Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Вклад в образование - вклад в здоровье нации

Укрепление здоровья сегодня декларируется в России в качестве ключевой задачи. По сути, любой вклад в здоровье нации – это инвестиции в благополучие и процветание нашей страны, а вклад в образование в сфере здоровья гарантирует пролонгированный результат на долгий период.

Просмотров: 94

За здоровье!

«Когда нет здоровья – молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Геродот.

В 2014 году в глобальном рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной. Показатель средней продолжительности жизни в нашей стране превысил семьдесят один год. Цифры в своём недавнем послании Федеральному Собранию озвучил президент Владимир Путин. Национальный лидер особо подчеркнул, что нужно заострить внимание на состоянии здравоохранения. Мысль чётко коррелируется с пропагандой здорового образа жизни – новым для нынешней России социальным феноменом. В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года физическая культура и спорт – наряду с развитием здравоохранения, образования, повышением экологической безопасности – рассматриваются как фактор развития человеческого потенциала.

Образование – это жизнь

В России медицинские факультеты ежегодно заканчивают 2-3 тыс. человек, медицинские вузы системы Минздрава РФ – 23-25 тыс. В 2013 году средними и высшими образовательными учреждениями Минздрава РФ, с учётом имеющейся потребности субъектов Российской Федерации в кадрах, в целом было принято на обучение более 250 тыс. человек.

В системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно обучается около 180 тыс. специалистов отрасли здравоохранения, в том числе в учреждениях профессионального дополнительного образования – 64,2 тыс. человек, на факультетах усовершенствования врачей и провизоров – 115,1 тыс.

Качество жизни населения находится в прямой зависимости от качества образования медицинских работников. Как отмечает Комиссия Общественной палаты РФ по охране здоровья, которая представила результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и текущего состояния здравоохранения в России, респонденты считают, что «многие позиции в здравоохранении до сих пор находятся на высоком уровне главным образом за счёт накопленного багажа советской системы. Наблюдается постепенное, но достаточно интенсивное ухудшение здравоохранения по ключевым параметрам».

Отрасль здравоохранения ощущает острый дефицит кадров. В медицинских организациях в 2013 году работало более 2 млн. медработников, из них, по данным Росстата на 1 января 2014 года, в учреждениях здравоохранения системы Минздрава России – 587 482 врача (в том числе 365 842 врача клинических специальностей) и 1 295 736 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Обеспеченность населения (на 10 тыс.) врачами выросла с 40,8 в 2008 году до 41 в 2013 году, средними медицинскими работниками снизилась – с 94,1 (2008) до 90,4 (2013). Обеспеченность врачами клинических специальностей составила 25,5 на 10 тыс. населения. При этом сохраняется неоднородность обеспечения специалистами в разных регионах.

Другая сторона – качество подготовки молодых сотрудников. «Опросы работодателей показывают растущую неудовлетворённость качеством высшего образования и отсутствие связи высшей школы с потребностями и запросами рынка труда», – завил председатель комиссии по охране здоровья Евгений Ачкасов. Это следствие многих факторов, в том числе и свидетельство недостаточности приобретённых знаний и навыков, чтобы на всём протяжении профессиональной деятельности сохранять компетентность.

Проблему понимают в образовательных учреждениях, и её решение является приоритетным. Сегодня в России врачей готовят 46 медицинских университетов в системе Минздрава РФ, параллельно создано 35 факультетов в системе Минобрнауки РФ. Как и всё высшее образование, этот кластер реформируется под современные потребности страны, что вскрывает новые проблемы. Как правило, не соответствует международным стандартам преподавание в новых медицинских вузах и на вновь создаваемых медицинских факультетах университетов, число которых быстро растёт. Не менее острой остаётся проблема дальнейшего роста числа негосударственных образовательных учреждений, так называемых «коммерческих» вузов. Это было отмечено на совещании ректоров медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации с участием экспертов Европейского регионального бюро ВОЗ, представителей Всемирной федерации медицинского образования, РАН, РАМН, Министерства здравоохранения, Министерства образования РФ, депутатов Госдумы и администрации Президента РФ.

Высокие рейтинги имеют преимущественно те вузы, у которых есть собственные клинические базы, потому что это основа качественной подготовки врача. Напомним, строительство собственных клиник для медицинских образовательных учреждений началось ещё в конце XIX века. Но сегодня эта деятельность прекратилась вовсе, более того – специалисты отмечают, что идёт процесс постепенного вытеснения вузов из муниципальных больниц. Кроме того, перед образовательными учреждениями стоит ещё масса вопросов – участие в Болонском процессе, устранение перекосов в кадровой подготовке, непрерывность обучения специалистов и привлечение молодёжи на село. И это только верхушка айсберга!

