Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Точки роста рабочих компетенций

Развитие структуры подготовки рабочих кадров будет сопровождаться усилением самостоятельности образовательных организаций и расширением общественного участия через попечительские, наблюдательные и управляющие советы. Поскольку в учреждения НПО и СПО идут учиться дети из малообеспеченных семей, министр считает важным повысить их социальную защиту. Необходимо в целом повысить привлекательность этого уровня образования для молодежи и работать над повышением в системе СПО уровня компетенций взрослого населения.

Просмотров: 3615

Наверное, только преподаватели могут, встретившись на юбилее, заняться горячим обсуждением производственных вопросов. Состоявшийся в апреле VII съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России стал знаменательным не только потому, что проводился в год пятнадцатилетия объединения и собрал в МИСиС для обсуждения наиболее значимых проблем около 800 участников. Накануне вступления в силу нового закона об образовании в географии среднего профессионального образования осталось немало «белых пятен».

Работа на развитие

По данным Минобрнауки РФ, в 5 тыс. учебных заведений НПО и СПО учится около 3 млн. человек и ещё 200 тыс. студентов получают знания по программам начального и среднего профессионального образования в 170 вузах страны.

– Для сравнения, – привел в своем выступлении данные статистики министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, – контингент вузов составляет 6 млн. студентов. Система НПО и СПО по масштабам своей деятельности сопоставима с системой высшего образования и останется точкой роста российского образования на ближайшие десятилетия.

Сложившаяся в прошлом веке система профподготовки уже не соответствует сформировавшемуся экономическому укладу страны, возросшим требованиям к масштабам и качеству подготовки кадров, и лидеры отечественного производства, видя остроту проблемы, сами создают образовательные учреждения.

– Средства, которые бизнес выделяет на рост кадрового потенциала сотрудников, – продолжил Д. Ливанов, – в системе СПО и во внутрикорпоративной подготовке и повышении квалификации, превышают расходы федерального бюджета на профессиональное образование. По существующим оценкам, негосударственный сектор ежегодно вкладывает около 850 млрд. рублей в развитие квалификаций своих работников. Именно система начального и среднего профессионального образования видится самой перспективной с точки зрения частно-государственного партнерства.

Одной из важнейших задач министр видит координацию программ подготовки в соответствии с перспективами экономического развития территорий.

– Союз директоров ссузов является важной площадкой для обмена лучшими практиками управления образовательными учреждениями. Он выполняет функции экспертизы, общественного обсуждения и претворения в жизнь ключевых решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях власти.

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ.

– Безусловно, на федеральном уровне будет расширяться поддержка СПО, но основной приоритет – работа на развитие регионов. Нужно создать в каждом из них с учетом своеобразия такую систему профессионального образования, которая обеспечила бы быстрое экономическое и социальное развитие региона не только на пять-десять лет, но и на более далекую перспективу. Сейчас Минобрнауки РФ разрабатывает пакет механизмов, нацеленных на развитие частно-государственного партнерства, повышение финансовой устойчивости и экономической сбалансированности образовательных организаций, в частности, региональных систем профессионального образования.

Развитие структуры подготовки рабочих кадров будет сопровождаться усилением самостоятельности образовательных организаций и расширением общественного участия через попечительские, наблюдательные и управляющие советы. Поскольку в учреждения НПО и СПО идут учиться дети из малообеспеченных семей, министр считает важным повысить их социальную защиту. Необходимо в целом повысить привлекательность этого уровня образования для молодежи и работать над повышением в системе СПО уровня компетенций взрослого населения.

Образование – среднее, качество – высшее

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин с характерной для него склонностью к четкой систематизации высказал на съезде основные предложения:

– Экономить на образовании хуже, чем топить ассигнациями, – перефразировал депутат высказывание Д. Менделеева. – Финансирование НПО и СПО должно быть увеличено вдвое, до минимальной потребности. Кроме того, предлагаем на федеральном уровне определить нижнюю границу финансирования учреждений образования и оказать бюджетную поддержку малообеспеченным регионам.

Наряду с подушевым финансированием, нередко ведущим к образовательному неравенству, нужно использовать механизм, не зависящий от количества студенческих душ.

– Потребность в специалистах среднего звена со временем меняется. Дефицит рабочих кадров высокой квалификации очень существенен, но не там, где формируется
инновационная экономика. Так, во Владимирской области за последние десять лет введено 1,1 тыс. предприятий, на которых трудится всего 4 процента занятого населения, но они дают 40 процентов регионального продукта. В регионах со складывающейся инновационной экономикой на 2-3 специалиста с высшим образованием приходится 7-8 – со средним специальным и только 3-4 – с начальным профессиональным.

