Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Колледж «Подмосковье»: особенности реализации программы профессионального самоопределения

Проблема организации профессионального самоопределения – школьников, в частности, – является весьма актуальной на современном этапе. Изменения в стране происходят в экономической, культурной, социальной и других сферах. Это требует совершенствования существующих форм и методов подготовки обучающихся к самостоятельному и осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Колледж «Подмосковье» реализует для решения этих задач программу «От 0 до 100».

Просмотров: 271

Материал опубликован в журнале №108 от 24.12.2018.

ЮДИНА Антонина Викторовна – директор Колледжа «Подмосковье», заслуженный работник образования Московской области, почетный работник начального профессионального образования РФ, лауреат премии губернатора Московской области.
РОГУЛИНА Марина Ричардовна – заместитель директора по учебно-методической работе Колледжа «Подмосковье».

Проблема организации профессионального самоопределения – школьников, в частности, – является весьма актуальной на современном этапе. Изменения в стране происходят в экономической, культурной, социальной и других сферах. Это требует совершенствования существующих форм и методов подготовки обучающихся к самостоятельному и осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Колледж «Подмосковье» реализует для решения этих задач программу «От 0 до 100».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, начинающееся уже в дошкольном возрасте и продолжающееся далее на всех этапах жизненного пути. Мотивы выбора профессии определяются воздействием многих факторов: системы социальных, экономических и демографических условий, семьи, школы, средств массовой информации.

Особенность программы, реализуемой колледжем, заключается в том, что для каждой возрастной категории предлагаются свои мероприятия, направленные не только на популяризацию профессий, но и формирование устойчивого интереса к ее освоению. К возрастным категориям, для которых реализуется эта программа, относятся дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, граждане от шестидесяти лет. Каждая требует внимания и особого подхода, поскольку интересы, запросы и даже отношение к труду наблюдаются, соответственно, разные.

ПОДРОБНЕЕ следует остановиться на первой возрастной категории, так как практика реализации у них самая длинная. Так, при работе с дошкольниками учитывалось основное правило: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее.

На первом этапе проект реализовывался непосредственно на территории детских садов. Изначально предполагалось сформировать представления дошкольников о профессии повара. Использовалась «модель трёх вопросов»: как дети представляют повара, какие отличительные черты у этой профессии, и для чего она нужна. По результатам беседы был составлен портрет представителя профессии: большой человек с радостной улыбкой, в белом колпаке, припорошенный мукой, иногда с черпаком или ножом, а чаще с пиццей в руках. Чтобы дети поняли, что эта улыбка на лице повара рождается не просто так, а от оценки приготовленного им изделия. Как обязательная в программе предусмотрена практическая часть – погружение в специальность. Была выдана специальная одежда, и под присмотром мастеров производственного обучения дети сами готовили пиццу. Все справились с предложенной задачей, проявив фантазию. Дегустация пиццы, приготовленной своими руками, вызвала большой восторг. Возникли вопросы профессионального уровня: например, почему у кого-то пицца оказалась более мягкой, а у кого-то более сладкой. Так была достигнута поставленная цель – формирование интереса к профессии у дошкольников через проблемно-поисковую деятельность.

С целью расширения практики на следующий год было принято решение о проведении конкурса на базе колледжа. Для дошкольников разработали сценарии мастер-классов по направлениям «Поварское дело» и «Парикмахерское искусство». Погружение в профессию началось с экскурсии по лабораториям поварского и кондитерского дела и парикмахерской мастерской. Детям показали рабочее место повара и используемые в профессиональной деятельности инструменты и оборудование. После экскурсии учеников разделили на подгруппы для выполнения практических заданий. Поварятам предложили подготовить формы для выпекания сладкого печенья, опираясь на свою фантазию. Возможность проявить себя творчески, выразить эмоции, увидеть результат своей деятельности – все эти показатели работали на повышение уровня заинтересованности. Задания мастер-класса по парикмахерскому искусству предполагали развитие фантазии у детей через плетение волос.

Для первоначального самоопределения большое значение имеют первые трудовые пробы: выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений. Это развивает интерес к труду, составляет основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности, обогащает жизненные познания детей.

Необходимо отметить, что особое впечатление произвели мероприятия с участием профессионалов, которые обеспечили правильное представление о различных сферах деятельности. На практических занятиях проходило знакомство детей с инструментами и приборами, специалисты рассказывали о мотивах, которые привели их в профессию, желании или нежелании оставаться в ней, показывали презентации.

В связи с ростом количества реализуемых в колледже профессий было принято решение увеличить и количество профориентационных программ для дошкольников. В 2017-2018 учебном году мастер-классы проводились также по профессиям водителя автомобиля и медицинской сестры. Малыши с удовольствием учились накладывать повязку, ухаживать за полостью рта. Были приглашены работодатели от различных предприятий и организаций Солнечногорского и Клинского районов, города Лобни.

ВЫЕЗДНЫЕ мастерские были организованы для младших школьников. Для этого заключены договоры со школами Клина, Солнечногорска и Лобни.

С целью популяризации профессии автопокрасчика при поддержке партнера колледжа, компании «Мерседес-Бенц», проведены мастер-классы, на которых школьники ознакомились со всеми этапами покраски автомобиля. Воодушевление началось уже с момента облачения в спецодежду и распространялось далее – до предоставления свободы в творчестве: подборе цветов, их смешивании, нанесении аэрографии. Результат налицо – у каждого в руках покрашенная самостоятельно авторская машинка. По отзывам родителей и классных руководителей, дети ещё долго обсуждали эти мастер-классы и ждут проведения новых.

СЛЕДУЮЩАЯ возрастная группа – старшие школьники. Программа для них вышла на региональный уровень и реализуется в московском регионе под названием «Путевка в жизнь». Колледж «Подмосковье» реализует ее по таким профессиям, как повар, парикмахер, слесарь по ремонту автомобиля, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, швея, сестра милосердия, медицинская сестра, делопроизводитель, секретарь, контролер банка, маляр. Общее количество участников проекта – 259 человек.

ТАКЖЕ проведены встречи и мастер-классы с группой лиц от шестидесяти лет и старше. Направление – поварское дело. Участниками стали подопечные Солнечногорского центра социальной помощи населению возраста до семидесяти лет.

Если при обучении дошкольников больше волновались мастера производственного обучения: чем заинтересовать, как удержать интерес, – то в случае со старшим поколением волновались участники: получится ли выпечка, как будет смотреться на фоне других выполненная работа. Волнение улеглось и сгладилось лишь после совместной беседы по окончании мастер-класса.

НЕОБХОДИМО активно привлекать к сотрудничеству практических психологов, классных руководителей, учителей-предметников, родителей для успешной организации профессионального самоопределения обучающихся. Должно предоставляться разнообразие форм и методов профориентации в школе, использоваться системный подход при ее проведении. Тогда вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, будет способствовать активизации профессионального самоопределения молодежи и успешному выбору дальнейшего профессионального пути.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Точки роста Сергиево-Посадского колледжа
Серпуховский колледж успешно участвует в чемпионатах WSR
Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
В 2018 году Егорьевский авиационный технический колледж им. В.П.Чкалова отмечает столетний юбилей
Краснодарский архитектурно-строительный техникум готовит строителей будущего
Инновационное развитие Нефтекамского машиностроительного колледжа
Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