Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы

В основу работы союза директоров заложен тот политический вектор, который определяется государственной политикой. «Долгие годы мы находились в плену наших педагогических и корпоративных интересов, – отметил В.М. Демин. – А сейчас учимся работать на экономику, на государство. Точки роста связаны именно с этой ключевой задачей».

Просмотров: 2353

«Новый формат развития», «новое лицо СПО» – такие слова звучали на заседании президиума Союза директоров средних специальных учебных заведений России 16 декабря 2011 года. О том, что стоит за ними, рассказывает наш корреспондент, побывавший в городе Красногорске, где проходило это мероприятие.

Что включили в повестку дня?

На очередное и последнее в ушедшем году заседание президиум Союза директоров ссузов России собрался почти полным составом – 30 человек из 35. Обсуждали всего два вопроса. Первый, ожидаемый – подведение итогов и оценка эффективности работы президиума. Второй – новость: после пятого съезда союза директоров прошло уже почти два года, и пришла пора готовиться к шестому съезду, определив его ориентировочную или, как было отмечено, «рабочую» дату проведения. Забегая вперед, сообщим, что участники заседания остановились на 23 марта. Но при этом оговорились: дата может корректироваться. Установили и норму представительства – 10 человек от региона.

В центре обсуждения первого вопроса также оказался съезд, только предыдущий, точнее – выполнение его решений. Уже в начале доклада президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин сделал несколько выводов, вытекающих из анализа деятельности двух прошедших лет. Один – касался союза, который вырос и стал авторитетнее. Другой – относился к будущему: в работе предстоят перемены, причем очень серьезные. Но самый важный посыл касался стратегии: в основу работы союза директоров заложен тот политический вектор, который определяется государственной политикой. «Долгие годы мы находились в плену наших педагогических и корпоративных интересов, – отметил В.М. Демин. – А сейчас учимся работать на экономику, на государство. Точки роста связаны именно с этой ключевой задачей».

Как оценили качество рабочей силы?

Вторая ключевая задача, по мнению В.М. Демина, имеет отношение к роли СПО и НПО в развитии производительных сил и к качеству рабочей силы. Тема эта уже обсуждалась на одном из предшествующих заседаний. Как элемент рынка труда рабочая сила служит существенным ограничителем роста российской экономики, поскольку характеризуется низким уровнем профессиональной подготовки и недостатком трудовой и производственной дисциплины.

Причин такого положения несколько. Это падение престижа рабочих профессий, старение знаний и навыков, полученных в других условиях, и ценностный разрыв: ценности, воспринятые в период советского времени, конфликтуют с требованиями современности. Так, по крайней мере, оценивают ситуацию эксперты ОЭСР.

И действительно: большинство выпускников школ идет учиться в вузы. Это, во-первых. Во-вторых, подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей и по содержанию, и по численности обученных по профессиям. В-третьих, перечень профессий в классификаторах не совпадает с реальностью. А «доводка» специалистов в организациях – процедура затратная. Наконец, в программах обучения слабо учитывается расширение спектра профессиональных компетенций.

Применение требований корпоративных международных стандартов при обучении работников в организациях в целом не меняет ситуации, так как эти стандарты являются отражением экономики других стран или отдельных организаций.

Ответ на вопрос, что делать, у союза директоров ссузов есть. Другое дело, не все зависит от его усилий. Чтобы готовить специалистов высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых инновационной экономике, нужно составлять среднесрочные и долгосрочные прогнозы в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций и создавать современную национальную систему квалификаций. Пока, по данным действующего Единого тарифно-квалификационного справочника, у нас насчитывается более 7 тыс. рабочих профессий, тогда как в странах ОЭСР – от 600 до 800. Например, профессии шахтер в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.).

Кроме того, в стране должен действовать механизм формирования современных стандартных требований к профессиям и стандартные технологии подготовки по каждой специальности. И, конечно же, необходим баланс по объему и качеству высшего, среднего и начального профессионального образования. Но многие годы, особенно в области инвестиций, системы среднего и начального профессионального образования не получали необходимой поддержки и работали в рамках тех бюджетных возможностей, которые у них имелись. В докладе по этому поводу отмечалось, что Стратегия-2020 ситуацию не меняет, поскольку делает упор на развитие и обновление общеобразовательной и высшей школы. Союз директоров ссузов России высказал свои предложения по корректировке данного документа, однако и в последнем варианте приоритеты не изменились.

