Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональное образование в условиях современной миграционной политики

Вне всяких сомнений, миграционный процесс в России является ныне одним из наиболее болезненных вопросов. И с каждым годом проблема будет только обостряться. Во избежание снижения качества профессионального образования и дальнейшей деградации экономики необходимы конкретные меры.

Просмотров: 979

Ловушка для страны

Вне всяких сомнений, миграционный процесс в России является ныне одним из наиболее болезненных вопросов. И с каждым годом проблема будет только обостряться. Во избежание снижения качества профессионального образования и дальнейшей деградации экономики необходимы конкретные меры.

Ю.В. КРУПНОВ, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (г. Москва)

Шило на мыло?

Современная миграционная политика России оказывает самое непосредственное влияние на систему подготовки рабочих кадров и молодых специалистов практически всего спектра отраслей российской экономики, поскольку в ходе иммиграционной экспансии происходит системное замещение малоквалифицированной рабочей силой, фактически отменяющее необходимость систематической подготовки квалифицированных рабочих. В этом смысле на практике происходит вымывание ряда профессий, что, кстати, ярко, как в зеркале, отражается в бесконечном реформировании системы профессионального образования, приведшем в конечном счете к исчезновению НПО как одной из ступеней подготовки квалифицированных кадров.

Миграционная волна малоквалифицированного рабочего труда фактически закрепляет устарелые или нулевые технологические уклады, убивая «дорогой» труд и задачу дальнейшей индустриализации, что лучше всего отслеживается в строительной индустрии. С экономической точки зрения этот процесс объясним погоней за прибылью. Следовательно, меры по стимулированию миграции, по сути, выполняют функцию замещения высокопроизводительного и квалифицированного элитного человеческого ресурса, который выезжает из страны или уезжает из региона, на низкоквалифицированную малограмотную рабочую силу.

Это явление, безусловно, носит отрицательный характер. Но если говорить о системном регулировании миграции, то ситуацию можно изменять с помощью профессионального образования, в том числе формируя систему профобразования непосредственно в тех странах, откуда в Россию прибывает основная масса трудовых мигрантов. Для этого необходимо вкладывать определенные инвестиции, создавать профессиональные училища, а одновременно продвигать в эти государства и новую индустриализацию, задействуя трудовой ресурс и не разрушая отечественную промышленную систему.

Но есть и иной поток трудовых ресурсов, который внешне выглядит более приемлемым для развития страны. Как наиболее известный пример достаточно вспомнить постановление правительства о привлечении в страну для покрытия кадрового дефицита летчиков гражданской авиации из ближнего зарубежья. Надо заметить, что речь идет об одной из самых высокооплачиваемых профессий, причем в России уровень заработной платы пилотов пассажирских лайнеров выше, чем в большинстве стран мира. Но здесь видится иная тенденция: миграция фактически начинает применяться как репрессивный инструмент давления на собственные квалифицированные кадры. Таким способом в сознании людей формируется представление, что мировой рынок рабочих рук беспределен, и стоит только позвать, как из -за рубежа, словно по мановению волшебной палочки, явятся и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

Вторая страница миграционного сценария написана в соответствии с экономической политикой в самой стране. В станкостроении сегодня занято в 15 раз меньше людей, чем накануне развала СССР, в машиностроении – в 8–9 раз. Налицо и закономерные результаты отказа от собственного авиационного производства. Ещё десять лет назад 92 процента машин, эксплуатировавшихся российскими авиакомпаниями, были отечественными, сегодня – лишь 8 процентов. Вслед за прекращением выпуска отечественных лайнеров и выходом на российские авиалинии самолетов «Boeing» и «Airbus» в страну неминуемо приходят и иностранные стандарты обслуживания полетов, и сами пилоты.

Дешево, да гнило

Возникающая у работодателей привычка рассчитывать на готовый квалифицированный трудовой ресурс видна невооруженным глазом и в процессе внутрироссийской миграции. Наши регионы, даже открещиваясь от мигрантов из государств бывшего Советского Союза, всё равно, по сути, могут себе позволить потенциально отказаться от создания мощной системы профессионального образования. Запрос прост: производству нужны кадры сейчас, много и дешево. Вузы и колледжи их дадут со словами глубокой благодарности. На потребительском отношении и формируется вся система, в том числе с привлечением и более далеких мигрантов. Зачем вкладывать средства в подготовку молодых специалистов, тратить силы на формирование у них необходимых трудовых и социальных качеств, если всё можно получить даром?

На государственном уровне постоянно ставятся вопросы о необходимости повышения миграционной привлекательности России, о курсе на упрощение и либерализацию миграционного законодательства. Всё это направлено на то, чтобы обеспечить ряд отраслей и компаний не просто тружениками, а «молчаливой» и социально не защищенной рабочей силой. Это ставка не на дорогой и высококвалифицированный труд, а на дешёвый и неквалифицированный, то есть на закрепление сырьевой модели экономики.

