В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПОВ Красногорском государственном колледже состоялось селекторное совещание руководителей федеральных и региональных органов управления образованием, директоров образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоров вузов, представителей предприятий из ряда субъектов страны. В центре внимания – концепция развития системы НПО и СПО до 2015 года. Просмотров: 5218
|
Хотелось, чтобы наше образование было понятным всему миру. Мы не зря говорим о международном сотрудничестве: последний конгресс ЮНЕСКО по профобразованию призвал все страны мира к интернационализации не только высшего, но и профессионального образования. Поэтому вступление нашей страны в WorldSkills International стало историческим событием. Участие в мировых чемпионатах по рабочим специальностям потребует огромной подготовки, переосмысления программ, содержания образования и формирования компетентности. Интернационализация – общий вектор развития. Мы должны говорить с миром на одном языке, нам иного никто не простит. Ольга ОЛЕЙНИКОВА, директор центра изучения проблем профессионального образования, президент Международной ассоциации профессионального образования (IVETTA). |
Дефицит рабочих кадров в стране стал уже притчей во языцех. Стремление родителей всеми правдами и неправдами довести своего ребенка до диплома о высшем образовании и обогатить страну еще одним маловостребованным специалистом в области экономики, юриспруденции или финансов обернулось нехваткой на предприятиях страны сварщиков, бульдозеристов, токарей.
Начальник департамента Смоленской области по образованию и науке Людмила Иваниченко признала:
– На сегодняшний день проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами настолько насущна, что стала центральной в работе всех заинтересованных структур области.
Это мнение поддержали коллеги из Чувашской Республики, Новосибирской, Астраханской областей, предложив интегрировать деятельность общеобразовательных школ и политехнической профессиональной школы для формирования наклонности детей к будущей работе уже с пятого-седьмого классов, улучшить материально-техническую базу подготовки специалистов, осуществлять материальную поддержку обучающихся со стороны социальных партнеров, поднимать престиж рабочих профессий с помощью средств массовой информации.
– Необходимы новые модели успеха молодежи, – подчеркнул директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. – Пока мы их не построим, не разовьем связь с мотивацией к труду и развитием трудовых установок, ничего не получится.
Одним из вариантов решения задачи является международное сотрудничество, в котором недавно произошли значительные позитивные изменения. С целью повышения престижа рабочих профессий в мае 2012 года Россия официально стала 60-м членом международного движения WorldSkills International и приступила к формированию команды для участия в международных соревнованиях выпускников и студентов профессиональных колледжей по рабочим профессиям. Первая олимпиада, в которой примет участие Россия, пройдет в 2013 году в г. Лейпциге.
– В настоящий момент, – проинформировала Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, – формируется сеть региональных координационных центров по подготовке к проведению национального отборочного конкурса в области профессионального мастерства, а министерство со своей стороны планирует оказать финансовую поддержку олимпиад.
Бедность – верный путь к единству
Анализ ситуации в Смоленской области показывает, что в сфере профессионального образования, как и в других регионах, наверное, есть несколько переходящих из года в год проблем. Во-первых, устаревшая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточное финансирование. Усугубляет ситуацию кадровый вопрос, возникший из-за старения преподавательского состава и недостаточной квалификации педагогов. Людмила ИВАНИЧЕНКО, начальник департамента Смоленской области по образованию и науке. |
На предприятиях молодые специалисты начального и среднего профессионального образования во все времена славились прекрасными производственными навыками. Умения отрабатывались и шлифовались на оборудовании, которое к настоящему времени устарело и морально, и физически. Очевидно, что повсюду создать силами учебных заведений свою учебно-производственную базу нереально, по крайней мере, в ближайшие времена, учитывая фактор стремительного обновления техники на производстве. Поэтому в качестве точек прорыва формируются ресурсные центры, уже существующие в ряде регионов, малые инновационные предприятия в системе СПО и учебно-производственные центры, оснащенные самым современным оборудованием.
Шесть ресурсных центров с участием промышленных предприятий появятся в Воронежской области, причем государство гарантирует трехлетнее бюджетное финансирование их создания, а бизнес-структуры планируют производить финансовые вложения на поставку оборудования, проводить учебно-производственную практику, участвовать в разработке программ обучения и сертификации кадров.
Большие надежды на развитие частно-государственного партнерства в системе профобразования возлагает министр образования Тверской области Наталья Сенникова. Сейчас в Тверской области работают отраслевые советы бизнеса и образования – ассоциация туризма, Тверская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, – принимая активное участие в развитии учреждений профобразования и независимой оценке качества знаний выпускников.
– В настоящий момент на территории Российской Федерации уже существуют ростки инновационного опыта взаимодействия с бизнесом по подготовке кадров, – отметила Наталия Золотарева. – Для нас очень важно, чтобы эти лучшие практики консолидировались и стали достоянием всех учебных учреждений страны. Поэтому министерство образования инициирует в этом полугодии проведение целой серии обучающих семинаров – как на площадках учебных учреждений, так и в формате on-line дискуссии.
Зри в профиль
Соединение высоких технологий с производством требует подготовки кадров абсолютно новой генерации, и в системе профессионального образования появились новые уникальные возможности. На базе колледжа создано малое инновационное предприятие, в работу которого с интересом включились и студенты, и преподаватели, поскольку возникла реальная возможность активно участвовать в исследовательской деятельности. За полгода были подготовлены четыре акта внедрения научных разработок и два патента. Виталий СКРЯБИН, проректор, директор Технического колледжа имени С.И. Мосина Тульского государственного университета. |
В том, что качество специалистов следует повышать за счет целенаправленной профильной подготовки учащихся, сомнений ни у кого не возникает. Директор Смоленского промышленно-экономического колледжа Ирина Татаринова высказалась за изменение системы финансирования деятельности образовательных учреждений с целью обеспечения максимальной индивидуализации профессиональной подготовки:
– Сейчас мы готовим специалистов главным образом точечно, для определенных технологий и станков, а групповая работа с учащимися начинает уходить на второй план. Главный инженер Астраханского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Володин признал, что сегодня дети умеют только нажимать на кнопки компьютера, а к работе с техникой не готовы. Нет той прежней подготовки детей к трудовой деятельности путем технического творчества. Необходимо шире внедрять кружки моделирования, развивать навыки работы руками, как это было раньше.
Между тем предприятиям прежде всего нужны профессионалы, имеющие производственные навыки и умение работать. Генеральный директор Санкт-Петербургской ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Николай Меткин считает, что для решения этой проблемы целесообразна разработка федеральной целевой программы по развитию интеграции учебных заведений разного уровня. Производственники за четыре года вместе с комитетом по образованию и науке создали в рамках системы СПО Санкт-Петербурга 4 учебно-производственных центра, оснащенных самым современным оборудованием.
– Если в общей школе действует принцип вариативности образования, индивидуальных траекторий развития, то это же должно быть в системе начального и среднего профессионального образования, – подытожил выступления директор ФИРО Александр Асмолов. – И нельзя терять при связи со школой нашу уникальную систему дополнительного образования детей и подростков. Без центров технического творчества мотивацию к труду нам не развить.
Регионы согласны поделиться
Рынок труда – это очень тонкий механизм, который структурируется по мере того, как развивается экономика, в зависимости от того, какие технологии приходят в сегмент промышленного реального сектора экономики или непроизводственной сферы. Он беспощаден и к выпускникам ПТУ, техникумов и колледжей. И нечеткость ориентиров общества на реальные потребности рынка труда, на успешность, которую представляют те или иные рабочие места, приводит к однобокому пониманию роли высшего образования. Я еще раз скажу о том, что не уровень образования в большей степени определяет успешность человека. Виктор ДЁМИН, президент Союза директоров учреждений начального и среднего профессионального образования России. |
Перевод среднего профессионального образования на региональный уровень финансирования вызывает беспокойство всех заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров. Какой будет судьба техникумов и колледжей, ведущих подготовку работников для предприятий атомной, авиационной, транспортной и других отраслей?
Директор Астраханского колледжа вычислительной техники Владимир Аксёнов для выхода из тупиковой ситуации предложил провести реорганизацию:
– Необходимо немедленно и кардинально менять и учредительство, и источники финансирования средних специальных учебных заведений. Еще два-три года, и мы начнем терять наработанное десятилетиями. Полностью поддерживаем концепцию, что 40 процентов учреждений СПО следует передать отраслевым кластерам, как это было когда-то, а 60 процентов оставить для развития региональных рынков труда, малого и среднего бизнеса.
Что касается денежных средств, за рубежом давно существует многоканальное финансирование системы профессионального образования. Нам изобретать ничего не надо. Следует сформировать нормативно-правовую базу на законодательном уровне, четко определяющую роль федерального, регионального и производственного финансирования, сделать так, чтобы все составляющие сами проявляли заинтересованность в подготовке квалифицированных кадров, а не по административному
указанию.
Вторым, менее надежным вариантом сохранения системы СПО может стать межрегиональное сотрудничество, поэтому министр образования Тверской области Наталья Сенникова полагает, что без федеральной поддержки и в этом случае не обойтись:
– Несколько слов о взаимодействии между субъектами Российской Федерации при подготовке кадров. В 2012 году практически все учреждения среднего профессионального образования перешли на уровень субъектов, но почти в каждом регионе страны есть учебные заведения, ведущие подготовку кадров для ряда областей. Нам кажется важным отработать финансовый и организационный механизм совместной деятельности федерации и субъектов по данному направлению.
– Говоря о развитии кластеров, – заметила директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Елена Сартакова, – стоит подчеркнуть, что они должны быть именно отраслевыми, а не образовательными. Только федеральный уровень в состоянии выправить положение в СПО, поскольку регионы не заинтересованы вкладывать деньги в подготовку специалистов для других краев и областей, и мы рискуем остаться с маленькими свечными заводиками в каждом регионе.
Похожие материалы:
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
Отраслевым университетам поможет оптимизация
Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы
Интегрированный закон: проблемы и риски
Интервью с Виктором Дёминым
Проблемы модернизации профессионального образования
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Союз директоров ссузов России: пути развития
Объединение систем НПО и СПО
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
