Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена

Тема соответствия профессиональных квалификаций реальным запросам российского рынка труда становится сегодня одной из самых острых и обсуждаемых. Демографический кризис и постепенное нарастание дефицита квалифицированных кадров для высокотехнологичного сектора экономики создали необходимость формирования системы контроля качества профессионального образования. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в качестве итоговой аттестации выпускников становится обязательным элементом реализации программ СПО. По данным Академии WorldSkills Russia, в 2017 году его сдавали около 15 тыс. выпускников, в 2018 году – более 30 тыс. С испытаниями справился каждый третий обучаю¬щийся. В 2019 году экзамен планируют сдать более 40 тыс. студентов.

Просмотров: 237

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

ИТОГИ демонстрационного экзамена, проведенного в 2018 году, проанализированы Институтом образования НИУ ВШЭ и представлены в отчете «Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills: предварительные итоги и возможности масштабирования»[1]. Рассмотрим некоторые из них.

С 2019 года существенно изменятся требования, по которым в профессиональных образовательных организациях России будет проводиться демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkillsRussia. Изменения коснутся требований к инфраструктуре площадок проведения экзамена, его продолжительности, заданий для выпускников. Кроме того, будут доработаны инфраструктурные листы для каждой компетенции.

Экзамен прошел по 84 компетенциям в более чем 700 образовательных организациях, в том числе высшего образования, расположенных в 58 субъектах РФ. Как и в 2017 году, среди участников преобладали представители Москвы (56) и Московской области (50). Наибольший прирост показала Республика Татарстан, где число образовательных организаций выросло в 7,5 раз – с 6 до 46. По одной организации участвовало от Карачаево-Черкесской Республики, Воронежской области и Республики Тыва. Однако если брать в расчет долю СПО относительно общего числа участвовавших в экзамене образовательных организаций, в лидеры выходят другие регионы (см. табл. 1).

Большинство регионов-участников демонстрационного экзамена характеризуется высоким уровнем финансирования и большим количеством студентов. По доле вовлеченности студентов на первые позиции со значительным отрывом от остальных вышли Москва и Ненецкий АО (см. диагр. 1).

РЕГИОНЫ стали более активно участвовать в демонстрационном экзамене: выросло не только количество студентов, но и количество оцениваемых компетенций. Чаще всего сдавали экзамены по компетенциям, входящим в сферу услуг, – 7556 человек, затем «Производство и инженерные технологии» – 4752. Менее всего выбирали блок «Творчество и дизайн» – 2008 человек. Самые популярные компетенции у студентов вузов относились к блокам «Производство и инженерные технологии», «Информационные и коммуникационные технологии» и «Сфера услуг». В большинстве случаев по этим компетенциям были оценены обучающиеся по программам бакалавриата, реже – на уровне программ подготовки специалистов среднего звена.​

Как известно, форма демонстрационного экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых функций в условиях, приближенных к реальным. Топ-10 оцениваемых в 2018 году компетенций несколько изменился. Если в 2017-м это были преимущественно компетенции, востребованные на производстве, то в 2018 году лидируют из блоков «Сфера услуг» и «Образование» (см. табл. 2). Среди редко оцениваемых преобладают творческие и узкопрофильные.

В результате проведенного кластерного анализа удалось выявить шесть типов регионов, отличающихся степенью вовлеченности.

Первый тип. «На низком старте» (21 субъект) – эти регионы только начинают свой путь к успеху, не обладая достаточными инфраструктурными ресурсами и пока отправляя на демонстрационный экзамен небольшое количество студентов из образовательных организаций. Среди них Белгородская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Костромская, Курганская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Омская, Рязанская, Саратовская области, республики Бурятия, Коми, Крым, Северная Осетия – Алания, Тыва, Удмуртская.

Второй тип. «Через тернии к звездам» (15 субъектов) – демонстрируют наибольшее количество студентов, сдавших экзамен на медальон, в условиях наиболее низкого финансирования и сравнительно низкой инфраструктурной оснащенности. Среди них Кемеровская, Кировская, Липецкая, Новгородская, Оренбургская, Ростовская, Смоленская, Ульяновская области, республики Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Мордовия, Чеченская, Забайкальский край.​

Третий тип. «Золотая середина» (9 субъектов) – здесь процент студентов, сдавших демонстрационный экзамен на медальон, находится на среднем уровне, сопоставимом с типом «Активные участники». Однако такие результаты получились в условиях меньшей оснащенности образовательных организаций и менее активном участии студентов. Это г. Санкт-Петербург, Краснодарский, Красноярский, Пермский края, Республика Саха (Якутия), Тамбовская, Тульская, Челябинская, Ярославская области.

