НСК: работа над ошибками и планы на перспективуСтатья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл публикаций о становлении в России Национальной системы квалификаций. Эксперт подводит итоги переходного этапа развития НСК и рисует картину преобразований, намеченных на ближайшее десятилетие. Просмотров: 215
БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович – советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, кандидат технических наук, профессор.
Современный этап развития НСК Главные направления современной российской государственной политики в области развития квалификаций определены в Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 597 от 07.05.2012г. В рамках работы по созданию Национальной системы квалификаций (НСК) глава государства предписал разработать профессиональные стандарты на основе единого макета, принять уровни квалификаций, ввести реестр профессиональных стандартов, создать информационный ресурс, содержащий сведения о развитии системы квалификаций. Эти меры направлены на удовлетворение потребностей рынка труда, создание возможности для признания квалификаций работников и их трудоустройства, развития карьеры, а также обучения граждан в течение всей жизни. В представленной на обсуждение участникам Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК) 25 сентября аналитической записке «Основные направления развития Национальной системы квалификаций» говорится, что за семилетний срок проделана масштабная работа. Во-первых, заложена основа инфраструктуры НСК:
Во-вторых, сформированы основы нормативно-правовой базы:
В-третьих, заложены основы новых подходов в описании и оценке квалификаций:
Казалось бы, картина сложилась благоприятная, однако глубокий анализ данных показывает, что результаты проведенной работы для конечных пользователей – государства, граждан, работодателей, образовательных организаций – пока не ощутимы. Часть запланированных решений ещё не реализована, часть не привела к ожидаемым результатам. Так, принятые профессиональные стандарты пока не стали действенным ориентиром для рынка труда. Это объясняется тем, что задачи обеспечения технологического развития не были ведущим целевым ориентиром при их разработке и, как следствие, содержанием значительной части ПС являются объемные квалификационные описания современного состояния отрасли. Для большинства сфер деятельности наибольшее количество утвержденных профессиональных стандартов затрагивает нижние уровни квалификаций. В тех же случаях, когда создание новых рабочих мест связано с использованием принципиально новых технологий, квалификационные требования к работникам сформулированы лишь в корпоративных технологических стандартах и, как правило, не находят отражения в профессиональных. Вместе с тем значительная часть корпораций не заинтересована в распространении «своих» стандартов и квалификационных требований вовне. Не оправдало себя и обязательное использование работодателями независимой оценки квалификаций (с 2016 по 2019 годы ее прошли более 41 тыс. человек, из которых 27 тыс. – работники лифтовой отрасли). Принимая во внимание тот факт, что сама процедура проведения оценки профквалификаций довольно трудный, длительный и затратный процесс (особенно для рабочих специальностей), и законодательными актами не предусмотрен контроль по вертикали за ходом и результатами проведения профессионального экзамена, возможна фальсификация данных о проведении оценки квалификации на уровне экзаменационных центров и центров оценки квалификаций (ЦОК). Более того, в дальнейшем отчёты ЦОК автоматически утверждаются Высшими аттестационными комиссиями и самими СПК (и даже НАРК и НСПК) без дополнительной проверки (!) их достоверности. Это «двойное дно» оценки квалификаций хорошо ощущают организации высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, на практике представляющие, какие большие затраты труда, времени и финансов идут на подготовку специалистов тех или иных профессий и квалификации, особенно связанных с новыми современными технологиями. К сожалению, некоторые СПК – в частности, СПК в строительстве – всё делают для того, чтобы «очистить» свой совет с его комиссиями от профессионалов из образования и принимают решения о проведении оценки квалификаций без использования профессиональной переподготовки и повышения квалификации, тем самым сводя всю процедуру к написанию «липового» отчёта ЦОК. Этот формальный подход прочувствовали на себе государственные корпорации, поэтому для корпоративного сектора предложенная независимая оценка не является равнозначным по эффективности аналогом внутрикорпоративным системам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и оценки персонала, которые