Точки роста рабочих компетенцийРазвитие структуры подготовки рабочих кадров будет сопровождаться усилением самостоятельности образовательных организаций и расширением общественного участия через попечительские, наблюдательные и управляющие советы. Поскольку в учреждения НПО и СПО идут учиться дети из малообеспеченных семей, министр считает важным повысить их социальную защиту. Необходимо в целом повысить привлекательность этого уровня образования для молодежи и работать над повышением в системе СПО уровня компетенций взрослого населения. Просмотров: 3615
Наверное, только преподаватели могут, встретившись на юбилее, заняться горячим обсуждением производственных вопросов. Состоявшийся в апреле VII съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России стал знаменательным не только потому, что проводился в год пятнадцатилетия объединения и собрал в МИСиС для обсуждения наиболее значимых проблем около 800 участников. Накануне вступления в силу нового закона об образовании в географии среднего профессионального образования осталось немало «белых пятен». Работа на развитиеПо данным Минобрнауки РФ, в 5 тыс. учебных заведений НПО и СПО учится около 3 млн. человек и ещё 200 тыс. студентов получают знания по программам начального и среднего профессионального образования в 170 вузах страны. – Для сравнения, – привел в своем выступлении данные статистики министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, – контингент вузов составляет 6 млн. студентов. Система НПО и СПО по масштабам своей деятельности сопоставима с системой высшего образования и останется точкой роста российского образования на ближайшие десятилетия. Сложившаяся в прошлом веке система профподготовки уже не соответствует сформировавшемуся экономическому укладу страны, возросшим требованиям к масштабам и качеству подготовки кадров, и лидеры отечественного производства, видя остроту проблемы, сами создают образовательные учреждения. – Средства, которые бизнес выделяет на рост кадрового потенциала сотрудников, – продолжил Д. Ливанов, – в системе СПО и во внутрикорпоративной подготовке и повышении квалификации, превышают расходы федерального бюджета на профессиональное образование. По существующим оценкам, негосударственный сектор ежегодно вкладывает около 850 млрд. рублей в развитие квалификаций своих работников. Именно система начального и среднего профессионального образования видится самой перспективной с точки зрения частно-государственного партнерства. Одной из важнейших задач министр видит координацию программ подготовки в соответствии с перспективами экономического развития территорий.
– Безусловно, на федеральном уровне будет расширяться поддержка СПО, но основной приоритет – работа на развитие регионов. Нужно создать в каждом из них с учетом своеобразия такую систему профессионального образования, которая обеспечила бы быстрое экономическое и социальное развитие региона не только на пять-десять лет, но и на более далекую перспективу. Сейчас Минобрнауки РФ разрабатывает пакет механизмов, нацеленных на развитие частно-государственного партнерства, повышение финансовой устойчивости и экономической сбалансированности образовательных организаций, в частности, региональных систем профессионального образования. Развитие структуры подготовки рабочих кадров будет сопровождаться усилением самостоятельности образовательных организаций и расширением общественного участия через попечительские, наблюдательные и управляющие советы. Поскольку в учреждения НПО и СПО идут учиться дети из малообеспеченных семей, министр считает важным повысить их социальную защиту. Необходимо в целом повысить привлекательность этого уровня образования для молодежи и работать над повышением в системе СПО уровня компетенций взрослого населения. Образование – среднее, качество – высшееЗаместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин с характерной для него склонностью к четкой систематизации высказал на съезде основные предложения: – Экономить на образовании хуже, чем топить ассигнациями, – перефразировал депутат высказывание Д. Менделеева. – Финансирование НПО и СПО должно быть увеличено вдвое, до минимальной потребности. Кроме того, предлагаем на федеральном уровне определить нижнюю границу финансирования учреждений образования и оказать бюджетную поддержку малообеспеченным регионам. Наряду с подушевым финансированием, нередко ведущим к образовательному неравенству, нужно использовать механизм, не зависящий от количества студенческих душ.