Александр РЫБАКОВ, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

 Олег Смолин предложил освободить от налогов все доходы образовательных учреждений, которые вновь будут вкладываться в образование, и обеспечить равные налоговые нагрузки для государственных и негосударственных учебных заведений. Необходимо восстановить государственный образовательный канал в метровом диапазоне и оказывать поддержку телеканалам, ведущим образовательные программы.

– Педагог Евгений Ямбург заметил, что учебные заведения всё больше превращаются в места, где студенты и педагоги мешают администрации работать с документами, – прозвучала грустная шутка в выступлении депутата. – Нужно создать специальную рабочую группу для дебюрократизации и уменьшения количества проверок. Кроме того, следует максимально ускорить развитие образовательной политики в сфере дистанционного обучения и улучшить условия получения профессионального образования людям с ограниченными возможностями.

Также Олег Смолин предложил поднять в течение трех лет заработную плату в СПО до 150 процентов от средней по региону. Чтобы армия не стала вновь рабоче-крестьянской, в которую своих детей обеспеченные люди не отправляют, нужно сохранить отсрочки в полном объеме: служба в армии должна быть не в ущерб, а на базе образования.

– Давайте покончим с разговорами о том, что образование висит гирей на бюджете государства, – завершил выступление депутат. – Вложения в образование – самые выгодные вложения, которые государство может себе позволить. Давайте признаем, что нам нужно сохранить традиции фундаментальности нашего образования, не сводимые только к функциональной грамотности. Давайте откажемся от разговоров, что надо готовить исключительно политическую и экономическую элиту, что обществом движут 5-7 процентов граждан, и поймём, что образование должно быть качественным для всех. Пусть оно остаётся средним профессиональным, но будет только высшего качества.

Как убрать барьеры?

– Формально работодатель участвует в разработке стандартов и программ, на программах стоят их печати и подписи, но фактически проблема не решена. Пока в реальности работодатели относительно успешно сотрудничают на последнем этапе обучения, связанном с оценкой качества знаний. Но тут они могут только принять решение о приглашении выпускника на работу, а что-либо изменить в его подготовке уже не в состоянии.
Невозможно развивать платное образование для жителей села, они не имеют настолько высоких доходов. Поэтому подушевое финансирование неприемлемо для учреждений СПО, расположенных в сельской местности. Таким образовательным учреждениям следует придать статус казенных.

Лариса ФЕНЕВА, председатель Союза директоров ссузов Северо-Кавказского федерального округа.

– Система профобразования после ее передачи в регионы стала ближе к рынку труда, – отметил определенные позитивные изменения президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин. – Во многих регионах страны под председательством губернаторов формируются советы по модернизации профобразования, реализуются целевые программы развития профшколы, отрабатываются механизмы государственно-частного партнерства.

Президент Союза директоров ссузов считает, что, поскольку система профессионального образования стратегией социально-экономического развития до 2020 года признана одной из важнейших сфер, нужно законодательно признать научную деятельность в этой области образования. Это предоставит больший доступ, наравне с высшей школой, к широкому участию в госпрограммах научно-исследовательских работ, повысит профессионализм и мотивацию молодых кадров к научной деятельности. Есть необходимость вернуться и к возможности соучредительства.

Интерес участников съезда вызвало предложение возобновить в системе СПО приоритетный национальный проект «Образование» или ввести финансирование регионами интересных инновационных проектов.

На мотивации студентов к учебе сказывается недостаточная материально-техническая база, когда в приспособленном под спортзал помещении занимаются 5-6 групп, столовые превратились в буфеты без полноценного питания, ведомственная разобщенность создает проблему медицинского обслуживания студентов, а строительство нового учебного корпуса или студенческого общежития становится огромной удачей. Барьерами на пути молодежи к профессии остаются низкая культура производства и невысокая зарплата на ряде предприятий, отсутствие в общеобразовательной школе, нацеливающей учеников исключительно на получение высшего образования, системы раннего профессионального ориентирования.

– Крайне медленно решается вопрос о национальной рамке квалификаций, – выделил ещё одну проблему Виктор Демин. – Рамочное описание уровня квалификаций не дает стимула к развитию и носит констатирующий характер, отражающий статус, а не современные требования к квалификации, возрастающие в связи с изменениями в сфере труда. Поэтому предлагаем доработать рамки и принять их уже не министерством труда и социальной защиты, а постановлением правительства, чтобы требования были одинаково значимы как для сферы труда, так и для сферы образования.

