Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО

В Красногорском государственном колледже состоялось селекторное совещание руководителей федеральных и региональных органов управления образованием, директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоров вузов, представителей предприятий из ряда субъектов страны. В центре внимания – концепция развития системы НПО и СПО до 2015 года.

Просмотров: 5210

Откровенно о будущем

В августе 2012 года на базе Красногорского государственного колледжа состоялось селекторное совещание руководителей федеральных и региональных органов управления образованием, директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоров вузов, представителей предприятий из ряда субъектов страны. Организаторами проведения on-line обсуждения стали Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ и Союз директоров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования России.

Движение – в жизнь

С целью совершенствования системы НПО и СПО Минобрнауки РФ сформировало Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО, что лишний раз подтверждает огромную значимость для государства этой области образовательной деятельности. С первых же дней работы департамент приступил к созданию концепции развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования на период до 2015 года, охватывающей все стороны образовательного процесса. Ее обсуждение и стало основным вопросом в ходе селекторного совещания, участники которого охарактеризовали проблемы начального и среднего звеньев профобразования, намечая направления дальнейшей деятельности.

Партнерами разработки и реализации важного стратегического документа становятся все заинтересованные стороны: региональные министерства образования, союз директоров, производственники, для каждого из которых разрабатывается «дорожная карта» с распределением сфер ответственности. Планируется провести обсуждение концепции на примере отраслевых кластеров, учитывая, что Минобрнауки РФ поддерживаются региональные программы развития профобразования, формирования ресурсных центров, кластерные программы на базе вузов.

Многие из регионов, участвовавших в совещании, уже приняли или подготовили долгосрочные областные целевые программы развития системы образования. Одним из перспективных направлений становится повышение инвестиционной привлекательности учреждений профобразования путем развития государственного и частного партнерства для развития материально-технической и кадровой обеспеченности процесса подготовки специалистов.

«Кадры!» – решили все

Хотелось, чтобы наше образование было понятным всему миру. Мы не зря говорим о международном сотрудничестве: последний конгресс ЮНЕСКО по профобразованию призвал все страны мира к интернационализации не только высшего, но и профессионального образования. Поэтому вступление нашей страны в WorldSkills International стало историческим событием. Участие в мировых чемпионатах по рабочим специальностям потребует огромной подготовки, переосмысления программ, содержания образования и формирования компетентности. Интернационализация – общий вектор развития. Мы должны говорить с миром на одном языке, нам иного никто не простит.

Ольга ОЛЕЙНИКОВА, директор центра изучения проблем профессионального образования, президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETTA).

Дефицит рабочих кадров в стране стал уже притчей во языцех. Стремление родителей всеми правдами и неправдами довести своего ребенка до диплома о высшем образовании и обогатить страну еще одним маловостребованным специалистом в области экономики, юриспруденции или финансов обернулось нехваткой на предприятиях страны сварщиков, бульдозеристов, токарей.

Начальник департамента Смоленской области по образованию и науке Людмила Иваниченко признала:

– На сегодняшний день проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами настолько насущна, что стала центральной в работе всех заинтересованных структур области.

Это мнение поддержали коллеги из Чувашской Республики, Новосибирской, Астраханской областей, предложив интегрировать деятельность общеобразовательных школ и политехнической профессиональной школы для формирования наклонности детей к будущей работе уже с пятого-седьмого классов, улучшить материально-техническую базу подготовки специалистов, осуществлять материальную поддержку обучающихся со стороны социальных партнеров, поднимать престиж рабочих профессий с помощью средств массовой информации.

– Необходимы новые модели успеха молодежи, – подчеркнул директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. – Пока мы их не построим, не разовьем связь с мотивацией к труду и развитием трудовых установок, ничего не получится.