Пока отечественная медицина будет развиваться только как медицина болезней – трудно ожидать, что нация станет здоровой. Опрос свидетельствует – практикующие врачи чувствуют «потребность в системной модернизации и институциональных изменениях всей отрасли». Понятно, что без качественных изменений в организации обучения положительных перемен в здравоохранении не добиться. И очень важно при этом не разрушить традиции, которые формировались многими десятилетиями и определили престиж медицинской школы России. Это гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность. Как отмечает Российская ассоциация специалистов функциональной диагностики, в нашей традиции врач не просто квалифицированный специалист, это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный человек, дающий надежду на исцеление и поддерживающий больного и его близких.

Я то, что я ем

Наряду с вузами в стране ведётся подготовка ветеринарных специалистов среднего звена. Всего в Российской Федерации 285 сельскохозяйственных техникумов и колледжей, в том числе 4 ветеринарных, 10 – зооветеринарных. В 75 техникумах есть ветеринарные отделения, в 52 – зоотехнические.

Забота о здоровье требует комплексного, многоаспектного подхода. По данным Всемирной организации здравоохранения, сохранение здоровья человека лишь на 15 процентов зависит от медицины. Оставшаяся часть делится примерно так: на 15 процентов – зависимость от экологии, на 25 – от уровня жизни, на 45 процентов – от качества конкретного индивидуума. То есть огромное влияние на человека оказывает состояние окружающей среды, качество питания, достойные условия труда, быта, воспитание и множество других факторов.

К провайдерам ЗОЖ можно отнести вузы, выпускающие специалистов в сфере ветеринарии. Безусловно, важна их роль в контроле качества продуктов питания и окружающей среды, особенно в условиях глобализации и интеграции пищевого рынка. Не зря же говорят, врач спасает человека, ветеринар – человечество.

Специалистов с высшим ветеринарным образованием готовят 43 вуза, входящих в систему Минсельхоза РФ. На очные и заочные отделения принимаются ежегодно 5 тыс. человек – больше, чем в советское время. Но здесь тоже есть свои проблемы. Речь идёт не только об образовательном процессе, но и о качестве контингента поступающих. Хотя на ветеринарные специальности, в отличие от других сельскохозяйственных профессий, всё ещё имеется спрос: более чем на половине факультетов вступительный конкурс составляет менее двух человек на место. Получается, что вузы принимают практически всех желающих.

С вхождением в Болонский процесс и двухуровневой системой образования перед ветеринарными вузами встали те же проблемы, что и перед медицинскими. Консультант-помощник отдела образования Минсельхоза РФ, ветеринарный врач Надежда Кондричева отмечает: «Не менее опасно для общества выпустить вчерашнего школьника после четырёх лет обучения на ветеринарно-санитарном факультете с дипломом о высшем ветеринарном образовании и обязывающей записью в нем «бакалавр ветеринарно-санитарной экспертизы». В зарубежных странах просто невозможно найти ветеринарных санитарных экспертов, у которых за спиной в качестве опыта лишь четырехлетний вузовский курс. Сейчас Россельхознадзор не скрывает, что выпускников приходится год-два доучивать и стажировать, оформляя лишь на рядовые лаборантские должности, при этом остро нуждаясь в квалифицированных санитарных врачах. А сколько надо будет затратить средств и времени работодателям на доучивание «четырёхлетних бакалавров»? Выпускники-бакалавры сами чувствуют, что их уровень пока не устраивает работодателя, и большинство вынуждено учиться ещё год для получения диплома специалиста».

Специалисты отрасли также отмечают другие проблемы высшей школы – это очень низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава и, как следствие, текучесть кадров, что сказывается не лучшим образом на учебном процессе будущих ветеринарных врачей. Недостаток финансирования влияет на лабораторное оснащение, а значит, и на уровень подготовки студентов. Здесь возникает явное противоречие: с одной стороны, высшее образование производит позиционный товар, который создает стимул к социальному престижу, с другой – реальный престиж профессии низок. По мнению экспертов, государство пока уделяет недостаточно внимания этому кластеру образования, хотя роль национальной ветеринарной службы в деле сохранения здоровья населения трудно переоценить.

Новый социальный феномен

В Российской Федерации функционирует 49 училищ олимпийского резерва, из них 9 – федеральных и 40 – в ведении регионов. Общая численность учащихся – 8,4 тыс. человек. Училища обеспечивают подготовку спортсменов для сборных команд страны – 22 процента от численности учащихся, и регионов – 78 процентов.