Олег Смолин предложил освободить от налогов все доходы образовательных учреждений, которые вновь будут вкладываться в образование, и обеспечить равные налоговые нагрузки для государственных и негосударственных учебных заведений. Необходимо восстановить государственный образовательный канал в метровом диапазоне и оказывать поддержку телеканалам, ведущим образовательные программы. – Педагог Евгений Ямбург заметил, что учебные заведения всё больше превращаются в места, где студенты и педагоги мешают администрации работать с документами, – прозвучала грустная шутка в выступлении депутата. – Нужно создать специальную рабочую группу для дебюрократизации и уменьшения количества проверок. Кроме того, следует максимально ускорить развитие образовательной политики в сфере дистанционного обучения и улучшить условия получения профессионального образования людям с ограниченными возможностями. Также Олег Смолин предложил поднять в течение трех лет заработную плату в СПО до 150 процентов от средней по региону. Чтобы армия не стала вновь рабоче-крестьянской, в которую своих детей обеспеченные люди не отправляют, нужно сохранить отсрочки в полном объеме: служба в армии должна быть не в ущерб, а на базе образования. – Давайте покончим с разговорами о том, что образование висит гирей на бюджете государства, – завершил выступление депутат. – Вложения в образование – самые выгодные вложения, которые государство может себе позволить. Давайте признаем, что нам нужно сохранить традиции фундаментальности нашего образования, не сводимые только к функциональной грамотности. Давайте откажемся от разговоров, что надо готовить исключительно политическую и экономическую элиту, что обществом движут 5-7 процентов граждан, и поймём, что образование должно быть качественным для всех. Пусть оно остаётся средним профессиональным, но будет только высшего качества. Как убрать барьеры?
– Система профобразования после ее передачи в регионы стала ближе к рынку труда, – отметил определенные позитивные изменения президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин. – Во многих регионах страны под председательством губернаторов формируются советы по модернизации профобразования, реализуются целевые программы развития профшколы, отрабатываются механизмы государственно-частного партнерства. Президент Союза директоров ссузов считает, что, поскольку система профессионального образования стратегией социально-экономического развития до 2020 года признана одной из важнейших сфер, нужно законодательно признать научную деятельность в этой области образования. Это предоставит больший доступ, наравне с высшей школой, к широкому участию в госпрограммах научно-исследовательских работ, повысит профессионализм и мотивацию молодых кадров к научной деятельности. Есть необходимость вернуться и к возможности соучредительства. Интерес участников съезда вызвало предложение возобновить в системе СПО приоритетный национальный проект «Образование» или ввести финансирование регионами интересных инновационных проектов. На мотивации студентов к учебе сказывается недостаточная материально-техническая база, когда в приспособленном под спортзал помещении занимаются 5-6 групп, столовые превратились в буфеты без полноценного питания, ведомственная разобщенность создает проблему медицинского обслуживания студентов, а строительство нового учебного корпуса или студенческого общежития становится огромной удачей. Барьерами на пути молодежи к профессии остаются низкая культура производства и невысокая зарплата на ряде предприятий, отсутствие в общеобразовательной школе, нацеливающей учеников исключительно на получение высшего образования, системы раннего профессионального ориентирования. – Крайне медленно решается вопрос о национальной рамке квалификаций, – выделил ещё одну проблему Виктор Демин. – Рамочное описание уровня квалификаций не дает стимула к развитию и носит констатирующий характер, отражающий статус, а не современные требования к квалификации, возрастающие в связи с изменениями в сфере труда. Поэтому предлагаем доработать рамки и принять их уже не министерством труда и социальной защиты, а постановлением правительства, чтобы требования были одинаково значимы как для сферы труда, так и для сферы образования. За последнее время структура рынка труда сильно изменилась, и, по мнению Виктора Демина, поскольку в течение двадцати лет в перечне профессий и специальностей происходили лишь косметические изменения, нужно создать механизмы его оперативного обновления. – Важным является вопрос независимой оценки качества. Союз директоров должен прийти в центры сертификации квалификаций, в общественно-профессиональные агентства аккредитации, – завершил