Одним из вариантов решения задачи является международное сотрудничество, в котором недавно произошли значительные позитивные изменения. С целью повышения престижа рабочих профессий в мае 2012 года Россия официально стала 60-м членом международного движения WorldSkills International и приступила к формированию команды для участия в международных соревнованиях выпускников и студентов профессиональных колледжей по рабочим профессиям. Первая олимпиада, в которой примет участие Россия, пройдет в 2013 году в г. Лейпциге.

– В настоящий момент, – проинформировала Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, – формируется сеть региональных координационных центров по подготовке к проведению национального отборочного конкурса в области профессионального мастерства, а министерство со своей стороны планирует оказать финансовую поддержку олимпиад.

Бедность – верный путь к единству

Анализ ситуации в Смоленской области показывает, что в сфере профессионального образования, как и в других регионах, наверное, есть несколько переходящих из года в год проблем. Во-первых, устаревшая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточное финансирование. Усугубляет ситуацию кадровый вопрос, возникший из-за старения преподавательского состава и недостаточной квалификации педагогов.

Людмила ИВАНИЧЕНКО, начальник департамента Смоленской области по образованию и науке.

На предприятиях молодые специалисты начального и среднего профессионального образования во все времена славились прекрасными производственными навыками. Умения отрабатывались и шлифовались на оборудовании, которое к настоящему времени устарело и морально, и физически. Очевидно, что повсюду создать силами учебных заведений свою учебно-производственную базу нереально, по крайней мере, в ближайшие времена, учитывая фактор стремительного обновления техники на производстве. Поэтому в качестве точек прорыва формируются ресурсные центры, уже существующие в ряде регионов, малые инновационные предприятия в системе СПО и учебно-производственные центры, оснащенные самым современным оборудованием.

Шесть ресурсных центров с участием промышленных предприятий появятся в Воронежской области, причем государство гарантирует трехлетнее бюджетное финансирование их создания, а бизнес-структуры планируют производить финансовые вложения на поставку оборудования, проводить учебно-производственную практику, участвовать в разработке программ обучения и сертификации кадров.

Большие надежды на развитие частно-государственного партнерства в системе профобразования возлагает министр образования Тверской области Наталья Сенникова. Сейчас в Тверской области работают отраслевые советы бизнеса и образования – ассоциация туризма, Тверская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, – принимая активное участие в развитии учреждений профобразования и независимой оценке качества знаний выпускников.

– В настоящий момент на территории Российской Федерации уже существуют ростки инновационного опыта взаимодействия с бизнесом по подготовке кадров, – отметила Наталия Золотарева. – Для нас очень важно, чтобы эти лучшие практики консолидировались и стали достоянием всех учебных учреждений страны. Поэтому министерство образования инициирует в этом полугодии проведение целой серии обучающих семинаров – как на площадках учебных учреждений, так и в формате on-line дискуссии.

Зри в профиль

Соединение высоких технологий с производством требует подготовки кадров абсолютно новой генерации, и в системе профессионального образования появились новые уникальные возможности. На базе колледжа создано малое инновационное предприятие, в работу которого с интересом включились и студенты, и преподаватели, поскольку возникла реальная возможность активно участвовать в исследовательской деятельности. За полгода были подготовлены четыре акта внедрения научных разработок и два патента.

Виталий СКРЯБИН, проректор, директор Технического колледжа имени С.И. Мосина Тульского государственного университета.

В том, что качество специалистов следует повышать за счет целенаправленной профильной подготовки учащихся, сомнений ни у кого не возникает. Директор Смоленского промышленно-экономического колледжа Ирина Татаринова высказалась за изменение системы финансирования деятельности образовательных учреждений с целью обеспечения максимальной индивидуализации профессиональной подготовки:

– Сейчас мы готовим специалистов главным образом точечно, для определенных технологий и станков, а групповая работа с учащимися начинает уходить на второй план. Главный инженер Астраханского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Володин признал, что сегодня дети умеют только нажимать на кнопки компьютера, а к работе с техникой не готовы. Нет той прежней подготовки детей к трудовой деятельности путем технического творчества. Необходимо шире внедрять кружки моделирования, развивать навыки работы руками, как это было раньше.

Между тем предприятиям прежде всего нужны профессионалы, имеющие производственные навыки и умение работать. Генеральный директор Санкт-Петербургской ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Николай Меткин считает, что для решения этой проблемы целесообразна разработка федеральной целевой программы по развитию интеграции учебных заведений разного уровня. Производственники за четыре года вместе с комитетом по образованию и науке создали в рамках системы СПО Санкт-Петербурга 4 учебно-производственных центра, оснащенных самым современным оборудованием.

– Если в общей школе действует принцип вариативности образования, индивидуальных траекторий развития, то это же должно быть в системе начального и среднего профессионального образования, – подытожил выступления директор ФИРО Александр Асмолов. – И нельзя терять при связи со школой нашу уникальную систему дополнительного образования детей и подростков. Без центров технического творчества мотивацию к труду нам не развить.

Регионы согласны поделиться

Рынок труда – это очень тонкий механизм, который структурируется по мере того, как развивается экономика, в зависимости от того, какие технологии приходят в сегмент промышленного реального сектора экономики или непроизводственной сферы. Он беспощаден и к выпускникам ПТУ, техникумов и колледжей. И нечеткость ориентиров общества на реальные потребности рынка труда, на успешность, которую представляют те или иные рабочие места, приводит к однобокому пониманию роли высшего образования. Я еще раз скажу о том, что не уровень образования в большей степени определяет успешность человека.

Виктор ДЁМИН, президент Союза директоров учреждений начального и среднего профессионального образования России.

Перевод среднего профессионального образования на региональный уровень финансирования вызывает беспокойство всех заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров. Какой будет судьба техникумов и колледжей, ведущих подготовку работников для предприятий атомной, авиационной, транспортной и других отраслей?

Директор Астраханского колледжа вычислительной техники Владимир Аксёнов для выхода из тупиковой ситуации предложил провести реорганизацию:

– Необходимо немедленно и кардинально менять и учредительство, и источники финансирования средних специальных учебных заведений. Еще два-три года, и мы начнем терять наработанное десятилетиями. Полностью поддерживаем концепцию, что 40 процентов учреждений СПО следует передать отраслевым кластерам, как это было когда-то, а 60 процентов оставить для развития региональных рынков труда, малого и среднего бизнеса.

Что касается денежных средств, за рубежом давно существует многоканальное финансирование системы профессионального образования. Нам изобретать ничего не надо. Следует сформировать нормативно-правовую базу на законодательном уровне, четко определяющую роль федерального, регионального и производственного финансирования, сделать так, чтобы все составляющие сами проявляли заинтересованность в подготовке квалифицированных кадров, а не по административному
указанию.

Вторым, менее надежным вариантом сохранения системы СПО может стать межрегиональное сотрудничество, поэтому министр образования Тверской области Наталья Сенникова полагает, что без федеральной поддержки и в этом случае не обойтись:

– Несколько слов о взаимодействии между субъектами Российской Федерации при подготовке кадров. В 2012 году практически все учреждения среднего профессионального образования перешли на уровень субъектов, но почти в каждом регионе страны есть учебные заведения, ведущие подготовку кадров для ряда областей. Нам кажется важным отработать финансовый и организационный механизм совместной деятельности федерации и субъектов по данному направлению.

– Говоря о развитии кластеров, – заметила директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Елена Сартакова, – стоит подчеркнуть, что они должны быть именно отраслевыми, а не образовательными. Только федеральный уровень в состоянии выправить положение в СПО, поскольку регионы не заинтересованы вкладывать деньги в подготовку специалистов для других краев и областей, и мы рискуем остаться с маленькими свечными заводиками в каждом регионе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интервью с Виктором Дёминым
Развивая экономику, открывать новые техникумы
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Объединение систем НПО и СПО
Проблемы модернизации профессионального образования
Калужская область - эффективная система СПО
Интегрированный закон: проблемы и риски
Союз директоров ссузов России: пути развития
Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