Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Преобразования в профобразовании

В конце апреля Красногорский колледж (Московская область) стал площадкой проведения значимых для отечественной системы СПО мероприятий. На IX съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России были подведены итоги деятельности общественной организации за три года. Состоялось и первое заседание рабочей группы Министерства просвещения РФ по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

Просмотров: 10721

Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.

В конце апреля Красногорский колледж (Московская область) стал площадкой проведения значимых для отечественной системы СПО мероприятий. На IX съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России были подведены итоги деятельности общественной организации за три года. Состоялось и первое заседание рабочей группы Министерства просвещения РФ по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

 Первоочередные задачи

Более 1,5 тыс. директоров колледжей и техникумов из 72 регионов страны, а также 62 руководителя органов управления образованием субъектов РФ присутствовали на расширенном заседании очно и в режиме онлайн. Обсуждались актуальные вопросы профобразования, достигнутые результаты и направления развития системы СПО до 2024 года.

На сегодняшний день к реализации нацпроектов привлечено большое общественное внимание. С целью грамотного и эффективного расходования финансовых средств для решения существующих проблем в системе СПО осуществляется постоянный контроль над выделенными ресурсами. Открывая заседание рабочей группы, замминистра просвещения РФ Ирина Потехина напомнила, что обсуждение актуальных вопросов в отрасли проходит на самых разных площадках. Внутри федерального проекта «Молодые профессионалы» выделено 13 ключевых результатов, выявлено 48 контрольных точек, осуществлено 15 методологических разработок и рекомендаций, свыше 15 мониторинговых исследований.

Сформирована методическая база по реализации мероприятий в рамках федерального проекта. Первый заместитель генерального директора Агентства профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Светлана Крайчинская рассказала о разработке системы методических рекомендаций, часть из которых уже доступна для ознакомления. Комплексная реализация предложенных мер позволит существенно изменить ситуацию в масштабах каждого субъекта РФ.

Остановимся подробнее на каждом направлении представленной агентством методики.

Первое – связано с формированием материально-технической базы и оснащением образовательных организаций современным оборудованием по приоритетным группам компетенций. На базе образовательных организаций СПО запланировано создание десятков комплексов по определенным группам компетенций. Каждый будет состоять из 5 мастерских. В текущем году откроются 700 таких мастерских по 8 направлениям.

В ближайшее время станет извест­но, в каких регионах и на базе каких образовательных организаций в результате конкурсного отбора Минпросвещения РФ подобные комплексы будут сформированы. Здесь эксперт акцентировала внимание на том, что задача организаций заключается не только в правильном размещении приобретенного оборудования, но и в организации комплексной работы для получения максимальной отдачи. На базе мастерских должна вестись как собственно реализация образовательных программ СПО, так и проф­ориентация, дополнительное профессиональное образование, проведение демонстрационного экзамена.

Интересен опыт первопроходцев. Очевидно, что до конца года образовательные организации займутся оснащением мастерских, которые с 2020 года заработают как полноценные комплексы, реализующие все направления работы.

Второе направление, тесно связанное с первым, – подготовка и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Профобразование реально столкнулось с нехваткой специально обученных наставников для работы на современном оборудовании. В связи с этим готовятся методические рекомендации по выбору лучших региональных стажировочных площадок для повышения квалификации педагогов, планируется распространять лучшие практики. Критерии отбора закономерны – это результаты демонстрационных экзаменов, трудоустройство и уровень востребованности выпускников.

Предполагается, что до 2024 года 35 тыс. преподавателей пройдут повышение квалификации и не менее 10 тыс. будут сертифицированы в качестве экспертов. Процесс запущен, образовательные организации активно в него включились.

Третье направление связано с современными механизмами оценивания результатов подготовки кадров, проведением итоговой и промежуточной аттестации с использованием механизма демоэкзамена. Соответствующие методические рекомендации вышли в начале апреля и используются при проведении итоговой аттестации в текущем году. В основе лежит прин­цип единообразия оценочных материалов и заданий, чтобы результаты подготовки были сопоставимы. Прописаны и единые требования к условиям сдачи экзаменов. В 5 тыс. современных мастерских будут созданы равные условия для функционирования площадок по группам компетенций. Кроме того, важна независимая и дифференцированная оценка экзамена. Принимая решение о трудоустройстве, работодатель сможет увидеть сильные стороны выпускника, профиль его компетенций.