Четвертый тип. «Активные участники» (6 субъектов) – в среднем в этих регионах участвует наибольшее количество студентов из организаций, оценивается наибольшее количество компетенций по демонстрационному экзамену, наиболее подготовленная инфраструктура. Это г. Москва, Московская, Новосибирская, Свердловская области, Республика Татарстан, Хабаровский край.

Пятый тип. «Кадры решают все» (4 субъекта) – в этих регионах сделали ставку на развитие кадрового потенциала: в среднем здесь более половины мастеров производственного обучения прошли обучение в Академии WorldSkillsRussia. Это Самарская, Томская, Тюменская области, Чувашская Республика.

Шестой тип. «Нереализованный потенциал» (3 субъекта) – самое большое финансирование на одного студента, но самый маленький процент студентов, сдавших на медальон. К этим регионам относятся Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская область.

УФИМЦЕВ Данил Александрович, руководитель Управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союза «WorldSkillsRussia»:

– Итоги пилотной апробации демонстрационного экзамена в рамках ГИА весьма поучительны: стали очевидны болевые точки, на которые стоит обратить внимание. Это касается как тестовых заданий, так и самой процедуры. Мы продолжим работу по совершенствованию нормативного обеспечения по линии WorldSkills.

ДУДЫРЕВ Федор Феликсович, директор центра исследования СПО Института образования НИУ ВШЭ:

– Масштаб применения экзамена по стандартам WorldSkills напрямую зависит от инвестиционного климата регионов. Мы сравнили результаты экзамена с рейтингом инвестиционной привлекательности регионов за 2017 год. Там, где больше ресурсов и максимальная инвестиционная привлекательность, увидели основные успехи и в профессиональном экзамене: больше человек сдает, оценки выше. Поэтому масштабирование демонстрационного экзамена должно опираться на надежные финансовые механизмы – без этого наша ракета не взлетит.

ФРУМИН Исак Давидович, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:

– Мы являемся одной из немногих стран, где фактически до последнего времени даже не возникали попытки объективного контроля качества профессионального и высшего образования. Поэтому появление WorldSkills и демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills – это очень важный шаг в формировании такой системы контроля качества профессионального образования.

ИНТЕРЕС представляют также итоги проведения демонстрационного экзамена в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, – топ-50. В 2018 году впервые проводился демонстрационный экзамен как вид квалификационной выпускной работы по программам СПО в рамках государственной итоговой аттестации. Мониторинг успешности прохождения образовательными организациями этапов подготовки, сбор статистических данных осуществлялись Главным информационно-вычислительным центром Минобрнауки РФ с применением электронной дорожной карты проведения демонстрационного экзамена. Материалы, размещенные образовательными организациями на этой электронной платформе, легли в основу отчета Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета[2]. Официально экзамен провели по 9 профессиям СПО в 44 образовательных организациях по всей России (см. табл. 3).

Для оценки результатов демонстрационного экзамена, проведенного в 54 центрах (ЦПДЭ), были применены 15 комплектов контрольно-оценочной документации, разработанных Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), что составило около 12% от общего числа компетенций WSR. Выбор компетенций осуществлялся образовательными организациями самостоятельно. Напомним, что для получения статуса ЦПДЭ образовательная организация должна обеспечить материально-техническую базу по определенному комплекту оценочной документации и получить электронный аттестат, срок действия которого один год. Общая продолжительность демонстрационного экзамена определялась в зависимости от количества рабочих мест, которые подготовил колледж, а также количества выпускников и длительности выполнения задания: от 1 до 12 дней.

В состав экспертных групп, проводящих оценивание результатов выполнения студентами заданий, вошли педагогические работники образовательных организаций и представители работодателей, что подтверждает выраженный интерес и доверие к этому виду оценочных процедур. Главные эксперты по каждой площадке утверждались Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkillsRussia)» из числа сертифицированных экспертов WSR или экспертов с правом проведения региональных чемпионатов.

В 2018 году критерии оценки задания демонстрационного экзамена применялись в соответствии с шаблоном информационной системы CIS. Из 1112 студентов, допущенных к сдаче экзамена, 1091 справился с заданием, дипломы с отличием получили 84 человека из 24 образовательных организаций СПО. Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие паспорт компетенций (SkillsPassport), внесены в базу данных молодых профессионалов. Доступ к ней предоставлен всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

С 2019 года существенно изменятся требования, по которым в профессиональных образовательных организациях России будет проводиться демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkillsRussia. Изменения коснутся требований к инфраструктуре площадок проведения экзамена, его продолжительности, заданий для выпускников. Кроме того, будут доработаны инфраструктурные листы для каждой компетенции.

Елена КЛЕШНИНА.

[1] bit.ly/ao106D1 

[2] bit.ly/ao106D2

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ростовский педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева развивает сетевое взаимодействие
Преобразования в профобразовании
Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
Воскресенский колледж развивает систему наставничества
Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