Конечным результатом политики любого государства является здоровье нации, именно оно выступает мерилом качества жизни. Здоровье подрастающего поколения – один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны, её национальную безопасность. К счастью, сегодня кардинально меняется отношение к самому образу жизни. В современном обществе становится модным быть в хорошей физической форме. Главное, чтобы этот социальный феномен не оказался таким же капризным, как сама мода, ведь, по словам министра спорта страны Виталия Мутко, пока в целом только десятая часть населения в возрасте от 30 до 59 лет вовлечена в физические тренировки. В возрасте от 60 лет и старше спортивные занятия предпочитает и того меньше людей – всего 1 процент. Женское население также очень неактивно. Для обеспечения здоровья нации в целом эта цифра должна составлять примерно 30 процентов. «В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года определены очень амбициозные задачи, которые должны мы вместе реализовать, – отмечает министр. – Напомню, что не менее 40 процентов россиян к 2020 году должны быть вовлечены в спорт и систематически заниматься спортом, при этом уровень обеспеченности спортивными сооружениями должен возрасти в 1,5 раза».

Результаты покажет будущее, пока же, судя по Докладу состояния здоровья населения в 2013 году в РФ, ситуация в стране не слишком радужная. В структуре причин смерти среди россиян первое место традиционно удерживают болезни системы кровообращения – 53,2 процента или 696,5 на 100 тыс. населения. На втором месте смертность от новообразований – 15,4 процента или 201,5 на 100 тыс. населения. На третьем месте внешние причины – 9,1 процента. Далее следуют болезни органов пищеварения – 4,7 процента, болезни органов дыхания – 3,8 процента. В структуре заболеваемости у взрослого населения лидируют болезни системы кровообращения – 19,1 процента, на втором месте болезни органов дыхания – 24,2, на третьем месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 9,8 процента. У детского населения на первом месте – болезни органов дыхания. На втором месте у детей до 14 лет – болезни органов пищеварения, у детей 15-17 лет – болезни глаза и придаточного аппарата. На третьем месте у детей до 14 лет – болезни глаза и придаточного аппарата, у детей 15-17 лет – болезни органов пищеварения.

Специалисты отмечают, что на уровень заболеваемости большое влияние оказывают вредные пристрастия, стрессы, малоподвижный образ жизни. Им-то как раз и можно противопоставить массовый спорт. А поскольку здоровье – это ещё и культура, то она должна прививаться с детства с помощью такого неотъемлемого элемента, как физическое воспитание. На это сегодня сориентированы школы, ведь, как свидетельствует статистика, учебные заведения превратились в дополнительный фактор риска развития заболеваний. Данные медицинских осмотров говорят о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. По информации различных источников, насчитывается лишь 10-15 процентов практически здоровых школьников, примерно половина имеет небольшие морфологические или функциональные отклонения и 35-40 процентов детей – хронические заболевания. К моменту окончания школы каждый третий выпускник зарабатывает близорукость, нарушение осанки, а каждый четвёртый – патологию сердечно-сосудистой системы. Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в два раза. Как не забить тревогу?!

Сохранить и поддержать стремление общества к здоровому образу жизни и занятиям спортом может и призвана система профессионального физкультурного образования. Кстати, само её существование стало значительным достижением отечественной системы образования. В большинстве стран мира такой профиль образования просто отсутствует. В России подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта осуществляют 146 высших и средних федеральных учреждений профессионального образования – 18 средних и 94 высших учреждения Минобрнауки РФ, 20 средних и 14 высших учреждений Минспорта и туризма, – в которых обучается 87,7 тыс. студентов.

Огромный толчок спортивному образованию дали Всемирная летняя универсиада в Казани и Олимпийские зимние игры в Сочи. В преддверии этих двух грандиозных международных событий были созданы Российский международный олимпийский университет (РМОУ) и Международный образовательный центр Международной федерации студенческого спорта (FISU) на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Но существующие учебные заведения ощущают недофинансирование. Например, до 90-х годов в вузах физической культуры существовало более 80 лабораторий спортивно-педагогической и медико-биологической направленности, составлявших основу научного потенциала отрасли. Сегодня действует только 5 научно-исследовательских подразделений. Из 154 необходимых комплексов высокотехнологичного научного оборудования в вузах имеется 27.

Однако хотя бы количество выпускаемых специалистов достаточно для страны, в которой теперь акцент сделан на пропаганду массового спорта и физического воспитания. Это особенно важно в условиях увеличения в общеобразовательных школах часов физкультуры и возвращения в нашу жизнь норм ГТО. Напомним, эту инициативу горячо поддержал Владимир Путин, который считает, что благодаря ГТО в стране выросло не одно поколение активных и здоровых людей, это самый объективный инструмент оценки физического здоровья нации. В рамках обновлённого ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет и до семидесяти. Вокруг комплекса «Готов к труду и обороне» споры ещё продолжаются, но сам факт состоялся, и это, безусловно, подтянет всё общество вверх по спортивной лестнице – деваться некуда.