ПОТЕХИНА Ирина Петровна, заместитель министра просвещения РФ, руководитель рабочей группы по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование»:

– Федеральный проект «Молодые профессионалы» затрагивает и волнует абсолютно всех. Мы, наверное, впервые за долгие годы получили уникальный инструмент для проведения быстрых преобразований в системе СПО. Сейчас самый ответственный период, потому что мы на старте и не имеем права долго раскачиваться. Рынок труда не ждет.

 

Опережающая профподготовка

В центре внимания участников заседания неслучайно оказались вопросы, касающиеся создания в регионах центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это четвертое направление и обсуждалось оно с особой заинтересованностью. В методических рекомендациях для субъектов РФ (см. рис. 2) указаны возможности выбора способа организации ЦОППов. Предлагается создавать центры в рамках конкурсных процедур Минпросвещения РФ за счет субсидий, а также в инициативном порядке с участием заинтересованных лиц по механизмам государственно-частного партнерства, то есть с привлечением инвесторов. Зарегистрировать центр можно в качестве отдельного юридического лица или на базе определенной организации. Причем это могут быть организации высшего, среднего или дополнительного профессионального образования.

Создавая условия для профессиональной подготовки кадров, регионам придется определить те компетенции, по которым будет проходить опережающая подготовка. Кроме того, необходимо решить организационно-управленческие вопросы, а именно – сформировать команду.

ЦОППы объединят реализацию разных видов программ опережающей подготовки разных категорий граждан: для школьников – профориентацию и обучение первой профессии, для студентов – углубленную подготовку. Преподаватели пройдут повышение квалификации, а заинтересованные граждане предпенсионного возраста – переобучение.

Необходимо понимать, что центры опережающей профессиональной подготовки – надуровневая площадка для взаимодействия рынков труда и образования. При этом именно среднее профессиональное образование как динамично развивающаяся система инициирует открытие таких центров. По словам замминистра просвещения, ЦОППы станут структурами, подчиненными главам регионов, а не просто площадками на базе успешных колледжей.

Для первых 14 субъектов РФ (см. рис. 3), где будут создаваться центры опережающей подготовки, планируется обучение команд в рамках реализации проекта «Билет в будущее». Кроме того, ждут заявок еще от такого же количества регионов.

Напомним, что к 2024 году стоит задача создания 100 центров опережающей подготовки. Руководитель проектного офиса СПО НФПК Татьяна Трофимова уточнила, что они должны быть ориентированы на перспективные профессии, наиболее востребованные на рынке труда. И речь здесь идет не о тех профессиях, подготовка по которым уже хорошо отработана в образовательных организациях. Имеются в виду профессии, которые только появляются на рынке труда и будут востребованы в ближайшем будущем. Причем признаки их перспективности для субъектов РФ разнятся и могут быть связаны с реализацией новых для конкретных регионов инвестиционных проектов.

ХАНЬЖИНА Юлия Борисовна, руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив, член рабочей группы по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование»:

– Чем работа центров опережающей профессиональной подготовки отличается от деятельности межрегиональных центров повышения квалификации? МЦПК создавались как структуры, реализующие, прежде всего, короткие программы дополнительного профессионального образования под заказ работодателей, служб занятости, то есть под запросы рынка труда. А основная функция ЦОППов – разработка программ и создание условий для прохождения обучения. Центр опережающей подготовки не обязательно реализует программы самостоятельно. Он определяет места их проведения там, где есть лучшие условия для реализации, и ориентирован на запросы, которые еще только формируются на рынке труда.

Эксперт пояснила, что подобная подготовка требует формирования образовательных ресурсов региона, аудит которых является одной из задач ЦОППов. Так, собираются данные о преподавателях, материально-технической базе, пригодной для обучения как в системе СПО, так и в системе вузов, центров подготовки непосредственно у работодателей. Располагая информационной основой, ЦОПП призван разрабатывать ресурсное обеспечение и размещаться в тех местах, где обучение будет проходить наиболее эффективно и в оптимальные сроки. Таким образом, важной становится интеграция данных рынка труда для формирования перечня профессий и компетенций опережающей подготовки.

В связи с тем, что сама работа по созданию ЦОППов носит комплексный характер и требует решения целого круга вопросов, помимо методического сопровождения, сформирована и система мониторинга. Важную роль здесь играет работа курирующей экспертной группы. Создана информационная площадка (profedutop50.ru), выход на которую имеют все участники проекта. Здесь концентрируется весь необходимый контент. Помимо работы в режиме онлайн, информационно-методическое сопровождение подразумевает и очное консультирование, экспертные выезды на места. Благодаря мониторингу есть возможность отслеживать работу центров в режиме реального времени для достижения качественных результатов, тем самым обеспечивая целевое расходование средств.