За последнее время структура рынка труда сильно изменилась, и, по мнению Виктора Демина, поскольку в течение двадцати лет в перечне профессий и специальностей происходили лишь косметические изменения, нужно создать механизмы его оперативного обновления.

– Важным является вопрос независимой оценки качества. Союз директоров должен прийти в центры сертификации квалификаций, в общественно-профессиональные агентства аккредитации, – завершил свое выступление президент Союза директоров ссузов. – В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто в интересах работодателей первым придет на этот рынок и предложит различные виды подготовки, в том числе по коротким программам. Поэтому переподготовка и повышение квалификации должны доминировать в работе ссузов.

Ориентиры развития

– Центры прикладных квалификаций, – продолжила тему директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева, – создаются в соответствии с указом Президента РФ и реализуют короткие программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. По демографическим прогнозам, доля взрослого населения, обучающегося в системе НПО и СПО, вырастет до 70 процентов от всего контингента учащихся.

Новый закон об образовании позволяет образовательным учреждениям в союзе с работодателями создавать гибкую инфраструктуру подготовки кадров по программам различной продолжительности. Образование могут вести кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций и другие.

– Очень важно создание методической сети в системе профобразования, которая в настоящее время практически утеряна, – наметила второй ориентир Наталия Золотарева. – Из 40 тыс. мастеров производственного обучения значительная часть не имеет педагогического образования, а введение ФГОС, обучение взрослого населения, инвалидов, военнослужащих, матерей с детьми до трех лет требуют непрерывного развития педагогической квалификации.

Директором департамента выделена необходимость создания условий для повышения экономической самостоятельности учебных учреждений, в том числе путем их перевода в автономные и обеспечения образовательным организациям различных организационно-правовых форм равного доступа к бюджетным средствам. Для снижения риска инвестиционных вложений в образовательную сферу следует развивать общественные институты управления профобразованием, в частности, попечительский (наблюдательный) совет, создать условия для повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

Минобрнауки РФ ведет работу по расширению частно-государственного партнерства и повышению финансовой устойчивости образовательных учреждений. Рассматриваются вопросы субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров, предоставления права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Разрабатывается механизм предоставления права бюджетным образовательным организациям быть учредителями хозяйственных обществ, в том числе учебно-производственных, тренировочных центров и малых молодежных предприятий.

Положительные сдвиги налицо. За последние годы удалось привлечь значительные инвестиции в развитие профобразования благодаря господдержке инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ и работодателей.

Международный вектор

– На Республиканский институт профессионального образования возложена ответственность за обеспечение трудовыми ресурсами всех отраслей экономики страны, – ознакомил участников съезда с опытом Республики Беларусь ректор РИПО Аркадий Шкляр. – Он осуществляет научно-методическое обеспечение подготовки трудовых ресурсов, координирует всю систему переподготовки кадров начального и среднего профессионального образования. Деятельность института необходима всем отраслям экономики. В 2011 году главы правительств СНГ приняли решение придать учебному заведению статус базовой организации для распространения опыта профобразования этих стран.

Аркадий Шкляр раскрыл три основные проблемы мировой системы профессионального образования. К ним относятся поиск эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профобразования, обеспечение качества сформированных компетенций и развитие с разной скоростью профессионального образования и рынка труда. Третья особенность делает почти невозможным предугадать спрос и запланировать подготовку востребованных в будущем работников.

– Интеграционная система профобразования стран СНГ в настоящее время должна быть ориентирована на формирование компетенций, а не на освоение образовательных программ, – обозначил тенденцию ректор РИПО. – Именно это позволяет обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможность горизонтальной мобильности, смены траектории при обеспечении зачета всех ранее полученных компетенций. Такой подход позволит подойти к вопросам сравнимости, прозрачности, паритетности и взаимного признания квалификации. На рынке образовательных услуг формируется профессиональная специализация: открывать – например, в Беларуси – учебное заведение по нанотехнологиям или атомной энергетике нет смысла. Поэтому в настоящее время идет работа по созданию сетевого колледжа стран СНГ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Качество образования: формальность и реальность
О чем еще говорят… европейцы
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Знак вопроса похож на петлю
Преобразования в профобразовании
Союз директоров ссузов России: пути развития
APQN: система поощрений как признание репутации
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Качество образования зависит не от статуса вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