Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Особая роль наставничества

Внедряя в учебную деятельность лучшие практики, Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж поддержал инициативу движения WorldSkills Russia и с 2012 года стал его активным участником. Понимая всю важность практической подготовки обучающихся, повышая качество профессионального образования будущих кадров, в колледже успешно реализуют наставнический проект.

Просмотров: 80

Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.

МОУРАВОВ Алан Лазаревич – директор Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа.МАРГИЕВА Алана Валентиновна – руководитель информационно-аналитического отдела колледжа.

Внедряя в учебную деятельность лучшие практики, Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж поддержал инициативу движения WorldSkills Russia и с 2012 года стал его активным участником. Понимая всю важность практической подготовки обучающихся, повышая качество профессионального образования будущих кадров, в колледже успешно реализуют наставнический проект.

 Ломая систему

Существующая программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих зачастую сформирована таким образом, что первокурсник продолжает обучение, которое практически не отличается от школьного. Желание освоить профессию иногда не находит должной поддержки, и студенты, стремящиеся к практике, получают лишь теорию в чистом виде.

Проучившись год, студент часто не представляет, что он будет уметь по окончании колледжа. И первое, к чему это может привести, – потеря мотивации. Этот тревожный сигнал явился причиной пересмотра основной профессиональной образовательной программы. В результате чего на первом курсе было введено производственное обучение и практика наставничества.

Любое развитие требует преемственности. Особенно когда речь идет о будущем страны и молодежи. Руководство колледжа выступило с инициативой – привлечь студентов третьего-четвертого курсов к процессу обучения первокурсников. Так, с 2015 года наставническая деятельность осуществляется в рамках проекта «Дети учат детей». Главная задача – дать первоначальные навыки в профессии согласно стандартам WSR. После месяца практики первокурсник ясно представляет, какими умениями и навыками он будет обладать по окончании обучения в колледже. Это имеет большое значение для социальной адаптации и повышения ответственности студентов. При этом наблюдается и профессиональный рост старшекурсников, выступивших наставниками.

Наставничество позволяет значительно увеличить качество подготовки рабочих кадров и выбрать лучших для дальнейшего трудоустройства по профессии.

 Профессиональное становление студентов

Основная идея проекта в том, чтобы укрепить уверенность подростка в способности достичь поставленной цели и вызвать чувство гордости за выбранную профессию. На основе конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства различных уровней первокурсники учатся применять полученные знания на практике. Главная цель проекта – оказание помощи в профессиональном становлении.

Важным этапом в реализации проекта является выполнение задач, направленных на поддержание у обучающегося первого курса интереса к профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля, работы, потребности к самообразованию, развитие инициативы и рефлексивных навыков.

С первых дней пребывания в учебном заведении студенты попадают в новую для себя среду, их переполняют сомнения, страхи перед возможными трудностями. Директор Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа Алан Моуравов уверен, что именно в этот момент необходимо помочь будущим молодым специалистам адаптироваться в коллективе однокурс­ников и преподавателей, не потерять интерес к профессии. Главным результатом наставничества является успешное пошаговое выполнение модуля. Так обучающиеся готовятся к участию в чемпионате колледжа по профессиональному мастерству, который проводится в октябре. Кроме того, студентам важно заранее ознакомиться с заданиями демоэкзамена для успешного его прохождения на четвертом курсе.

ИКАЕВА Татьяна Викторовна, заведующая отделением «Строительные технологии», координатор проекта «Дети учат детей»:

– Наставничество – разновидность индивидуальной работы с учащимися первого курса, которые не имеют опыта работы. В то же время наставничество – это форма мощного психолого-педагогического сопровождения, оказывающая непосредственное влияние на личное развитие студента, которая может привести к реальным успехам.