На начальном этапе реализации нововведения закономерно возникают вопросы и общие для участников проблемные точки. Экспертная группа провела анализ предложений от субъектов РФ по созданию центров опережающей подготовки. Он показал имеющиеся разрывы в понимании целевой модели и теми подходами, которые заложены при создании центров опережающей подготовки на региональном уровне. Некоторые участники проекта ориентируют ЦОПП на определенный целевой профиль – например, сельское хозяйство или машиностроение, – что в корне не верно.

Эксперт также обратила внимание на то, что за счет выделенных средств неуместно решать задачу обновления материально-технической базы колледжа. Оснащение профессионально ориентированных мастерских и лабораторий должно быть направлено на решение тех задач, которые стоят перед ЦОППами. Для преодоления подобных проблем будут проведены обучающие вебинары.

В настоящее время внедряется новое поколение профессиональных стандартов. Да и сама система профквалификаций существенно поменялась за последние годы. Как отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, существует более 100 профессий, по которым отсутствует набор более трех лет. Происходит трансформация номенклатуры профессий и специальностей в соответствии с задачами, которые ставят работодатели. Это повышение гибкости подготовки кадров, более тесное сопряжение результатов подготовки с требованиями бизнеса. Над созданием перечня работают 42 отраслевые проектные группы, куда входят представители работодателей, федеральных учебно-методических объединений, советов по профессиональным квалификациям. Организовано активное профессионально-общественное обсуждение.

Но как сделать так, чтобы этот документ сохранял актуальность не только на момент его принятия? Предполагается создание цифрового ресурса, поддерживающего существование перечня. Наиболее вариативная его часть, связанная с профессиональными квалификациями выпускников, может формироваться и поддерживаться через соответствующую информационную площадку, что обеспечит гибкость документа. Предложения о документальном сопровождении разработки, поддержки и порядка применения перечня вносятся в Минпросвещения РФ.

После заседания рабочей группы в беседе с журналистами Ирина Потехина отметила, что наше классическое «длинное образование» оказалось неожиданно коротким. Поэтому мягкие навыки в ближайшее время окажутся вполне себе жесткими. И задача современных педагогов – научить ребенка постоянно учиться. То есть не просто освоить одну конкретную профессию, а постоянно переучиваться и быть готовым к этому психологически. Сегодня на это нацелена вся мировая система образования.

Замминистра просвещения также акцентировала большую роль предстоящего чемпионата WorldSkills в Казани и движения WSR в целом для развития системы СПО страны. Помимо повышения престижа рабочих профессий, о чем говорит увеличивающийся проходной балл, важно наладить и укрепить контакты между ссузами и работодателями. После чемпионата закупленное оборудование будет распределено по образовательным организациям страны.

ДЕМИН Виктор Михайлович, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского колледжа:

– Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», №44 оказался неэф­фективным. Нижний порог цены конкурса для системы образования недопустим, особенно в вопросах безопасности, питания – когда при низкой цене ухудшаются инфраструктура и жизнедеятельность образовательной организации. Кроме того, резко снизилась оперативность в решении вопросов денежного обеспечения.

Финансирование реализации ФГОС не покрывает текущие расходы образовательной организации. За счет внутренних резервов обеспечиваются онлайн-обучение, питание, прохождение работниками медицинского осмотра, оценивается техническое состояние зданий, сооружений и решаются вопросы аттестации рабочих мест. А это миллионы рублей, которые не закладываются в государственное задание.

 

Целевые ориентиры

Значимым участником формирования и реализации государственной политики в сфере профобразования более двадцати лет является Союз директоров средних специальных учебных заведений России. В настоящее время в состав самой массовой общественной организации системы образования РФ входят более 2,8 тыс. человек. Президент союза, директор Красногорского колледжа Виктор Демин подвел итоги работы организации за три года. По окончании заседания состоялись выборы президиума и утверждение состава. Главой союза директоров переизбран действующий руководитель.

В презентации президента союза дана характеристика системы СПО за 2018 год. На сегодняшний день свыше 4,6 тыс. образовательных организаций и около 3 млн. студентов охвачены средним профессиональным образованием (см. рис. 4).

Президиум общественной организации принимает активное участие в обновлении реестра перечня профессий и специальностей СПО, оценке квалификации и качества подготовки кадров, создании современной и безопасной цифровой образовательной среды, центров опережающей профессиональной подготовки, внедрении проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в субъектах РФ». Союз участвует во введении адаптивных практико-ориентированных и гибких программ обучения, формировании системы непрерывного образования работающих граждан, организации конкурсов«Лидер СПО», «100 ссузов России».

