Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Формирование практикоориентированного содержания учебной литературы

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Рассказывает Г.В. Ткачева, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования.

Просмотров: 1927

Если пособие не пособляет…

Г.В. ТКАЧЕВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО, г. Москва)

Оценка результатов деятельности учреждений НПО и СПО – как с точки зрения выпускников, так и органов управления образованием – показывает, что учебные заведения недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций. И одна из причин создавшегося положения – качество учебной литературы, которое не во всем соответствует требованиям времени. В частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2011­2015 годы определяет прикладное (практикоориентированное) содержание профессионального образования. Но анализ опубликованных научных исследований, опросы экспертных фокус­групп, состоящих из практических работников учреждений НПО и СПО, отраслевых работодателей, а акже собственная тридцатипятилетняя методическая и образовательная еятельность показывают, что традиционные учебные пособия недостаточно практикоориентированы и потому не полностью выполняют задачу формирования профессиональных компетенций выпускников. Это самый главный из недостатков средств обучения данной группы. А преодолеть его довольно сложно. Во­первых, не разработана технология перевода требований рабоодателей к уровню сформированности содержанию профессиональных кометенций, а также сами обучающиеся недостаточно мотивированы на овладение профессиональными умениями навыками, не стремятся к карьерному росту. Во­вторых, содержание учебых пособий не во всем соответствует современным требованиям функциоального анализа будущей профессии/специальности. К тому же пособий недостаточно.

Проблема практической направленности содержания учебных пособий актуализировалась в связи с выходом указа Президента РФ от 7 мая 2012 года о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций. Создание таких организаций повлечет сокращение сроков обучения в учреждениях СПО и НПО, не говоря уже о том, что, по мнению многих современных ученых и практиков, требования к образовательным программам и содержанию профессионального образования характеризуются определениями «быстро, практично, удобно» и формируются «от результата обучения».

Обеспечить требуемую экономикой скорость подготовки кадров можно только с помощью современных средств обучения. К сожалению, эффективные подходы к моделированию практикоориентированного содержания учебных пособий пока не найдены. Еще одним камнем преткновения являются научно­практические рекомендации по внедрению технологий, формирующих практикоориентированное содержание учебных программ и материалов, адресованные педагогам, методистам, мастерам производственного обучения. Они тоже еще не разработаны.

Однако, начиная с 2001 года, на базе ряда образовательных учреждений г. Омска, среди которых колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, колледж торговли экономики и сервиса, профессионально­педагогический колледж, промышленно­экономический колледж, профессиональное училище № 14, под руководством доктора педагогических наук, профессора М.В. Никитина проводится эксперимент по использованию технологии модерации для формирования практикоориентированного содержания средств обучения.

Модерация – это методика получения конкретного результата через организацию интерактивного общения в группе. В странах Европы она широко используется в системе повышения квалификации педагогов. В российских условиях, когда по большинству профессий и специальностей отсутствуют профессиональные стандарты и разработчики образовательных программ, кроме государственных стандартов, могут опереться только на разработанный в прошлом веке Единый тарифно­квалификационный справочник, модерационный семинар стал практически единственным источником получения объективной информации о содержании профессиональной деятельности, требованиях рынка труда к рабочим и специалистам.

Многолетний опыт участников эксперимента показал, что при проведении такого семинара нужно учитывать ряд аспектов. Так, при определении темы представителям учебного заведения очень важно кратко и чётко формулировать вопрос, на который будут отвечать специалисты с предприятий. Например, если темой служит описание профессиональных приемов, можно спросить: «Какие действия вы выполняете на своем рабочем месте?». При выборе специалистов­участников семинара важно учесть стаж их работы, уровень квалификации, условия, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности, и прочее. Полученная информация анализируется, структурируется, систематизируется и используется при подготовке образовательных программ, дидактических материалов или учебных пособий.

К настоящему времени омскими авторами разработано более 20 практикоориентированных учебных пособий по различным профессиям и специальностям. И в них, в основном благодаря модерации, дается четкое и подробное описание профессиональных компетенций, алгоритма решения профессиональных задач и конкретных профессиональных приемов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-58, с места события, СПО, НИИРПО

Похожие материалы:
Заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Почему России нужны федеральные колледжи?
Качество образования зависит не от статуса вуза
Профессиональные эксперты в образовании
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Союз директоров ссузов России: пути развития
За диплом без аккредитации – дисквалификация или штраф
Марк Агранович о состоянии российского образования
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО
Интегрированный закон: проблемы и риски

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