Мы видим, что серьезная деформация системы профессионального образования происходит из -за отсутствия планирования трудовых ресурсов минимум на десять, а ещё лучше –на пятнадцать-двадцать лет, что просто необходимо с точки зрения элементарных законов воспроизвод­ства. Как результат – возникла катастрофическая ситуация, выражающаяся в идее существования дефицита кадров.

На самом деле демографические показатели свидетельствуют, что огромная часть населения не вовлечена в трудовой процесс либо утеряла свои профессиональные навыки. Безмерное количество молодежи депрофессионализируется уже в первые годы своей самостоятельной жизни, к двадцати пяти годам становясь неспособными к системному и эффективному труду. В стране огромный дефицит не людей, а рабочих мест, тем более – рабочих мест высокой квалификации и достойности (термин Международной организации труда при ООН). Большинство трудоспособного молодого населения не работает по специальности, а занятость его низкокачественная, неустойчивая, сезонная, фрикционная, налицо полузанятость, частичная занятость и тому подобное. В России сложилась целая система псевдозанятости, когда люди не занимаются своим делом, без конца меняют место работы, работают по половине дня на направлениях, которые не привносят никакого развития в сложившуюся экономическую систему.

Поэтому все вопросы развития страны, не говоря уже о промышленной политике и реальном секторе экономики, должны начинаться, прежде всего, с кадрового планирования, создания эффективных систем профессионального образования. Без этого ни о каком развитии государства говорить не приходится.

Миф о ДПО

Безусловно, система дополнительного профессионального образования должна ввести в ряды тружеников и тех людей, которые остались без работы в связи с развалом аграрного сектора страны или отдельных отраслей промышленности. Но я часто себя ловлю на мысли, что наблюдается какой-то поверхностный подход к системе профессионализации и вообще к месту человека в сфере труда. Всем кажется замечательным, что налицо бурный рост – по крайней мере в сфере услуг – системы дополнительного профессионального образования. Это надо только приветствовать. Но вместе с тем мы преувеличиваем её значение, считая, что сможем легко конвертировать черное в белое, переквалифицировать маляра в управдома.

По данным федеральной миграционной службы, в 2013 году в России находилось почти 11 млн. иностранцев, что составляет около 7 процентов населения страны. Более трети иммигрантов работает в Московском регионе, каждый шестой – на территории Уральского федерального округа, главным образом в нефтедобывающих Ямало-Ненецком и Ханты-Мансий­ском округах. Десятая часть иммигрантов осела на Дальнем Востоке.

Это прекрасно показала ситуация и 90-х годов, и сегодняшнего времени. Когда, например, происходило массовое увольнение офицеров в запас, то многообразные программы переучивания показали чрезвычайно низкую их эффективность. Как правило, бывшие кадровые военнослужащие опирались на те профессионально­квалификационные признаки, которые уже имели в рамках своей армейской службы или близкие к ним. Не бывает таких чудес, чтобы человек, десять лет трудившийся механизатором, в одночасье переучился и стал успешно работать медицинским братом или менеджером по продаже.

При всей важности задач изменения профессии и внешней красоты доктрины, что каждые пять лет человеку стоит сменить свой профессиональный профиль, не стоит возлагать на них слишком большие надежды. Реальная профессионализация в развитых экономиках занимает десятилетия, а большинству людей система дополнительного образования позволяет лишь подрасти в своем мастерстве, слегка подновить жизненный курс, но не может кардинально изменить направление всей его трудовой деятельности.

Еще одной негативной стороной миграционной политики является проблема опустынивания подавляющего числа отечественных регионов. Нам мало внутренней миграции, когда Москва, Санкт-Петербург и дюжина других мегаполисов буквально высасывают самую талантливую и активную молодежь из малых городов и районов. Исключительно выборочный характер носит и иммиграционная волна, которую правильнее было бы назвать потоком, поскольку её устьем опять же становится не вся необъятная Россия, а небольшое число относительно благополучных городов. Непомерное раздувание городов­гигантов на фоне сокращения численности населения других регионов страны напоминает известную басню И.А. Крылова. Следовательно, миграция – как внешняя, так внутренняя – в сегодняшней форме ведет к угасанию профессионального образования, к системной деградации экономики, уничтожению национальной промышленности и рынка труда.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: миграционная политика, профессиональное образование, акцент, ао-76

Похожие материалы:
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Ловушка для страны
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Национальный интегратор профессиональных ресурсов
Вклад в образование - вклад в здоровье нации
Формула аграрного образования
Образование – российское, измерители – европейские
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Как учить поколение Z

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Рекрутинг иностранных студентов в странах СНГ
Бесплатный вебинар для специалистов международных служб вузов «Рекрутинг иностранных студентов в...
Качество образования: уровень международный
В апреле 2019 года Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина...
Новые открытия и большие возможности
Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования...
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
Из журнала
#105Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#107Опыт внедрения проектного обучения в Инженерно-технологической академии ЮФУ
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#106Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