Всё в наших руках?

Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования – учащихся, педагогов и прочих.

В систему входят:

• использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными;

• учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;

• создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

• использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Кто же будет непосредственно реализовывать столь важные для любой страны задачи, удастся ли сохранить качественную динамику, поднять уровень здоровья нации на более высокий уровень? Это во многом зависит от нынешнего молодого поколения – будущих специалистов в сфере медицины, физической культуры и других отраслей, непосредственно связанных с сохранением здоровья и благополучия людей.

Однако непреходящую ценность здоровья, прежде всего, должны культивировать педагоги – люди, которые сопровождают нас с самого детства до этапа взросления, остаются авторитетными на всю жизнь. Развитие культуры здоровья самого педагога, по мнению специалистов, способно разрешить множество противоречий. Актуальным становится сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий как качественной характеристики образования.

Термин «здоровьесберегающие педагогические технологии» появился в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. На самом деле это система мер, направленных на рациональную организацию учебного процесса. Он должен соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям ребёнка и гигиеническим требованиям. Среди условий обучения в школе обязательны отсутствие стресса, адекватность требований к школьнику и методик обучения и воспитания. Учебная и физическая нагрузки должны подходить возрастным возможностям ученика, при этом необходим рационально организованный двигательный режим. Способны ли будут педагоги справиться с такой комплексной задачей, во многом зависит от вузов страны.

Особую роль в сохранении и приумножении здоровья нации играет образование в области искусства и культуры. Ведь, очевидно, одного здоровья физического совершенно недостаточно, для гармоничного развития личности необходимо здоровье духовное. Система художественного, театрального, музыкального образования России не только воспитывает талантливую молодёжь, но и решает задачу сохранения и развития культуры общества, способствует укреплению духовного здоровья.

Для привлечения внимания к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год указом Президента РФ был объявлен Годом культуры. Как он прошел? Какие проблемы высветил, и какие задачи поставил на будущее? Год культуры – это не только набор важных мероприятий. Это нелишний повод задуматься о значимости «духовных скреп». Как куются они в образовательных организациях страны? Читайте в этом номере «АО».

Кроме того, справедливости ради заметим, что абстрактное понятие «здоровье нации» складывается из вполне конкретного состояния каждого индивидуума, его образа жизни, отношения к себе и близким. Так что если не всё, то многое в наших руках. Однако существуют очень любопытные данные, полученные пять лет назад в результате опроса «Ведёте ли вы здоровый образ жизни?». Положительно ответили 60 процентов респондентов. А когда у них же спросили: «Вы пьете, курите?», – 90 процентов признались: «Да». То есть у каждого человека существует своё понимание ЗОЖ. Между тем алкоголизмом и наркоманией страдает 2 процента населения страны, почти 3 млн. человек, – и это только официальные данные. Так что и государству в этой сфере отводится особая роль: профилактика и пропаганда здоровья, ценности человеческой жизни. Президент межрегионального общественного движения «Здоровье нации», Герой России Вячеслав Трубников подчеркивает: «Потребовать от гражданина неукоснительного соблюдения норм санитарии и гигиены, ведения здорового образа жизни в приказном порядке, естественно, невозможно, но помочь правильно сориентироваться и сделать верный выбор в жизни – прямая задача соответствующих органов власти, структур системы здравоохранения, научных и общественных организаций, работающих в сфере охраны здоровья населения».

Таким образом, укрепление здоровья сегодня декларируется в России в качестве ключевой задачи, а ответственность должны разделить государство, бизнес, гражданское общество, семья и каждый человек. По сути, любой вклад в здоровье нации – это инвестиции в благополучие и процветание нашей страны, а вклад в образование в сфере здоровья гарантирует пролонгированный результат на долгий период.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, акцент, здоровьесберегающие технологии, медицинское образование

Похожие материалы:
ОмГМА: Международный обмен набирает обороты
У истоков медицинской школы Оренбуржья
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Образование – российское, измерители – европейские
Воркутинский медицинский колледж в числе лучших
Профессиональное образование в условиях современной миграционной политики
Проблемы здоровьесбережения в системе образования
Интервью с ректором СамГМУ Котельниковым Геннадием Петровичем
Инновационная политика в медицинском образовании
Международное сотрудничество медицинского университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
#101Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
#110Белгородский государственный институт искусств и культуры активно применяет бережливые технологии
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний