Проблемы модернизации профессионального образованияПервый форум директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, стал продуктивным для общения и обсуждения проблем НПО и СПО с представителями департаментов профильного министерства, Рособрнадзора и Федерального института развития образования. Просмотров: 8699
«Мы должны сохранить систему профессионального образования»Как НПО и СПО могут вписаться в процесс динамичного развития экономики Первый форум директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, стал продуктивным для общения и обсуждения проблем НПО и СПО с представителями департаментов профильного министерства, Рособрнадзора и Федерального института развития образования. Встреча проходила 21 октября, собрав в конгресс-центре Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова более 700 руководителей государственных ссузов. Вираж в сторону модернизацииПрезидент Союза директоров ссузов России Виктор Демин в своем вступительном слове высказал мнение, что среднее и начальное профессиональное образование сегодня в полной мере не может обеспечить успешную модернизацию и технологическое развитие России. – Среди причин – содержание, ресурсная база, уровень квалификации кадров и общий статус профессионального образования. Доминанта высшего образования сегодня, к сожалению, правит балом в выборе уровня образования, – отметил Виктор Демин. В центр внимания форума были вынесены итоги совместного заседания Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме «Перспективы развития профессионального образования», состоявшегося 31 августа. Виктор Демин напомнил слова президента России Дмитрия Медведева о необходимости встроить профессиональное образование в развитие процессов модернизации в стране и о том, что ключевым ориентиром при этом должно стать высокое качество подготовки кадров во всех звеньях профобразования. Решать новые задачи и отвечать на вызовы времени предстоит 778 ссузам, которые находятся в ведении Минобрнауки РФ. В учебных заведениях системы обучается более миллиона студентов и работает свыше 200 тыс. преподавателей. Подготовка кадров ведется по 176 специальностям. Ставка на обучение взрослыхДиректор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Артемий Никитов среди глобальных задач, которые сегодня стоят перед ссузами, отметил, прежде всего, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и подготовку преподавателей, способных качественно доносить до студентов новое содержание образования. Однако не менее важно – чтобы не остаться без студентов и госзадания – готовиться к преодолению последствий приближающейся демографической ямы. – В первую очередь, надо задуматься над развитием программ дополнительного профессионального образования, поскольку этот сегмент в нашей стране на сегодняшний момент развит очень слабо. Практически всех граждан необходимо с определенной периодичностью доучивать, снабжать новыми навыками, поскольку меняется технология, меняются многие процессуальные подходы, и это действительно очень большое поле для деятельности. Однако важно понимать, что нужно совершенно другое качество разработки образовательных программ, а также преподаватели, которые будут выходить в аудиторию эти программы преподавать, должны совершенно четко уметь работать со взрослыми людьми, – пояснил Артемий Никитов, при этом заверив присутствующих, что система СПО в состоянии с этим серьезным вызовом справиться. Для этого необходимо активнее развивать связи с работодателями. – Я слышал мнение представителей профобразования о том, что работодатели не хотят с нами взаимодействовать, им с нами неинтересно. Отчасти это правда. Но с другой стороны, известно достаточно большое количество примеров, когда активная позиция руководства учебного заведения, администрации региона, с которой образовательное учреждение вступило во взаимодействие, позволила выстроить отношения с предприятиями, и работодатели на самом деле начинают вкладываться в учебное заведение, – отметил Артемий Никитов. Деньги вслед за госзаданиемС участием работодателей и при мощном развитии механизмов общественной оценки, сертификации и аккредитации будут реализовываться комплексные проекты модернизации профессионального образования в субъектах России. Планируется, что с их помощью решатся проблемы содержания образования, обучения преподавательского корпуса, и в то же время получат продолжение уже начатые проекты по созданию ресурсных центров, развитию сети. В том числе сейчас рассматривается вопрос финансовой поддержки федерального уровня подобных программ в субъектах России. Отбираться они будут по конкурсу. Комплексный проект модернизации охватит все уровни профобразования конкретного региона и увяжет программы модернизации образования с другими программами, такими как «Стратегия социально-экономического развития региона». Проекты должны быть подготовлены к февралю 2011 года. К весне планируется отобрать регионы на конкурсе, затем будет осуществляться их поддержка. – Очень важно еще в этой связи сказать, что вообще финансирование всей системы образования в ближайшие годы, а точнее, уже с 2011 года, будет серьезно корректироваться. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предписывает нам до 2012 года произвести все изменения. Надо понимать, что участников этого процесса ждет переход в статус бюджетных учреждений, кроме тех, кто выступит с инициативой перехода в автономные. А значит, изменятся принципы финансирования, будет разработана форма госзадания с учетом не только контрольных цифр приема, но и всего количества обучающихся, – рассказал Артемий Никитов. И тут же подчеркнул: – Решения о перераспределении финансирования между учебными заведениями или увеличении нормативов будут приниматься исключительно с точки зрения оценки качества выполнения государственного задания. Прошу не путать с качеством подготовки специалистов. Качество подготовки специалистов – это обязательный параметр в любом случае, без него качество выполнения госзадания невозможно вообще. Но понятие качества выполнения госзадания несколько шире. Новым принципам финансирования систем НПО и СПО было посвящено выступление руководителя Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки РФ Валерия Юркина: – Прежде хочу объявить о том, что расходы на раздел «образование» остались практически на том же уровне и даже больше, чем в 2010 году. Пока бюджет формировали по-старому: брали базу этого года, ваше сметное финансирование, и часть индексировали – заработную плату, стипендии, это 6,5 процента. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы немного поднять базу 2010 года по расходам на содержание имущества, то есть коммунальные расходы, тоже где-то 6,5 процента, но это будет рассматриваться в Госдуме. Думаю, примут положительное решение. Тогда база по коммунальным платежам у нас в 2011 году повысится. Из перечня поручений президента РФ Д. Медведева по итогам совместного заседания Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Правительству РФ:
– по оптимизации перечня основных видов работ и профессий рабочих, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов России:
ФГОС нового поколенияС 1 сентября следующего года образовательным учреждениям предстоит перейти на новое поколение образовательных стандартов. Как отметил Виктор Демин, по сути, за семь-восемь месяцев до начала нового учебного года нужно будет проделать такой объем работы, на который обычно требуется два-три года. Представитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования Ольга Батрова пояснила главные принципы новых ФГОС в системе среднего и начального профессионального образования. Прежде всего, стандарты третьего поколения основываются на компетентностном подходе. – В образовательной среде часто возникают вопросы, чем компетентностный подход отличается от привычной нам триады «знания, умения, навыки». Компетенции – это и способность человека применять знания и умения, ориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке труда, решать те задачи, работать с которыми непосредственно его не учили. Только так выпускник действительно будет готов к деятельности в условиях модернизации, – подчеркнула Ольга Батрова. Но в стандартах реализован не просто компетентностный, а модульно-компетентностный подход. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по любому профессиональному модулю обязательной является учебная или производственная практика.
Переименование компонентов образовательной программы в новых стандартах сущностного изменения в себе не несет. Однако стандарты третьего поколения значительно расширяют самостоятельность образовательного учреждения, и не только за счет 30 процентов вариативной части программы в СПО. И базисные учебные планы, и ФГОС носят рамочный характер. Количество часов у каждой дисциплины по каждому модулю не определено. И это позволяет – с учетом потребностей регионального рынка труда на тот или иной вид профессиональной деятельности – увеличить или уменьшить количество часов на освоение каких-либо модулей. Во ФГОС реализован принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ. Если раньше они входили в тело стандарта и таким образом становились абсолютно обязательными для исполнения, проверялось освоение каждой дидактической единицы, то в третьем поколении примерные программы вынесены за рамки стандарта. То есть, они приобретают статус рекомендательных документов, и под одним стандартом может быть не одна примерная образовательная программа, а несколько. Кроме того, стандарты третьего поколения изменили предмет стандартизации. Произошел переход от стандартизации содержания к стандартизации, прежде всего, требований к результатам подготовки выпускника. Акценты аккредитацииНачальник Управления лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Голубев сообщил о том, какие нововведения ждут ссузы в области лицензирования и аккредитации. Во-первых, решился вопрос о возможности допуска к педагогической деятельности не только работников с высшим, но и со средним профессиональным образованием. Есть лишь одно условие – у сотрудника должен быть опыт практической деятельности по профильной преподаваемой дисциплине не менее трех лет. – Всем известна проблема, когда на ставку мастера производственного обучения очень сложно найти человека с высшим образованием. Было предложено внести изменения в Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования в части ценза педагогических работников, – отметил Виктор Голубев. Во-вторых, учреждения СПО ждет существенное упрощение процедуры получения лицензии. Исключается экспертиза как таковая и экспертиза с выездом экспертной комиссии. Кроме того, при заявлении на процедуру у соискателей лицензии потребуют меньший комплект документов: заявление, учредительные документы и, в основном, документы на здания, строения, сооружения, объекты, обеспечивающие обучающихся и сотрудников питанием, медицинским обслуживанием и необходимые для занятий физкультурой и спортом. Расходов на прохождение лицензирования у ссузов не будет, сохранится лишь выплата государственной пошлины. Срок принятия решения также сократится с двух месяцев до 45 дней, и планируется выдача бессрочной лицензии. Однако, как подчеркнул Виктор Голубев, будет ужесточен постлицензионный контроль, и вносятся изменения в кодекс административных правонарушений с существенным увеличением штрафов в случаях нарушений. В-третьих, изменения коснутся и процедуры аккредитации, которая будет возможна по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей. – Это позволит образовательному учреждению не получать госаккредитацию по новым образовательным программам, по которым уже аккредитована УГС, – пояснил Виктор Голубев. Срок прохождения аккредитации – 105 дней. Кроме того, был назван размер государственной пошлины, которая будет возмещаться из федерального бюджета, – 50 тыс. рублей за свидетельство.
Как рассказала начальник Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора Татьяна Бархатова, за последний год служба проверила 54 ссуза, 32 из них получили предписания – а это более 60 процентов проверенных учебных заведений, более чем каждый второй ссуз. Среди основных проблем, выявленных в ходе проверок, – выполнение лицензионных требований и условий, связанных с оформлением документов на учебные площади, оснащение, обеспечение медицинских условий, условий для питания и физической культуры. Заместитель директора Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки РФ Александр Минаев отметил, что в лицензионных требованиях отражается возрастающее внимание государства к здоровью будущих специалистов. В свою очередь, он сообщил об организации нового конкурса. В планах департамента – провести Всероссийский смотр-конкурс образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы за 2010-2011 учебный год. Образование без ограниченийКак отметила директор Департамента воспитания и социализации детей Алина Левитская, в последние годы намечается тенденция к увеличению количества ссузов, осуществляющих профессиональную подготовку инвалидов, и численность обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, в этом учебном году в учреждениях СПО получают профессию 14,8 тыс. инвалидов. Это на 45 процентов больше, чем в 2002 году.
В проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы закреплено создание до 2015 года на базе образовательных учреждений СПО стажировочных площадок по вопросам образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируется, что в каждом субъекте России будет открыта хотя бы одна такая стажировочная площадка. За счет средств федерального бюджета предполагается финансировать создание инфраструктуры в учебном заведении, оснащение специальным учебно-реабилитационным компьютерным оборудованием и автотранспортом, разработку обучающих программ и учебно-методических комплексов и проведение обучающих мероприятий. – В связи с этим уже сегодня хотелось бы, чтобы вы оценили возможности и решили, готово ли ваше учебное заведение стать базовым по вопросам профессионального образования инвалидов, а также определили перечень работ и объем средств для создания необходимых условий, – обратилась Алина Левитская к присутствующим. Как не стать пасынками высшей школыВидение проблем системы профессионального образования изнутри, со стороны региональных учебных заведений, высказали на форуме руководители отделений Союза директоров ссузов в субъектах России. Алексей Судленков – вице-президент Союза директоров ссузов России, директор Чебоксарского электромеханического колледжа – рассказал о том, как их коллектив решает вопрос повышения квалификации и переподготовки взрослых: – Пятнадцать лет у нас действует центр обучения взрослых. В этом году по программам опережающего обучения подготовлено более 1,5 тыс. человек, из них 200 – для высокотехнологичных производств. Восемь лет назад я был в Финляндии, где принято такое соотношение – на каждого выпускника дневного отделения готовить четыре-пять человек взрослых. Из этого расчета, если у нас было 700 выпускников дневного отделения, мы должны были бы подготовить около 3 тыс. специалистов. Однако Чебоксарскому электромеханическому колледжу, как и многим учреждениям профессионального образования, еще предстоит решить кадровый вопрос. – В нашем учебном заведении 2 тыс. студентов, около 400 сотрудников. Но преподавателей, способных обучать взрослых, в пределах 13-15 человек. Это, как правило, бывшие инженеры, которые пришли с предприятий, – отметил Алексей Судленков. По словам выступающего, большинство представителей колледжей находят привлекательной идею отнести эти учебные заведения к высшей школе. Но вместе с тем Алексей Судленков выразил опасение: «Я считаю, что колледжи являются локомотивом среднего профессионального образования, где решаются очень серьезные проблемы. И как бы нам не стать пасынками высших школ?» Сергей Бурнашов, председатель Совета директоров Дальневосточного федерального округа, директор Приморского политехнического техникума, размышляя о том, что колледжи могут стать первой ступенью высшего учебного заведения с подготовкой бакалавров, констатировал факт пока еще смутного представления работодателей о квалификационных требованиях к выпускникам-бакалаврам. А сами колледжи в большей степени не готовы реализовывать программы высшего профессионального образования из-за отсутствия кадрового потенциала и устаревшей учебно-материальной базы. Широкую поддержку аудитории получила точка зрения Евгения Рыбакова, заместителя председателя Совета директоров ссузов Свердловской области, директора Уральского государственного колледжа имени И.