Результаты мониторинга большинства образовательных организаций позволили выявить общие для всех проблемы. Все более актуальной становится дифференциация образовательных организаций СПО, учитывающая особенности техникумов и колледжей. Более того, в 17 регионах уже созданы образовательные холдинги СПО, а в 4-х – академии. Требуется оптимизация в вопросах выбора и целесообразности существующих четырех видов экзамена выпускников. Оплата труда по-прежнему оставляет желать лучшего, что, как правило, существенно сказывается на качестве работы педагогов. В структуре оплаты труда не всегда учитываются растущие объемы и специфика деятельности. Формируются крупные образовательные организации, идет переход на сетевое обучение, а система оценки труда руководителей и большинства педагогических работников недостаточно продумана. Кроме того, налицо низкий уровень владения менеджментом ряда руководителей и квалификации преподавателей. До сих пор мешает избыточная отчетность, и не в полной мере используется официальная статистика ПОО. Наблюдается низкая заинтересованность и недостаточно развитая социальная ответственность малого и среднего бизнеса при заключении договоров целевого обучения.

Докладчик отметил, что федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», №44 оказался неэффективным. Нижний порог цены конкурса для системы образования недопустим, особенно в вопросах безопасности, питания – когда при низкой цене ухудшаются инфраструктура и жизнедеятельность образовательной организации. Кроме того, резко снизилась оперативность в решении вопросов денежного обеспечения.

Финансирование реализации ФГОС не покрывает текущие расходы образовательной организации. За счет внутренних резервов обеспечиваются онлайн-обучение, питание, прохождение работниками медицинского осмотра, оценивается техническое состояние зданий, сооружений и решаются вопросы аттестации рабочих мест. А это миллионы рублей, которые не закладываются в государственное задание.

И наконец, отсутствуют гибкие механизмы регулирования межбюджетных отношений. Особенно при подготовке кадров по узким специальностям с ограниченным числом обучающихся, в том числе для отечественных предприятий ОПК.

По заверению президента союза, эти и другие вопросы будут доведены до Минпросвещения РФ с целью дальнейшего анализа и разрешения.

Перспективы и возможности для роста образовательных организаций открывает глобализация образования. Интернационализация, выход на новый уровень международного сотрудничества становятся все актуальнее не только для высшей школы страны, но и для среднего профессионального образования.

На заседании была затронута тема влияния мировых трендов на систему СПО. Популярность набирают программы двойных дипломов, академическая мобильность преподавателей и студентов. Так, например, с сентября уже несколько российских колледжей запустят совместные программы с финскими образовательными организациями СПО.

Участие России в Туринском процессе – хорошая возможность проводить самоанализ системы образования и делиться своими наработками с другими странами. Расширяет сферу деятельности европейская программа сотрудничества ERASMUS+: с 2020 года она распространится и на проф­образование. Наряду с университетами колледжи также смогут участвовать в конкурсах и претендовать на гранты для реализации совместных проектов с зарубежными партнерами.

Предложения по решению проблемных вопросов, улучшению условий при реализации программ среднего профессионального образования, в том числе и негосударственного сектора, внесли и другие члены союза – участники заседания: в частности, представители региональных образовательных организаций и контрольно-надзорных органов.

Финал VII Национального чемпионата «WorldSkills Russia», прошедший в Казани в мае 2019 года, стал самым масштабным состязанием по стандартам WS среди студентов в возрасте от 16 до 22 лет и школьников от 14 до 16 лет. Способствуя профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик, столица Татарстана объединит молодых специалистов из более чем 60 стран на мировом чемпионате WorldSkills 22-27 августа. Соревнования будут проведены по 56 компетенциям.

После проведения мирового чемпионата WorldSkills в Казани ожидается спад общественного внимания к системе СПО. Вместе с тем подготовка квалифицированных кадров и повышение престижа рабочих профессий останутся, безусловно, главным ориентиром деятельности всех заинтересованных сторон.

В беседе с журналистами заместитель министра просвещения РФ Ирина Потехина отметила, что наше классическое «длинное образование» оказалось неожиданно коротким. Поэтому мягкие навыки в ближайшее время окажутся вполне себе жесткими. И задача современных педагогов – научить ребенка постоянно учиться. То есть не просто освоить одну конкретную профессию, а постоянно переучиваться и быть готовым к этому психологически. Сегодня на это нацелена вся мировая система образования.

 Елена КЛЕШНИНА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Признанный лидер профобразования Московской области
Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
Особая роль наставничества
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Точки роста рабочих компетенций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