Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Совет директоров как инструмент развития системы СПО

В 2011 году Совет директоров ссузов Республики Мордовия продуктивно занимался развитием региональной системы СПО. Об итогах работы, принятых мерах и перспективах рассказывает председатель совета, директор Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ.

Просмотров: 2477
Юрий Васильевич ТУТУКОВ, председатель совета директоров Республики Мирдовия, директор
Торбеевского колледжа мясной
и молочной промышленности

В 2011 году Совет директоров ссузов Республики Мордовия продуктивно занимался развитием региональной системы СПО. Упрочились связи с учебными заведениями, активно распространялся передовой опыт, был расширен перечень республиканских олимпиад и конкурсов студентов, а также мероприятий межрегионального и всероссийского уровней. Итоги деятельности подводит председатель совета, директор Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности Юрий ТУТУКОВ.

– Юрий Васильевич, поясните, какие основные задачи решал Совет директоров ссузов Республики Мордовия в 2011 году?

– В первую очередь мы занимались проблемами повышения качества профессиональной подготовки специалистов и связанными с этим вопросами распространения в учебных заведениях передового опыта, внедрения новых информационных технологий, изучения дидактики и методики обучения и воспитания, а также осуществляли интеграцию и координацию методической работы.

Реализация поставленных задач возлагалась на методические объединения, которые разделены на пять групп: заместителей директоров по учебной, воспитательной, научно-методической работе, практическому обучению; заведующих библиотеками, заочными отделениями; руководителей физического воспитания и военных руководителей; председателей методических комиссий естественно-научных, гуманитарных, технических дисциплин, информатики и информационных технологий, экономических и бухгалтерских дисциплин; преподавателей сельскохозяйственного и медицинского циклов. А всего объединений 15. Анализируя их работу, можно сделать вывод, что в учебных заведениях успешно развивались инновационные формы проведения занятий. Было организовано много мероприятий, прививающих интерес студентов к изучаемым дисциплинам. Это экскурсии-лекции, конкурсы знаний, олимпиады, конференции, театрализованные уроки и т.д.

В прошедшем году совет директоров расширил перечень республиканских олимпиад и конкурсов студентов и, кроме того, проводил мероприятия межрегионального и всероссийского уровней. В системе СПО Мордовии было организовано 4 российских, 4 межрегиональных и 7 республиканских конкурсов и конференций. Учебные заведения активнее пробовали свои силы, разрабатывая различные проекты и программы, выступая на форумах и конгрессах, организуя выставки и конференции. В мероприятиях международного уровня колледжи и техникумы участвовали 13 раз, российского –56, регионального – 32, республиканского – 80.

– Какие из организованных советом директоров мероприятий вы могли бы отметить как значимые для системы СПО?

– Таких немало. Если иметь в виду мероприятия республиканского масштаба – это круглый стол «В единстве народов – единство России», проведенный в начале марта 2011 года в рамках празднования тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. Он позволил усовершенствовать взаимодействие СПО с органами власти республики. Вопросы, которые обсуждались его участниками, обусловили необходимость исследования межнациональных отношений в студенческой среде.

Существенное значение для повышения качества подготовки специалистов имела Интернет-конференция «Мясная и молочная промышленность России: состояние, проблемы, перспективы», оргкомитет которой возглавил вице-премьер регионального правительства, министр науки, информатизации и новых технологий республики, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки В.А. Нечаев. Конференция проходила с 15 декабря 2010 года по 10 января 2011 года. Была представлена 81 работа. В число авторов вошли преподаватели и студенты Мордовского государственного университета и ссузов
Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Армавира, Калуги, Кирова, Россоши, Алатыря, Можги (Удмуртия), Дмитровграда, Саранска, а также специалисты компаний «ЮНИМИЛК», Черкизовского перерабатывающего комплекса, группы компаний «Союзснаб», перерабатывающих предприятий Мордовии. Разработанные ими материалы были представлены на сайте, активно обсуждались и оценивались. Затем их включили в сборник, выпущенный по итогам I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции.

Значимыми были межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная социальному партнерству и инновациям, собравшая представителей 49 образовательных учреждений высшего, среднего и начального профобразования, а также Приволжская научно-практическая конференция, посвященная проблемам профессионального образования аграрных учебных заведений. Среди мероприятий всероссийского уровня можно отметить две научно-практические конференции – «Педагог нового типа» и «Воспитательный потенциал профессионального образования». На первой – авторитетные ученые, педагоги и государственные деятели обсуждали вопросы модернизации среднего профобразования в России, внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения и инновационных образовательных технологий, актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров и некоторые другие. По итогам конференции была принята резолюция, одобряющая инновационный опыт работы Совета директоров ссузов Республики Мордовия по модернизации образования и рекомендующая распространить имеющиеся наработки среди учебных заведений СПО. Вторая конференция интересна тем, что обсуждались не только теоретические вопросы, но и проводились мастер-классы.

