более важен – заведование кафедрой или работа в должности главного врача ЛПУ. Отдельно хотелось бы сказать о клиниках университета, которые своим предназначением являют модель технопарка биомедицинского направления, где решается триединая задача – лечить, учить и заниматься наукой. Такое взаимодействие позволяет совместными усилиями решать очень многие проблемы профессионального плана и, безусловно, влияет на качество подготовки специалистов. Полагаю, что наш опыт будет интересен и полезен коллегам, и мы сможем обсудить ключевые моменты во время встреч и совещаний. – Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов для высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений – работа трудоемкая и ответственная. Будет ли совет ректоров в своей деятельности уделять ей соответствующее внимание? – Безусловно. Мы считаем очень важным, что Министерство здравоохранения и социального развития России и совет ректоров будут совместно разрабатывать образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов, которые впоследствии будут утверждаться в Министерстве образования и науки. Завершение работы по совершенствованию образовательных стандартов планируется в 2009 году. Большой объем подготовительной работы в этом направлении уже сделан. Надеемся, что профессиональный подход к содержательной составляющей государственных образовательных стандартов по медицинским и фармацевтическим специальностям тоже будет способствовать подготовке специалистов достойного уровня качества. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|