Особая роль наставничестваВнедряя в учебную деятельность лучшие практики, Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж поддержал инициативу движения WorldSkills Russia и с 2012 года стал его активным участником. Понимая всю важность практической подготовки обучающихся, повышая качество профессионального образования будущих кадров, в колледже успешно реализуют наставнический проект. Просмотров: 10496
Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.
Внедряя в учебную деятельность лучшие практики, Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж поддержал инициативу движения WorldSkills Russia и с 2012 года стал его активным участником. Понимая всю важность практической подготовки обучающихся, повышая качество профессионального образования будущих кадров, в колледже успешно реализуют наставнический проект. Ломая систему Существующая программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих зачастую сформирована таким образом, что первокурсник продолжает обучение, которое практически не отличается от школьного. Желание освоить профессию иногда не находит должной поддержки, и студенты, стремящиеся к практике, получают лишь теорию в чистом виде. Проучившись год, студент часто не представляет, что он будет уметь по окончании колледжа. И первое, к чему это может привести, – потеря мотивации. Этот тревожный сигнал явился причиной пересмотра основной профессиональной образовательной программы. В результате чего на первом курсе было введено производственное обучение и практика наставничества. Любое развитие требует преемственности. Особенно когда речь идет о будущем страны и молодежи. Руководство колледжа выступило с инициативой – привлечь студентов третьего-четвертого курсов к процессу обучения первокурсников. Так, с 2015 года наставническая деятельность осуществляется в рамках проекта «Дети учат детей». Главная задача – дать первоначальные навыки в профессии согласно стандартам WSR. После месяца практики первокурсник ясно представляет, какими умениями и навыками он будет обладать по окончании обучения в колледже. Это имеет большое значение для социальной адаптации и повышения ответственности студентов. При этом наблюдается и профессиональный рост старшекурсников, выступивших наставниками. Наставничество позволяет значительно увеличить качество подготовки рабочих кадров и выбрать лучших для дальнейшего трудоустройства по профессии. Профессиональное становление студентов Основная идея проекта в том, чтобы укрепить уверенность подростка в способности достичь поставленной цели и вызвать чувство гордости за выбранную профессию. На основе конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства различных уровней первокурсники учатся применять полученные знания на практике. Главная цель проекта – оказание помощи в профессиональном становлении. Важным этапом в реализации проекта является выполнение задач, направленных на поддержание у обучающегося первого курса интереса к профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля, работы, потребности к самообразованию, развитие инициативы и рефлексивных навыков. С первых дней пребывания в учебном заведении студенты попадают в новую для себя среду, их переполняют сомнения, страхи перед возможными трудностями. Директор Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа Алан Моуравов уверен, что именно в этот момент необходимо помочь будущим молодым специалистам адаптироваться в коллективе однокурсников и преподавателей, не потерять интерес к профессии. Главным результатом наставничества является успешное пошаговое выполнение модуля. Так обучающиеся готовятся к участию в чемпионате колледжа по профессиональному мастерству, который проводится в октябре. Кроме того, студентам важно заранее ознакомиться с заданиями демоэкзамена для успешного его прохождения на четвертом курсе.
Именно поэтому наставническая деятельность в колледже активно внедряется в течение первых восьми недель обучения. Такой работе предшествует специальная подготовка. Для этого на втором курсе введена дисциплина «Эксперт демонстрационного экзамена» в объеме 32 часов. Программа знакомит студентов с кодексом этики экспертов, техническим описанием, регламентом чемпионата, оценочными ведомостями. Наставники углубляются в тонкости проведения демоэкзамена, детально изучают задание, инфраструктурный лист, схему и оборудование рабочих мест, требования к технике безопасности, критерии и процедуру оценивания заданий. Выступив в роли эксперта, студент учится предвидеть свои ошибки и исправлять их заранее, набирается бесценного опыта, который позволит ему достигнуть высот в профессиональной сфере.
В сентябре 2018 года в СКАТК был проведен курс наставничества по девяти компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Электромонтаж», «Сварочные технологии», «Поварское дело», «Кирпичная кладка», «Спасательные работы», «Выпечка осетинских пирогов», «Прикладная информатика» и «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Обучающиеся старших курсов показали хорошие теоретические знания и практические навыки в выбранной профессии. На начальном этапе у первокурсников возникли некоторые трудности. Но благодаря наставникам, которые помогли раскрыть сильные стороны и укрепить положительные личностные качества, трудности были преодолены, что самым лучшим образом сказалось на успешности реализации проекта. Распространяя лучшие практики В прошлом году представители Минобрнауки региона, руководители и педагоги 6 образовательных организаций СПО республик Северная Осетия-Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, центра методической поддержки наставничества «Мое будущее» (г. Москва), замруководителя управления регионального развития WSR Л.А. Иванюк приняли участие в семинаре «Методические основы наставничества для студентов в организациях среднего профессионального образования: теория, практика, оценка, тиражирование». По запросу авторов впервые была проведена учебная общественно-профессиональная экспертиза этой практики с целью развития и организации тиражирования. По итогам проведенного анализа практика наставничества в Северо-Кавказском аграрно-технологическом колледже в 2018 году была признана лучшей в федеральном округе в номинации «Дети учат детей». Коллективом СКАТК проработаны условия включения практики наставничества «студент – студент» в учебный процесс, учтены требования техники безопасности при организации производственного обучения, нормы трудового законодательства. Высокий уровень удовлетворенности участников практики достигается мотивирующей средой, подготовкой и поддержкой молодых наставников и наставляемых со стороны администрации, мастеров производственного обучения, преподавателей. На основе опыта Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа будут разработаны и распространены методические пособия. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|