они в настоящее время используют. Практика показывает, что влияние разработанных и утвержденных квалификаций на качество подготовки рабочих и специалистов в настоящее время невелико, так как на рынке ещё не сформировался устойчивый спрос на признание квалификаций. В связи с этим даже итоговая оценка выпускников организаций СПО в формате независимой оценки квалификаций – как наиболее перспективное направление сегодня – всё ещё находится в стадии ограниченного эксперимента. В упоминаемой выше аналитической записке констатируется, что для сближения системы образования и сферы труда сделаны только первые шаги. Сопряжение требований профессиональных стандартов (являющихся типологически «стандартами профессий», а не «стандартами квалификаций», то есть не содержащие критериев качественного выполнения трудовых функций) с образовательными затруднено. Уже сейчас очевидно, что на уровнях высшего образования прямое «пересечение» образовательных и профессиональных стандартов, как правило, невозможно. В большей степени в бакалавриате, но часто и на уровне магистратуры образование направлено на развитие широкого спектра компетенций, которые могут быть реализованы во множестве функциональных и профессиональных сфер. ФГОС как документы слишком высокого уровня не подходят для фиксации требований рынка труда, особенно в быстро изменяющихся профессиональных областях; примерные и основные и дополнительные образовательные программы подходят для этого гораздо лучше. Таким образом, современный этап развития НСК можно охарактеризовать как этап во многом переходный. На сегодняшний день создан только основной организационный и правовой каркас будущей системы профессиональных квалификаций, но значимая часть её элементов еще не достроена, особенно на уровне субъектов федерации и первичного звена. Вместе с тем сохраняются и используются утратившие внутренние взаимосвязи и преемственность многочисленные элементы системы прежней. Спрос на инструменты и сервисы НСК во многом только формируется и часть уже реализованных решений нуждается в критическом пересмотре. НСК: перезагрузка Переходный этап, в основном завершившийся к концу 2018 года, не включал задачи демонтажа сохранившихся, но фактически не поддерживаемых государством квалификационных требований, основанных на ЕТКС и ЕКС; интеграции в новую систему профессиональных квалификаций, присваиваемых образовательными организациями; международного признания профессиональных квалификаций. Учтя этот опыт, НСПК в своем проекте «Стратегии развития НСК до 2030 года» наметил перезагрузку системы в четырех основных плоскостях, а именно: 1)достройку, обеспечение взаимосвязанности и преемственности всех необходимых элементов «новой» НСК, которые позволят ей существовать именно в качестве системы, гибко управляемой и своевременно обновляемой, адекватно реагирующей на изменение внешних и внутренних условий; 2)выявление и устранение дублирующих и неработающих элементов, в том числе наследства прежней системы, созданной для других социально-экономических условий (при соблюдении преемственности, где это необходимо); 3)обеспечение международной сопоставимости, прозрачности национальной системы квалификаций, что позволит гражданам РФ быть конкурентными на глобальном рынке труда, а российской экономике привлекать наиболее квалифицированные кадры в процессах трудовой миграции; 4)адаптацию НСК под платежеспособный спрос на рынке труда, переход к масштабируемости на основе не столько административных решений, сколько рыночных механизмов. Главными экономическими принципами перезагрузки НСК предполагаются следующие:
Направление 1. Формирование единой системы профессиональных квалификаций Российской Федерации предполагает:
Направление 2. Создание целостной системы оценки и признания квалификаций включает реализацию следующих мер:
Направление 3. Взаимосвязь системы образования с НСК, расширение доступа к НСК для обучающихся и выпускников будет обеспечена на основе следующих мер:
Направление 4. Развитие инфраструктуры НСК предполагает реализацию следующих мер:
Направление 5. Обеспечение доступа к сервисам НСК для различных категорий пользователей и их продвижение предполагает реализацию следующих мер:
Сформулировав в проекте «Стратегии» цели и задачи НСК до 2030 года, НСПК поставил и ближайшие задачи государственной политики в области развития национальной системы квалификаций. В частности, будет необходимо:
* * * Перспективы Национальной системы квалификаций обсудили в начале декабря на V Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций». По итогам обсуждения проект стратегии развития НСК до 2030 года будет направлен Президенту РФ. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|