И. Ползунова: – Если вы внимательно следили за совместным заседанием Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, там шел разговор об исключении приема на базе девяти классов в учреждения СПО. Но хочется, чтобы министерство нас услышало: если прием на базе девяти классов в ссузы будет приостановлен, учреждения СПО сразу не выдержат конкуренции с вузами. Если мы вспомним, при социализме в высшую школу уходило 22 процента выпускников школ, сегодня – 75-80 процентов, и не понятно, что еще будет происходить в дальнейшем. Таким образом, эту нишу надо сохранить. И хотелось бы, чтобы в законе нашел подтверждение механизм поступления выпускников СПО в высшие учебные заведения и особенно на родственные специальности без сдачи ЕГЭ. Однако президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин не поддержал эту позицию: – Не нужно сегодня обманывать ни молодежь, ни родителей, ни общество, говоря об ускоренной подготовке, поступлении в вуз, минуя ЕГЭ. Мне представляется необходимым сохранять самодостаточность своей системы и не забывать о том, что мы все-таки готовим кадры для рынка труда. В структуре производства 60-80 процентов – наши специалисты. И, как акцентировал президент России, среднее профобразование должно вписаться в процесс динамичного развития экономики. Председатель Совета директоров ссузов Липецкой области, директор Липецкого металлургического колледжа Сергей Петухов в своем выступлении обратил внимание присутствующих на воспитательную функцию профобразования. – Мы все говорим о качестве подготовки специалистов, но никто не говорит о качестве подготовки патриота и гражданина. В рамках подготовки празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне в нашем колледже проводилось анкетирование среди студентов, и был такой вопрос: «Если завтра война, кто пойдет защищать Родину?». Утвердительно ответили 62 процента, остальные – отмолчались. Это сигнал. Мы можем подготовить хорошего токаря. А гражданина? Куда идет СПО?По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, рассуждать о перспективе развития среднего профессионального образования можно только четко – представляя риски, которые стоят перед системой СПО. К риску номер один выступающий относит сложившуюся социально-культурную ситуацию. По его мнению, за последние двадцать-тридцать лет произошло резкое падение ценностей труда, деформация всей шкалы профессий: – Из этого вытекает еще одна особенность, полностью меняющая всю систему культуры в нашей стране, – вузоцентризм. К вузу стремятся родительские амбиции. Когда мы говорим «нанотехнолог», «биотехнолог», «политтехнолог», «системотехник», «психотехнолог» – все это звучит гордо. А когда мы говорим «технолог» – как это звучит? А потому, констатировал Александр Асмолов, «счеркивание» воспитания в учебных заведениях может привести к уникальным потерям ключевых социокультурных функций начального и среднего профессионального образования. Подсчитано, что сегодня к тридцати восьми годам человек меняет от восьми до двенадцати профессий.
Еще одним слабым местом системы СПО Александр Асмолов считает подготовку по узким операциям, профессиям и специальностям. И выход из этого положения, по его мнению, – в укрупнении специальностей. – Если бы я попросил Левшу составить бизнес-план по подковыванию блохи, как думаете, он бы его написал? НПО и СПО имеют дело со сверхценным интеллектом – практическим. Только осознание, что вы являетесь ключевым институтом трудовой профессиональной социализации личности, позволит прогнозировать те или иные пути развития и готовить мастеров на все руки, – отметил факт реальной уникальности рабочих профессий выступающий. Цели и средстваПодводя итоги форума, заместитель министра образования и науки России Исаак Калина отметил, что на самотек пущена тема курсов повышения квалификации директоров ссузов. – Совершенно не используем эти курсы для формирования понимания, принятия и способности к реализации государственной политики в сфере профессионального образования среди директоров средних специальных учреждений. Выступающий призвал собравшихся не забывать о том, что перед руководителями ссузов стоят задачи высокого порядка: удовлетворение потребностей личности, общества и государства. – Мы с вами только инструмент, и поэтому, когда со всероссийской трибуны говорим о проблемах инструмента, не сверяя это с теми задачами, ради которых он создан, поверьте, путаем цель и средства. Пора перестать на первое место ставить средства, забывая зачастую о главных целях. Однако от себя добавим, что, вернувшись с форума, директор учебного заведения должен будет, вероятно, решить массу локальных задач, прежде чем с удовлетворением вспомнит слова замминистра о высокой цели учебного заведения… Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|