Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование – российское, измерители – европейские

В одном из недавних номеров журнала на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), были представлены материалы тематических обзоров систем образования. Продолжаем знакомить читателей с результатами международных сопоставительных исследований.

Просмотров: 322

В одном из недавних номеров журнала (№ 74, октябрь, 2014) в материале Г.А. Красновой и С.В. Парфеновой «Финансирование образования в период финансового кризиса» на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), были представлены материалы тематических обзоров систем образования. Продолжаем знакомить читателей с результатами международных сопоставительных исследований.

Россия с самого начала перестройки сотрудничает с ОЭСР. С одной стороны, этому способствуют реформы в нашей стране, связанные с установлением рыночных отношений и демократических норм, с другой – стратегия международной организации, направленная на собственное расширение за счет бывших социалистических стран Европы.

Созданная к сегодняшнему дню нормативно-правовая база позволяет вести работу по многим направлениям. Россия участвует в деятельности большего числа комитетов и вспомогательных органов ОЭСР и фактически имеет статус страны-партнера, что дает право высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам и участвовать в выработке решений и рекомендаций, а также открывает доступ к международной информационно-аналитической базе.

«Открытость, интеграция в международные экономические процессы – это наш безусловный выбор. Мы не отказались от него в период кризисных испытаний, не будем менять его и сейчас, в том числе активизируем присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития».

Из выступления Президента РФ В.В. Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме.

Сфера образования в силу растущей значимости экономики, основанной на знаниях, является важным направлением сотрудничества. Наша страна включена в Программу по международной оценке образовательных достижений учащихся, проекты «Тематический обзор по равенству в образовании» и «Тематический обзор по высшему образованию» Директората ОЭСР по образованию, вовлечена в разработку статистических индикаторов образовательных систем (INES), обеспечивающих прочную базу для количественных международных сравнений.

Ежегодно ОЭСР проводит исследования образовательных систем трех групп – стран, входящих в данную организацию, некоторых ее партнеров и стран «Большой двадцатки». По итогам этой работы готовятся обобщающие доклады, которые считаются авторитетными источниками достоверной и актуальной информации, содержащими сведения, основанные на международных критериях оценки. К докладам прилагаются так называемые «страновые записки», в которых показано, как выглядит система образования той или иной страны в сравнении со средними показателями по ОЭСР. Очередной доклад уже готов (он написан на английском языке), и среди записок есть одна на русском языке, посвященная России. Называется она «Обзор образования. Индикаторы ОЭСР». В тексте документа имеется существенная оговорка: читателям надо иметь в виду, что выборка по Российской Федерации не относится к жителям Москвы, речь идет исключительно о регионах. Все данные относятся к 2012 году.

Первое, что исследовали международные эксперты, – доступность образования. Этому показателю дана высокая оценка: в записке отмечено, что в России (точнее в регионах) больше всего грамотных людей. Средний показатель по ОЭСР – 75 процентов, по нашей стране – 94. Кроме России, образование имеет большое распространение во Франции, Ирландии, Италии, Корее, Испании. Таков один вывод.

Вывод второй. Россия по-прежнему занимает первое место по доле населения с третичным образованием, но это не отражается на уровне читательской грамотности населения. Согласно Международной стандартной классификации, к третичному относится профессиональное образование – как высшее, так и среднее. Значит, в нашей стране больше всего специалистов с дипломами: они составляют 53 процента от общего числа, тогда как в среднем по ОЭСР – 32 процента, а по «Большой двадцатке» – 27. Если судить по цифрам, все в порядке. Однако за рамками обзора дело обстоит по-другому, у присвоенной медали есть обратная сторона.

В странах ОЭСР работников с третичным образованием хоть и меньше, но конкурентоспособность у них выше и отдача от них больше. Соревнуясь в профессионализме, большинство российских специалистов вряд ли сможет угнаться за коллегами из европейских стран. Вот данные, которые служат основой для такого заключения. Это мировой чемпионат Worldskills international, на котором представители наших колледжей оказались, мягко говоря, не очень компетентными. А оценка качества и эффективности работы вузов прозвучала 15 июля на совещании у главы правительства, посвященном развитию системы высшего образования. Здесь было прямо сказано, что диплом в России получить несложно, гораздо труднее приобрести настоящие знания. Названа и причина – некачественная работа тех вузов и филиалов, которые не имеют хороших преподавателей и нормальных условий для занятий наукой и учёбы студентов. Отмечено также, что подобных учреждений в нашей стране немало. В уровне подготовки, который они дают, наблюдается большой отрыв от лидеров образования – федеральных и национальных исследовательских университетов. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что число студентов, которые обучаются по некачественным образовательным программам, составляет 1 млн. 700 тыс. человек – примерно 30 процентов от общей цифры.