Наставником становится наиболее подготовленный студент-старшекурсник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями, имеющий способность и готовность делиться своим опытом, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Именно поэтому наставническая деятельность в колледже активно внедряется в течение первых восьми недель обучения. Такой работе предшествует специальная подготовка. Для этого на втором курсе введена дисциплина «Эксперт демонстрационного экзамена» в объеме 32 часов. Программа знакомит студентов с кодексом этики экспертов, техническим описанием, регламентом чемпионата, оценочными ведомостями. Наставники углубляются в тонкости проведения демоэкзамена, детально изучают задание, инфраструктурный лист, схему и оборудование рабочих мест, требования к технике безопасности, критерии и процедуру оценивания заданий. Выступив в роли эксперта, студент учится предвидеть свои ошибки и исправлять их заранее, набирается бесценного опыта, который позволит ему достигнуть высот в профессиональной сфере.

ИКАЕВ Чермен Мирович, мастер производственного обучения, выпускник СКАТК:

– Быть в роли наставника – колоссальная ответственность. Думается, что ты только делишься знаниями, которые и сам не так давно приобрел. И, казалось бы, большого спроса с тебя, студента, быть не должно. Но это заблуждение. Знаю точно: когда перед учащимся практически ровесник, уже имеющий основательный багаж знаний, достигший определенных успехов в профессии и являющий собой пример умелого и целеустремленного молодого специалиста, его уроки воспринимаются более серьезно. К тому же это оригинальный метод заинтересовать студентов учебным процессом.

В сентябре 2018 года в СКАТК был проведен курс наставничества по девяти компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Электромонтаж», «Сварочные технологии», «Поварское дело», «Кирпичная кладка», «Спасательные работы», «Выпечка осетинских пирогов», «Прикладная информатика» и «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Обучающиеся старших курсов показали хорошие теоретические знания и практические навыки в выбранной профессии. На начальном этапе у первокурсников возникли некоторые трудности. Но благодаря наставникам, которые помогли раскрыть сильные стороны и укрепить положительные личностные качества, трудности были преодолены, что самым лучшим образом сказалось на успешности реализации проекта.

 Распространяя лучшие практики

В прошлом году представители Минобрнауки региона, руководители и педагоги 6 образовательных организаций СПО республик Северная Осетия-Алания, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования, центра методической поддержки наставничества «Мое будущее» (г. Москва), замруководителя управления регионального развития WSR Л.А. Иванюк приняли участие в семинаре «Методические основы наставничества для студентов в организациях среднего профессионального образования: теория, практика, оценка, тиражирование».

По запросу авторов впервые была проведена учебная общественно-профессиональная экспертиза этой практики с целью развития и организации тиражирования. По итогам проведенного анализа практика наставничества в Северо-Кавказском аграрно-технологическом колледже в 2018 году была признана лучшей в федеральном округе в номинации «Дети учат детей».

Коллективом СКАТК проработаны условия включения практики нас­тавничества «студент – студент» в учебный процесс, учтены требования техники безопасности при организации производственного обучения, нормы трудового законодательства. Высокий уровень удовлетворенности участников практики достигается мотивирующей средой, подготовкой и поддержкой молодых наставников и наставляемых со стороны администрации, мастеров производственного обучения, преподавателей. На основе опыта Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа будут разработаны и распространены методические пособия.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: лучшие практики, ао-111, worldskills russia, профессиональное образование, северный кавказ, аграрное образование, СПО

Похожие материалы:
Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Колледж «Подмосковье»: особенности реализации программы профессионального самоопределения
Признанный лидер профобразования Московской области
Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
Преобразования в профобразовании
Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
Прививая хороший вкус к культурным ценностям
Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
От «лоскутной» автоматизации к цифровому университету
Стоит ли ввязываться современному университету в цифровую трансформацию или можно обойтись...
СГСПУ как Самарская долина
О научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического...
Из журнала
#105Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
#109Будущее рынка труда в России и мире
#103Пятигорский медицинский колледж активно развивает ДПО
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#107Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