Вообще 2011 год был насыщенным, интенсивным. В учреждениях СПО проводилось большое количество мероприятий. Очень сильно повысилась студенческая активность. В международных, российских, региональных, республиканских конкурсах приняло участие небывало большое количество студентов – 2949 человек, это около 24 процентов от общего числа обучающихся в учреждениях СПО.

Много внимания уделялось спортивно-массовой работе, которую мы считаем важнейшим инструментом оздоровления молодого поколения, воспитания физически, нравственно, интеллектуально и психически здорового человека. И достижений в этой области тоже немало.

Система СПО Республики Мордовия объединяет 28 образовательных учреждений: 11 колледжей и 17 техникумов. Структура этих учреждений следующая: 5 – технического профиля, 9 – аграрного, 2 – строительного, 2 – образовательного, 2 – культурного, 4 – медицинского, 2 – пищевой и перерабатывающей промышленности.

В системе СПО ведется подготовка по 57 специальностям, 24 из них – повышенного уровня.

В 2010 году из учреждений СПО выпущено 3867 специалистов. Численность обучающихся на начало 2011-2012 учебного года составляет 12556 человек.

Дефицит специалистов среднего звена в Республике Мордовия несколько выше, чем в среднем по России: на 1000 работающих – 163 человека, тогда как по России – 172.

– Чем вы объясняете такие успехи?

– Во-первых, планированием, благодаря которому удается организовать активную и продуктивную деятельность учреждений СПО. Наш совет директоров придерживается таких принципов планирования, как равномерная нагрузка всех учебных заведений, определенность планирования по срокам и исполнителям, привлечение к работе возможно большего числа педагогов, состязательный и деятельностный характер мероприятий. В сочетании с пропагандой передового педагогического опыта это дает положительный результат.

Существенное значение имеет мониторинг состояния образования, позволяющий выделять стратегические и тактические цели для учреждений СПО. И серьезно влияет на результаты исполнительская дисциплина.

Во-вторых, сыграл положительную роль высокий уровень состязательности. Совет директоров ежегодно организует общественную комиссию, которая подводит итоги работы и составляет рейтинг учебных заведений. В прошедшем году для этого были определены новые критерии, в разработке которых приняли участие все ссузы республики. С помощью этих критериев комиссия оценивает деятельность трех групп: учебного заведения в целом, преподавателей и студентов. Нынче она сделала несколько важных выводов. Первый – накал конкуренции в среде ведущих учебных заведений довольно высокий. Второй – в колледжах и техникумах ведется напряженная и интенсивная учебная, методическая и исследовательская работа, что свидетельствует о настрое образовательных учреждений на развитие. Однако ситуация в СПО России нестабильна. Чтобы выжить, учебным заведениям среднего звена необходимы значительные усилия и еще более яркие победы. Следовательно, колледжи и техникумы должны активно заявлять о себе на российском и международном уровнях. Третий вывод – мероприятия совета директоров полезны, проводятся на качественно высоком уровне, поэтому в большинстве случаев учебные заведения охотно в них участвуют.

– На решении каких проблем будут сосредоточены усилия совета директоров в новом, 2012 году?

– Сегодня сфера профессионального образования России находится в стадии существенных изменений. Идет коренное переосмысление работы учебных заведений. Это связано с решением острейших проблем экономики России, функционированием ссузов в условиях конкуренции, повышением требований к образовательным системам.

С 1 января 2012 года на баланс регионов переданы федеральные государственные образовательные учреждения СПО. Значит, нужно определить для них структуру и объем подготовки специалистов с ориентацией на демографическую ситуацию и потребности регионального рынка труда, разработать программы развития. В связи с этим чрезвычайно важно произвести ревизию деятельности каждого бывшего федерального колледжа, выявить традиции и новации, которые в совокупности могут стать новыми точками роста.

Совет директоров Республики Мордовия должен внести свой вклад в выполнение этих задач и одновременно совершенствовать работу по всем другим направлениям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа
Совет директоров ссузов Красноярского края
Совет директоров ссузов Республики Мордовия
Совет директоров ссузов Владимирской области
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
Конференции и конкурсы – значимые и полезные
Психологический климат в ссузе
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