Но и система СПО пока еще не научилась выпускать специалистов, готовых к высокопроизводительному труду. «Знания, которые учебные заведения дают во время обучения, к моменту получения диплома настолько устаревают, что мы должны радикально менять технологии и методы подготовки выпускников, – так сформулировал задачу на будущее В.М. Демин. – Разрыв очевиден. Решение этой проблемы находится в наших руках».

Раскрыл докладчик еще одну тему – взаимодействие с социальными партнерами. На пятом съезде отмечалось, что, будучи субъектами рыночных отношений, работодатели находятся вне процесса подготовки кадров. Сегодня вопрос ставится по-другому. «Нам бы хотелось, чтобы работодатель был более активным по отношению к профессиональному образованию. Мы сталкиваемся с тем, что он еще не полностью понимает, что должен делать в вопросах содержания, независимой оценки качества подготовки, участия в образовательном процессе», – изложил суть проблемы В.М. Демин. В качестве примера он привел новые образовательные стандарты, к разработке которых в обязательном порядке привлекались работодатели. Но немало случаев, когда они отнеслись к делу формально. И это, в итоге, отразится на качестве подготовки. Отсюда вывод: надо формировать у работодателей определенную компетенцию, понимание того, какова их роль в подготовке рабочих и специалистов.

Анализируя взаимодействие с социальными партнерами, В.М. Демин не обошел стороной и позитивный результат. Во-первых, в 2011 году практически завершилась работа по формированию региональных программ развития образования, которые основывались на программах развития учебных заведений. Во-вторых, результативность измерялась компетентностным подходом. И еще: осуществлялась целевая контрактная подготовка. В целом учебные заведения все больше ориентировались на европейские тенденции, свойственные профессиональному образованию. И сегодня их руководители понимают разницу между качеством и эффективностью. Таково новое лицо системы СПО.

Чем закончился разговор Минобрнауки и Минфина?

Меняются общественные и производственные отношения, а значит, и система образования. Оптимизируется высшая школа. Создаются базовые университеты с особым статусом – федеральные и национальные. В системе СПО таких учреждений нет, но предстоит измениться и ей, так как в стране усиливается роль регионов и государственные требования к образованию. Подход к этим изменениям В.М. Демин определил как прагматичный. Он объяснил, что официального решения правительства России по передаче учебных заведений в регионы пока нет, а затем заметил: «Мы думаем, что такой документ появится в ближайшие дни, потому что политическое решение уже имеется, и организационная работа по переводу образовательных учреждений на региональный бюджет как Минобрнауки РФ, так и регионами уже начата. И более того: до конца года нужно решить ключевые вопросы, связанные с закрытием и открытием счетов, чтобы учебные заведения отрицательно не ощутили на себе процесс передачи. Потому что за этим стоит проблема, связанная с оплатой труда, выплатой стипендий, сохранением коллективов и так далее». По словам докладчика, только в 2011 году не менее 15 членов президиума около десяти раз встречались с руководством Минобрнауки РФ, пытаясь отстоять финансирование из федерального бюджета некоторых учебных заведений. Готовили разные варианты, предлагали оставить в статусе федеральных и 500, и 400, и даже 20 и 15 колледжей, которые будут служить экспериментальными площадками и точками роста для системы образования, одновременно помогая сохранить единое образовательное пространство. По данным Союза директоров ссузов России, на день заседания в бюджете государства 2012 года по системе СПО финансирования нет. «Разговор Минобрнауки с Минфином не получился».

Вопрос о переходе на региональный бюджет решен. Средства на содержание учебных заведений будут переведены в области и республики, и распоряжаться ими будет региональная власть. Это В.М. Демин подчеркнул особо. Он сказал, что позиция союза директоров выстраданная. В настоящее время она состоит в том, чтобы не превращать процедуру передачи учебных заведений в площадку для политических дебатов и ухудшения ситуации. Нужно успокоить коллективы и сделать процесс перехода безболезненным. Необходимость перевода проистекает из экономической стратегии и региональной политики государства. К тому же в целом поддержка учебных заведений в областях и республиках выше, чем на федеральном уровне. И сегодня, когда акцент смещается на региональный уровень, идет переоценка, в том числе и оплаты труда педагогов.