свое выступление президент Союза директоров ссузов. – В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто в интересах работодателей первым придет на этот рынок и предложит различные виды подготовки, в том числе по коротким программам. Поэтому переподготовка и повышение квалификации должны доминировать в работе ссузов. Ориентиры развития– Центры прикладных квалификаций, – продолжила тему директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева, – создаются в соответствии с указом Президента РФ и реализуют короткие программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. По демографическим прогнозам, доля взрослого населения, обучающегося в системе НПО и СПО, вырастет до 70 процентов от всего контингента учащихся. Новый закон об образовании позволяет образовательным учреждениям в союзе с работодателями создавать гибкую инфраструктуру подготовки кадров по программам различной продолжительности. Образование могут вести кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций и другие. – Очень важно создание методической сети в системе профобразования, которая в настоящее время практически утеряна, – наметила второй ориентир Наталия Золотарева. – Из 40 тыс. мастеров производственного обучения значительная часть не имеет педагогического образования, а введение ФГОС, обучение взрослого населения, инвалидов, военнослужащих, матерей с детьми до трех лет требуют непрерывного развития педагогической квалификации. Директором департамента выделена необходимость создания условий для повышения экономической самостоятельности учебных учреждений, в том числе путем их перевода в автономные и обеспечения образовательным организациям различных организационно-правовых форм равного доступа к бюджетным средствам. Для снижения риска инвестиционных вложений в образовательную сферу следует развивать общественные институты управления профобразованием, в частности, попечительский (наблюдательный) совет, создать условия для повышения эффективности управления образовательными учреждениями. Минобрнауки РФ ведет работу по расширению частно-государственного партнерства и повышению финансовой устойчивости образовательных учреждений. Рассматриваются вопросы субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров, предоставления права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Разрабатывается механизм предоставления права бюджетным образовательным организациям быть учредителями хозяйственных обществ, в том числе учебно-производственных, тренировочных центров и малых молодежных предприятий. Положительные сдвиги налицо. За последние годы удалось привлечь значительные инвестиции в развитие профобразования благодаря господдержке инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ и работодателей. Международный вектор– На Республиканский институт профессионального образования возложена ответственность за обеспечение трудовыми ресурсами всех отраслей экономики страны, – ознакомил участников съезда с опытом Республики Беларусь ректор РИПО Аркадий Шкляр. – Он осуществляет научно-методическое обеспечение подготовки трудовых ресурсов, координирует всю систему переподготовки кадров начального и среднего профессионального образования. Деятельность института необходима всем отраслям экономики. В 2011 году главы правительств СНГ приняли решение придать учебному заведению статус базовой организации для распространения опыта профобразования этих стран. Аркадий Шкляр раскрыл три основные проблемы мировой системы профессионального образования. К ним относятся поиск эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профобразования, обеспечение качества сформированных компетенций и развитие с разной скоростью профессионального образования и рынка труда. Третья особенность делает почти невозможным предугадать спрос и запланировать подготовку востребованных в будущем работников. – Интеграционная система профобразования стран СНГ в настоящее время должна быть ориентирована на формирование компетенций, а не на освоение образовательных программ, – обозначил тенденцию ректор РИПО. – Именно это позволяет обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможность горизонтальной мобильности, смены траектории при обеспечении зачета всех ранее полученных компетенций. Такой подход позволит подойти к вопросам сравнимости, прозрачности, паритетности и взаимного признания квалификации. На рынке образовательных услуг формируется профессиональная специализация: открывать – например, в Беларуси – учебное заведение по нанотехнологиям или атомной энергетике нет смысла. Поэтому в настоящее время идет работа по созданию сетевого колледжа стран СНГ. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|