На совещании была поставлена цель – осилить вызовы технологического развития и к 2017 году добиться, чтобы все студенты учились по образовательным программам, отвечающим высоким требованиям качества. Обратная сторона медали должна выглядеть не хуже лицевой.

Что касается читательской грамотности, не радуют даже цифровые данные. Этот показатель у России ниже всех. Удивительно, если не знать, что под читательской грамотностью имеется в виду не только умение воспринимать тексты и понимание прочитанного, но также использование полученной информации для участия в жизни общества, развития своего потенциала и достижения своих целей. Исходя из обзора, получается, что за период перестройки и гласности наши граждане так и не научились использовать в практических целях то изобилие сведений, которыми они владеют. Конечно, повышение читательской грамотности постепенно идет. Но понятно: поскольку проблема касается не только образования, а всего гражданского общества, точнее его построения, добиться скорого значительного роста читательской грамотности в европейском понимании будет трудно. К слову, знает ли старшее поколение россиян, что такое гражданское общество?

Вывод третий. Риск безработицы значительно варьируется в зависимости от уровня образования. В подавляющем большинстве стран ОЭСР и ее партнеров, включая и Россию, коэффициенты безработицы находятся в обратной зависимости от уровня образования. Однако в нашей стране различие проявляется наиболее ярко. Уровень безработицы среди населения с основным общим образованием составляет 12,2 процента, а среди людей с высшим и средним профессиональным образованием – 2,8 процента. Разница более чем в четыре раза. Судя по обзору, стремление учиться приносит практическую пользу, рынок труда вознаграждает полученные знания и компетенции.

Важная деталь – в записке сказано, что уровень безработицы в России ниже, чем в странах ОЭСР. И еще: в 2012 году этот показатель уменьшился по отношению к населению в возрасте 25-34 лет. В других исследованных странах такого не наблюдалось.

Вывод четвертый. Уровень бюджетного финансирования образования в России по-прежнему относительно низок, хотя значительно вырос по сравнению с 2000 годом. Траты на образование составляют 3,9 процента от ВВП и 10,9 процента от обшей суммы бюджетных расходов. В среднем по странам ОЭСР эти показатели соответствуют 5,6 и 12,9 процента.

Мы нередко выражаем неудовольствие отечественным образованием и считаем, что в развитых странах, особенно в Европе, все намного лучше. Наверное, на Западе есть много такого, чему неплохо поучиться. Но может быть, и наше образование гораздо лучше, чем иногда кажется. Только существует в других условиях. На это самое четвертый по счету индикатор и указывает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В большинстве стран ОЭСР дети начинают получать образование раньше пяти лет. В дошкольные учебные заведения или младшую начальную школу ходят 84 процента четырехлетних малышей.

* * *

В 2012 году в среднем по странам ОЭСР 49 процентов населения в возрасте 15-29 лет были студентами или учились, 36 – работали, 7 – были безработными и 8 – не входили в рабочую силу.

* * *

В среднем, в странах ОЭСР, участвовавших в исследовании навыков взрослых – 2012 (продукт Программы ОЭСР по международной оценке компетенций взрослых, PIAAC), 32 процента молодежи получили более высокий уровень образования, чем их родители и только 16 процентов не достигли уровня образования, полученного родителями. Во всех странах, за исключением Эстонии, Германии, Норвегии и Швеции, абсолютная восходящая мобильность более распространена, чем нисходящая.

* * *

В странах ОЭСР почти 40 процентов населения в возрасте 25-34 лет имеют высшее образование. Эта доля на 15 пунктов больше, чем в группе 55-64 года.

* * *

Международные индикаторы показывают: больнее всего кризис в экономике ударяет по молодежи с низким уровнем образования. В странах ОЭСР люди с высшим образованием зарабатывают примерно на 70 процентов больше, чем люди, окончившие школу.

* * *

В 2012 году более 4,5 млн. молодых людей учились в вузах за пределами страны своего гражданства. Самое большое количество иностранных студентов в Австралии, Австрии, Люксембурге, Новой Зеландии, Швейцарии и Англии.

* * *

По данным исследования ОЭСР, на вузы и в меньшей степени на дошкольные учебные заведения приходится самая большая доля финансовых средств, выделяемых из частных источников – 31 и 19 процентов соответственно. Государственное финансирование учебных заведений всех уровней сообща выросло с 2000 по 2011 годы во всех странах (за исключением Италии), по которым доступны сопоставимые данные. Однако если учесть, что все больше домохозяйств участвуют в расходах на образование, получится, что частное финансирование росло более высокими темпами как минимум в трех четвертых исследованных стран.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ФЦП развития образования: итоги-2012
Уйти от контроля знаниевого компонента
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Зачем нужна сертификация квалификаций
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Качество образования определяет содержание
Национальная модель аккредитации Казахстана
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Двойное опережение подготовки педагогов
Дуальное образование в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