К слову, при обсуждении доклада выяснилось, что в некоторых регионах зарплата преподавателей в учреждениях НПО и СПО меньше, чем у школьных учителей. Предполагается, что с переходом ссузов на региональный уровень зарплата педагогов вырастет в два-три раза, а инвестиции, которые получают учебные заведения от внебюджетной деятельности, пойдут на развитие учебных заведений. Сообщая об этом, докладчик оговорился: практика показывает, что негативных процессов при децентрализации образования не избежать. Например, по оплате труда существует постановление Правительства РФ и положение Минздравсоцразвития. Это документы федеральных органов власти, требования которых должны выполняться. Но в регионе руководствуются своими возможностями и говорят: «Это наш бюджет, и мы сами знаем, как им распорядиться». Там устанавливаются свои нормативы. Но то, что сегодня президентом и премьером поставлена задача доведения среднего уровня заработной платы в системе образования до средней оплаты труда в отраслях экономики – это, по мнению докладчика, очевидно.

Так как нормативная база регионального уровня не во всем стыкуется с федеральной, свою новую задачу Союз директоров ссузов России видит в том, чтобы привести их в соответствие и разработать более эффективный механизм взаимодействия с региональной властью.

Больной вопрос для учебных заведений – плата за коммунальные услуги. Как сказал В.М. Демин, к доводам Союза директоров ссузов России в Минобрнауки РФ отнеслись с пониманием и решили к моменту передачи на региональный бюджет «минимизировать те долги по оплате коммунальных услуг, которые есть у учебных заведений».

Директорам докладчик посоветовал обратить внимание на государственный заказ и образование в течение всей жизни. Государственный заказ он охарактеризовал как механизм, который приводит в соответствие потребности рынка труда и возможности учебных заведений. Способны учебные заведения ответить на госзаказ – получат деньги на развитие, не способны – не получат. А про образование в течение всей жизни сказал, что это оселок, который призван обеспечить мобильность выпускников и востребованость учебных заведений.

Децентрализация поставила перед союзом директоров немало вопросов. Какой должна быть судьба малокомплектных учебных заведений СПО, что делать с филиалами? Какие задачи решают данные учебные заведения: занятости педагогов, занятости студентов? Однозначного ответа на это пока нет. Чтобы прийти к какому-либо заключению, проводится мониторинг, который позволит высказать позицию относительно малочисленных учебных заведений.

Отмечалось на заседании и сложное положение, в котором находятся колледжи, техникумы, профессиональные училища. На переход отводится мало времени, а, к примеру, процедура, предложенная для списания имущества, «не выдерживает никакой критики». В связи с этим возник вопрос об уровне руководства системой СПО. Один из участников заседания спросил, кто занимается проблемами среднего профессионального образования в Министерстве образования и науки РФ, и получил ответ, из которого следует, что в данный момент такого человека нет. «Мы на встречах с министром высказывали свою неудовлетворенность управляемостью системы», – подчеркнул В.М. Демин. По данному поводу хотелось бы заметить, что ответ – «это не совсем ваше дело», – полученный членами президиума, вряд ли соответствует демократическим нормам, декларируемым руководством нашей страны.

Рядом с чем поставить «плюс»?

Период от пятого съезда до настоящего времени был трудным и напряженным. Вводилась новая система оплаты труда и финансирования, осуществлялся переход на государственные стандарты третьего поколения, обсуждался проект нового закона «Об образовании», учебные заведения делили на бюджетные, казенные, автономные. Свою позицию по этим вопросам союз директоров высказывал на встречах с представителями власти и общественных организаций, законодателями, заместителями министра образования. Представители президиума входили в состав различных комиссий, экспертных советов, работающих при Президенте РФ, в Совете Федерации, Государственной Думе РФ, коллегий Рособразования и Рособрнадзора, участвовали во всероссийских совещаниях, конференциях, круглых столах и других мероприятиях, где рассматривались проблемы развития профессионального образования в России.

Что удалось сделать?

По мнению докладчика, самое главное, чем можно гордиться: в 2010 и 2011 годах Союзу директоров ссузов России впервые удалось обратить внимание президента и председателя правительства на среднее профессиональное образование. Высшие должностные лица побывали в колледжах и обсудили на совещаниях проблемы, связанные с подготовкой рабочих и специалистов среднего звена. Высказали и мнение по поводу подготовки кадров. Руководители государства считают, что в этом деле должны участвовать работодатели.

Благодаря позиции союза директоров было выделено около миллиарда рублей на федеральную программу развития образования. Сегодня учебные заведения могут участвовать в различных конкурсах и проектах, получать гранты, которые служат хорошим подспорьем для улучшения материально-технической базы. Однако, как отмечалось на заседании, пока еще верх берет привычка работать по-старому, в рамках бюджетных средств. Да и условия государственных контрактов очень жесткие. «В новых производственных отношениях нам приходится заново учиться экономике», – сделал заключение В.М. Демин.

Явным плюсом в работе можно считать разработку поправок в проект закона «Об образовании». Многие из них учтены. Это видно по изменяющемуся закону.

Активизировалось международное сотрудничество. Около 200 учебных заведений имеют прямые связи с зарубежными коллегами.

К началу введения государственных стандартов нового поколения они все были утверждены. Это тоже большой плюс. Но выявилась другая проблема. Некоторые стандарты оказались несовершенными, и в этом виновны не только работодатели, которые подписывали документы, не вникая в их смысл, но и представители учебных заведений, не объяснившие социальным партнерам важность компетентностного подхода к образованию. «Думаю, что при наличии сформированной базы новых стандартов мы сможем исправить все недочеты», – заявил докладчик.

Заслугой Союза директоров ссузов России можно считать и то, что учреждения среднего профессионального образования были включены в национальный проект «Образование». В итоге 300 колледжей стали ресурсными центрами по подготовке кадров в регионах.

С участием союза изменялась нормативная база СПО. Комитет по законодательству в прежнем составе Государственной Думы рассмотрел вопрос о предоставлении льгот по налогообложению для системы образования и работодателей, которые инвестируют средства в развитие образования. Добиться этого было очень трудно, потому что речь идет об изменении системы налогообложения. Председатель союза выразил надежду, что меры по расширению льгот учебным заведениям и работодателям в 2012 году все-таки будут приняты.

Был практически приостановлен процесс внедрения учебных заведений среднего звена в структуру вузов.

Девять раз представители союза встречались с руководством Минобрнауки и практически решили проблему отсрочки от службы в армии, связанную с экспериментом по прикладному бакалавриату. По заверению В.М. Демина, на выходе ряд документов, которые должны ввести эксперимент в правовое поле.

В систему СПО внедрялись новые модели и механизмы: такие как сетевое взаимодействие, ресурсные центры, центры профессиональной подготовки, кластерная система. Сегодня среднее профессиональное образование обретает новое лицо, осваивая инновационные механизмы взаимодействия с рынком труда, новое содержание и технологии, независимую оценку качества.

Что предстоит сделать?

Две проблемы можно считать стратегическими. Это критерии оценки эффективности и создание общественно-профессиональных институтов оценки качества подготовки кадров. Работа над ними ведется, но в силу большого объема далека от завершения. Независимая система оценки качества пока только предложена, но не введена в действие. Отсюда и вытекают задачи на будущее.

В деятельности Союза директоров ссузов России появилось новое направление – сертификация квалификации. Его пора внедрять в практику. Механизм внедрения совместно с Рособрнадзором и РСПП уже разработан.

Сотрудничество союза с бизнесом в основном осуществлялось на федеральном уровне, теперь предстоит установить контакты на региональном.

Острым вопросом остается повышение квалификации. С одной стороны, средств на такое нужное дело выделяется недостаточно, а с другой – учредители стереотипно подходят к этому вопросу. Выделяют огромные деньги, чтобы педагог мог поехать, скажем, из Смоленска, куда-то на окраину России и получить образовательную услугу. Скорее всего, качественную подготовку можно организовать гораздо ближе к дому.

Непрерывное и неформальное образование – вот две сферы, где много пробелов в законодательном плане. Чтобы устранить их, союзу предстоит активнее участвовать в формировании государственной политики по этому направлению.

Еще одна задача – поддержка лидеров. В высшем образовании она решается успешно. А союз директоров ссузов, хотя и проводит два всероссийских конкурса («Лидер СПО» и «100 лучших ссузов России»), механизма поддержки победителей до сих пор не предложил.

Будет ли лучше учебным заведениям?

Проблем у учреждений СПО более чем достаточно. Не хватает средств на тепло и электроэнергию, не финансируются расходы на связь, не решен вопрос с медицинскими пунктами, руководители студенческих групп, в отличие от классных руководителей, не получают доплату и т.п. Над этими проблемами союзу директоров ссузов надо было и предстоит работать.

Один из членов президиума еще до заседания сказал: «Если я или любой другой директор поймем, что после преобразования ссузу будет лучше, мы поддержим это преобразование». Такого же мнения придерживались и другие выступающие. Способны ли регионы решить проблемы учреждений СПО, особенно связанные с финансами? Насколько высок уровень компетенции тех людей, которые теперь будут управлять бывшими федеральными колледжами? Сумеют ли они использовать во благо интеллектуальное богатство и материальную базу, которые им достались? Вопросы эти возникли неслучайно. До настоящего времени на федеральном уровне оставались сильные учебные заведения, имеющие определенную школу. На заседании их назвали элитой профессионального образования. Эффективно управлять такими нелегко. И очень велик соблазн присоединить к ним слабые учебные заведения. А что касается финансовых возможностей – большинство регионов России дотационные.

Нельзя не обратить внимание и на такое рассуждение: в процессе регионализации может потеряться общность образовательной среды. И тогда токарь в Липецке не будет владеть теми же компетенциями, что и токарь в Тамбове, ведь стандарты третьего поколения четко ориентированы на конкретное производство. Да и в случае перехода студента в другое учебное заведение возникнут проблемы, потому что количество часов в программах обучения не совпадет. Вопросов такого плана со временем возникнет немало.

Какой будет роль союза в новых условиях?

Еще одно опасение, высказанное участниками заседания: после того как федеральные учебные заведения разойдутся по «региональным квартирам», разрушится единое образовательное пространство СПО. Члены президиума, выступившие на заседании, считают, что в таких условиях роль Союза директоров ссузов РФ возрастает. Он станет единственной опорной организацией, с помощью которой региональные системы образования смогут высказать свое мнение и предложения по поводу образовательной политики. Одновременно союз будет площадкой, где можно встречаться и дискутировать. Он поможет регионам консолидировать усилия. Нужно только официально зарегистрировать статус организации и добиться, чтобы ее решения имели силу: например, был издан приказ министра образования об их выполнении.

Теперь союзу придется по-новому выстраивать отношения с Госдумой, правительством, министерством образования, более активно включаться в формирование государственной политики и новых экономических механизмов. И вместе с тем необходимо устанавливать контакты с регионами. В частности, можно взять под контроль региональные системы развития образования и рассмотреть, в чем состоят проблемы взаимодействия с работодателями.

Кто-то должен заниматься и инициативой с мест, информированием учебных заведений, распространением опыта лучших. Так, уже на заседании было высказано несколько заслуживающих внимания предложений. Одно из них – упростить процедуры перехода в автономные учреждения. Другое – проводить профильное обучение школьников старших классов на базе ресурсных центров учреждений СПО. Третье – предусмотреть бесплатное питание учащихся и студентов. И, конечно же, не упускать из вида обучение взрослых. Пусть педагоги проходят повышение квалификации на предприятиях, а предприятия включают затраты на это в себестоимость продукции. Кто в новых условиях рассмотрит эти предложения и при необходимости доведет их до других учебных заведений и вышестоящих инстанций?

Если проанализировать ход заседания, можно придти к заключению: сейчас, когда в системе образования идут такие глубокие изменения, государственно-общественный орган нужен системе среднего профессионального образования как никогда. А определить его стратегию в новых условиях должен предстоящий съезд. Именно таким аккордом закончилось обсуждение острого вопроса на последнем в ушедшем году заседании Союза директоров ссузов России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: виктор демин, СПО, союз директоров ссузов, с места события, ао-52

Похожие материалы:
Интервью с Виктором Дёминым
Союз директоров ссузов России: пути развития
Проблемы модернизации профессионального образования
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Объединяющая площадка профессионального образования
Преобразования в профобразовании
Объединение систем НПО и СПО
Совет директоров как инструмент развития системы СПО
Точки роста рабочих компетенций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#94О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
#94Омский государственный технический университет отметил юбилей
#106Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
#106Электронно-дистанционная образовательная среда института повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний