Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как учить поколение Z

Школьное образование находится на пороге глобальных перемен, дискуссии о которых одни одобряют, а другие воспринимают в штыки. Но факт остается фактом – современные дети разительно отличаются от тех, что садились за парты всего двадцать лет назад. Как считают эксперты, именно за этот период и происходит смена поколений, причем не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Итак, какое же оно, младое поколение?..

Просмотров: 942

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Поколение Z – самое правильное поколение?

Рассматривая со всех сторон теорию поколений, выдвинутую в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, современные маркетологи бьются над решением вопроса о том, как заставить покупать товары людей, концентрирующих свое внимание лишь на восемь секунд и обладающих «клиповым» мышлением. Перед представителями образовательного сообщества стоит задача намного серьезнее – им приходится таким детям давать знания. Именно поэтому сегодня школьное образование находится на пороге глобальных перемен, дискуссии о которых одни одобряют, а другие воспринимают в штыки. Но факт остается фактом– современные дети разительно отличаются от тех, что садились за парты всего двадцать лет назад. Как считают эксперты, именно за этот период и происходит смена поколений, причем не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Итак, какое же оно, младое поколение?..

Быстрые разумом

Очередная волна дискуссий о том, что подходы к обучению современных детей требуют кардинальных перемен, началась в информационном пространстве после речи Дмитрия Быкова, выступившего в ноябре 2017 года в Совете Федерации в рамках «Времени эксперта». Видео выступления, выложенное в сети, всего за два месяца набрало уже сотни тысяч прос­мотров.

«Сегодня не нужно все делать качественно.  Важнее научиться ранжировать задачи: что нужно делать на совесть, что на уровне «сойдет», а что – лишь бы отвязались. Иначе на все не хватит времени».

– Мы получили, как мне кажется, неожиданный подарок. В России случаются периодически удивительные вспышки появления ума и таланта вновых поколениях. Я никогда не видел резкого, и главное, ничем не объясненного роста интеллекта и творческих способностей, как в поколении нынешних пятнадцати-двадцатилетних,– с этой констатации начал Д. Быков свой яркий получасовой спич.– Они обладают тремя качествами, которые я никак не могу объяснить. Я обнаруживаю их эмпирически, в собственной педагогической и журналисткой работе.

Что это за качества? Во-первых, эти дети «очень быстро соображают»: «их быстродействие, как у хорошего компьютера, – значительно выше, чем у предшественников». Вторая черта, присущая им,– феноменальная эмпатия, взаимопонимание, милосердие, отсутствие стадных качеств. Их модель поведения «лишний раз подтверждает догадку Песталоцци о том, что дети злятся, когда им нечего делать»:

– Этим всегда есть, чего делать, их интересует огромный спектр проблем– технических и гуманитарных.

Третье качество – способность решать нерешаемые задачи. Особенно в критических условиях – в цейтноте, по наблюдениям Д.Быкова, дети показывают даже наилучшие результаты. Причем, это явление не только российского масштаба: такую же картину он наблюдает и в Англии, и в Штатах, где периодически преподает. Хотя именно в России характеристики нового поколения проявляются «с особенной выпуклостью». Но сейчас не важно, вчем причины появления таких качеств. Гораздо важнее другое: надо думать, что делать, каким образом следует обучать сегодня таких детей, уверен Д. Быков. Если же продолжать привычно говорить о том, что они ничего не читают, что им ничего не интересно, что они апатичны, мы просто рискуем проиграть это поколение.

Так что же делать? Две трети выступления Д. Быкова – именно об этом. Ключом к новому поколению должны стать именно их особенности, их настойчивое желание «самим во всем разобраться». Например, чтобы добиться от этих детей максимального результата, необходимо ставить им не выдуманные, а реальные задачи, связанные с решением современных проблем, и ограничивать их сжатыми сроками. Кроме того, в России, уверен писатель, должен быть создан институт «экстремальной педагогики» – своеобразный «мобильный корпус» педагогов и психологов высочайшего класса, которые могли бы в срочном порядке выехать в любую российскую школу для разрешения негативной ситуации. Также необходимо теснейшее сотрудничество школы (особенно на старшей ступени) с вузами: нужно, чтобы талантливые дети росли, как выразился Д.Быков, «под присмотром высшей школы».

«Восьмисекундники»

Согласно теории поколений, которую для России адаптировала команда под руководством координатора проекта «RuGenerations» Евгении Шамис, сегодня наша школа имеет дело с представителями двух поколений – Y (1984-2003) и Z (с 2004-го). Разделение по годам условное, и грань между поколениями, сменяющимися каждые двадцать лет, размыта пятилетним промежутком. Но можно с уверенностью говорить о периоде, когда представители нового поколения Z начали самую активную фазу подросткового возраста. Думается, именно на них и обратил свое внимание Дмитрий Быков.

Нынешние дети живут в прост­ранстве, явно перенасыщенном информацией. Психологи утверждают, что среднее время концентрации на одном предмете у подростков сократилось до восьми секунд. Иначе они не успеют ухватить максимум из того, что проносится мимо них в информационном потоке. Дольше им сосредотачиваться на предмете сложно. Вспомните, как учителя повально стали фиксировать синдром дефицита внимания едва ли не в каждом втором ребенке. А ведь это медицинский диагноз. Но сегодня восьмисекундная сосредоточенность уже преподносится как особенность современных подростков, которые начинают овладевать гаджетами едва ли не с пеленок и едва успевают за день просмотреть все новости в социальных сетях и перейти по всем скинутым им ссылкам. Ведь столько интересного происходит вокруг– как за этим всем уследить? Их возможности практически безграничны, а вот времени на всё, кажущееся интересным, не хватает. Поэтому дети пытаются быстро оценить информацию и принять решение о том, стоит ли углубляться в нее или же переключиться на другую.

Наверное, именно из-за этого современных подростков воротит от больших объемов информации, и они предпочитают потреблять ее «перекусочными» порциями. Чтобы хоть как-то привлечь их внимание, маркетологи используют не текст, аиконки, картинки и смайлики, на изучение которых не требуется много времени. Неужели, следуя этим трендам, придется и школьный материал преподносить в виде «смайликов», когда «наглядные пособия» станут важнее, чем привычные учебники?

По поводу представителей поколения Z, которых еще называют «центениалами», бытуют противоречивые мнения. Так, писатель Д. Быков считает их гениями. Быть может, дело в том, что он преподает литературу в школе «Золотое сечение», то есть не в рядовом учебном заведении? В принципе, это мнение не противоречит теории поколений, сторонники которой, говоря о центениалах, характеризуют их как визуалов, ценящих быстроту выполнения поставленной задачи, не различающих виртуальный и реальный миры, неусидчивых и гиперактивных. Впрочем, детям с такими характеристиками ничто не мешает быть гениями. Потому что вместе с привычкой получать необходимую информацию одним кликом возрастает тяга к исследованиям и самосовершенствованию. Другое дело, что учителям надо приспосабливаться к таким детям. Иначе их интерес будет витать далеко за пределами классной комнаты. И тогда положительные черты, среди которых эксперты выделяют креативность, добросовестность, готовность непрерывно обучаться, дерзость и живость мышления, могут оказаться на втором месте после слабых – отсутствии мотивации, лени, неспособности концентрироваться на одном предмете, безразличии к чтению.

Послание Полу Маккартни

И тогда пиши пропало, на чем и заострил внимание Д.Быков. Выступая в СФ, он привел интересные примеры.

Так, один из его учеников, готовя доклад о цифровой символике в романе Н.Чернышевского «Что делать?», пришел к выводу, что в произведении содержится зашифрованное послание. Такой вывод мальчик сделал, столк­нувшись с огромным количеством цифр, которые, по его мнению, никак не мотивированы сюжетом. И тогда он решил, что таким образом автор передал читателям тайное послание. Чтобы прочесть его по упомянутой в романе книге И.Ньютона, 1733 года издания, ученики списались с Британским музеем, приславшим скан с раритетного издания. Невероятно, но дети прочли шифрованное послание и сделали предположение о том, что деньги Н.Чернышевского и «Народной воли» спрятаны в Саратове, куда Дмитрию Быкову, возможно, придется ехать со своими подопечными, чтобы удовлетворить их жажду поиска.

Другой ученик Д.Быкова при подготовке школьного журнала предложил взять интервью у Пола Маккартни. Задача невероятная, так как все интервью легендарного музыканта расписаны на несколько лет вперед. Однако детей это не остановило, и вскоре они получили ответ на свое письмо, в котором сэр Пол пообещал ответить на их вопросы в 2020 году. По сути, дети нашли решение задачи, за которую, считая ее изначально невыполнимой, даже не взялось бы подавляющее большинство российских журналистов. А школьники договорились с легендарным музыкантом! Потому что отбросили условности и искали решение реальной задачи, а не выдуманной составителем скучного учебника.

Позавчерашний мир

Один из крупных российских банков недавно провел маркетинговое исследование, обратив внимание именно на поколение Z. В результате общения с респондентами сделаны выводы о том, что для центениалов успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольст­вием. При этом они уверены в том, что успех может быть легким и быстрым, в чем их убеждают многочисленные статьи в онлайн-СМИ о внезапном и стремительном успехе. В лексиконе поколения Z практически не используются термины «карьера» и «престижная работа», поэтому «вкалывать» молодые люди не готовы. Они считают, что работа должна приносить удовольствие, доход, при этом не отнимать много времени. Путь родителей им кажется рутинным и однообразным. А стать счастливым можно только в случае, если найдешь свой– трудности означают то, что дорога выбрана неверно.

Об обучении современных детей интересно высказывается психолог Людмила Петрановская, которая считает, что школа их готовит к позавчерашнему миру – сегодняшние установки к моменту окончания учебы для них будут позавчерашними.

– Уже сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что тратятся их время и силы, не актуально, не релевантно даже сегодняшнему дню, не говоря уже про будущее, – объясняет Л.Петрановская. – Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы планируем вперед, занимаемся стратегическим планированием, думаем, что будет дальше, а когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время идет, а жизнь меняется. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые имеются сейчас.

«К доске вызывается…»

По мнению Л.Петрановской, сегодня мы живем в уникальных условиях, которых никогда не было в истории человечества: дети в современных технологиях зачастую разбираются лучше, чем взрослые. И в школах нередки ситуации, когда в классе кто-то из детей в программировании разбирается больше, чем учитель информатики. Что же тогда произойдет у доски, когда перед ней постоянно будут сходиться «доисторический» учитель и современный ребенок? Кто кому будет задавать вопросы?

Подобное происходит все чаще, так как дети используют неограниченные возможности для поиска информации и самостоятельно изучают понравившийся предмет – было бы желание. Иесли пару десятилетий назад поправлять учителя во многих школах считалось неприличным, то сегодня это происходит повсеместно, причем нередко учитель, оказавшийся по какому-то вопросу менее компетентным, чем ученик, вполне нормально реагирует на дополнения или даже исправления подопечного.

С точки зрения психологии представление о накоплении знаний Л.Петрановская называет нерелевантным. Во-первых, информации чрезмерно много, во-вторых, зачем ее запоминать, если она доступна в любой момент? Проблема в том, что на накоплении знаний построена вся современная школа. Футурологи же говорят о том, что человек будущего должен быть не столько эрудированным, сколько интеллектуалом, то есть способным найти верное решение в нужной ситуации.

Приглянется центениалам и идея Л.Петрановской о том, что сегодня не нужно все делать качественно. Важнее научиться ранжировать задачи: что нужно делать на совесть, что на уровне «сойдет», а что – лишь бы отвязались. Иначе на все не хватит времени.

«В конечном итоге человек должен из пассивного потребителя информации перейти в зону, в которой сам способен учить других. Учиться у них и учить их.  Каждый становится учеником и учителем на протяжении всей жизни. Это и есть эффективный инструмент сотрудничества между людьми».

Четыре «К»

К слову, согласна психолог и с мнением о том, что можно добиться успеха, не прикладывая к этому титанических усилий: «Дети же не дураки, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности как главных качеств».

Аналогичное отношение и к карьерному росту, который многие из современных людей еще пытаются просчитать ступенька за ступенькой. Вчем-то Л.Петрановская права – ведь карьерный рост может быть только в крупной компании. А если у тебя нет возможности устроиться туда, то и рост не предвидится. На смену «карьерной лестнице» пришла так называемая «горизонтальная» карьера, когда можно вырасти вширь, став лучшим в своем деле. Может быть, большим боссом не станешь, но слава о твоих умениях приведет к тебе массу клиентов. Это могут быть не только потребители твоего продукта (например, вышивки), но и потенциальные ученики, которые будут постигать мастерство посредством мастер-классов или вебинаров.

Для работы, в том числе с другими людьми, как считает Л.Петрановская, современным детям в будущем пригодятся четыре компетенции: Коммуникация, Кооперация, Креативность и Критическое мышление.

А теперь давайте задумаемся о том, что делает современная среднестатистическая школа для того, чтобы привить своим подопечным эти компетенции?

Три типа компетенций

Согласно модели Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассчитанной до 2030 года, современные ученики должны освоить три основных типа компетенций. Об этом говорилось на Международной образовательной конференции Глобального партнерства лидеров образования (GELP), проходившей в конце 2017 года в г.Москве. Теперь и Россия входит в это парт­нерство, что позволяет ей рассчитывать на экспертную помощь, чтобы добиться такого же уровня в образовании, как, например, в Финляндии, успех которой во многом приписывают экспертам GELP.

По итогам саммита основатель «Global Education Futures», профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша провел специальный вебинар «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в XXI веке». Он объяснил, что ныне популярная модель GELP фактически говорит о трех типах компетенций, которыми должен владеть подросток на выходе из школы –

способности к самостоятельным действиям, умении взаимодействовать с другими людьми и владении инструментами взаимодейст­вия. Свою модель, созвучную западной, на конференции представила и НИУ «Высшая школа экономики». Российские эксперты делают акценты на трех основных задачах образования: развитии мышления и умении решать проблемы, навыке взаимодейст­вия с другими, а также умении управлять собой, обучаться и осваивать новое.

Будущее за «почемучками»

Модель GELP предлагает из трех типов компетенций формировать образовательные программы, ориентированные не на предметный подход, а на способность человека самостоятельно и в сотрудничестве с другими дейст­вовать для решения глобальных проблем и совершенствования общества. Жизнь среднестатистического человека постоянно усложняется, и представителям поколения Z, как никакого другого, будет актуально быть постоянно готовыми к действиям в «сложном мире». Привычной нам загрузки знаний в ребенка будет недостаточно. Мир меняется слишком быст­ро, и идея о том, что в ребенка можно раз и навсегда загрузить некую картину мира, больше не работает. Человеку приходится переучиваться и заново «пересобирать» свою картину мира.

Успешная личность, формировать которую планируется в российской школе недалекого будущего, должна обладать несколькими характеристиками: например, множественной мотивацией, психологической устойчивостью, толерантностью к неопределенности, некоторым интересом к риску, открытостью к самопознанию и взаимодействию с другими.

По мнению психолога Александра Асмолова, чтобы человек был адекватен запросам сложного мира, его ключевым свойством должна стать «почемучкость», которой обладает каждый ребенок. Именно она даст ему опору в сложном мире на протяжении всей жизни. То есть стремление задавать вопросы нужно не только сохранить в ребенке, но и вывести на новый уровень.

Логика образования, считает А. Асмолов, не должна строиться вокруг потребности больших систем – государства, бизнеса, – как раньше, когда требовались, условно говоря, хорошие солдаты, готовые выполнять определенный приказ и стандартные задачи. В новом мире ключевым свойством человека должна стать способность к саморазвитию, познанию и стремлению задавать вопросы.

Образовательная экосистема

Переход к новой системе образования, которая теоретически должна увлечь не только представителей поколения Z, но и следующее поколение– «альфа», по мнению П.Лукши, должен начаться с изменения модели оценки. По замыслу реформаторов, она должна помочь учащемуся лучше осваивать материал, а не ограничиваться внешней социальной оценкой. Она должна пробуждать в детях уникальность, создавать больше возможностей развития их внутренних интересов и мотиваций.

– Оценивание должно двигать человека по шкале самостоятельности в сотрудничестве с другими,– считает П.Лукша. – В конечном итоге человек должен из пассивного потребителя информации перейти в зону, в которой сам способен учить других. Учиться у них и учить их. Каждый становится учеником и учителем на протяжении всей жизни. Это и есть эффективный инструмент сотрудничест­ва между людьми.

Международные эксперты признали, что Россия является одним из очевидных лидеров в создании пространств для работы с талантливыми детьми. Можно ли такую систему сделать более массовой? Получится ли вовлечь в активную деятельность не 1% детей, а, например, 20? А там и оставшиеся 79% можно подтянуть, уверен П.Лукша. Вопрос в том, чтобы не делить систему образования на элитную и «для всех остальных».

Самая важная задача по переходу в новую образовательную систему– обеспечить ученическую самостоятельность, которая в первую очередь рождается внутри класса и школы как способность человека заявлять свои права, потребности и брать за сказанное ответственность. Самостоятельность – это ключевая характеристика, которая позволяет человеку сохранять интерес, свою мотивацию к действию.

В этом смысле вырисовывается новая роль учителя, который выполняет. прежде всего, функцию коммуникатора или навигатора, организующего взаимодействие детей со сложным и разнообразным миром.

В целом же новый образовательный процесс, ориентированный на ученика, должен представлять собой среду, включающую школы, учреждения дополнительного образования, онлайн-образование, колледжи, вузы и так далее. Человек в этой экосистеме будет на протяжении жизни сам выстраивать свою образовательную траекторию. Такая система отличается от прежнего типа образования тем, что раньше она организовывалась «сверху», а теперь должна строиться через взаимосвязь разных игроков между собой. В этом взаимодействии участвуют и работодатели, и правительство, и различного рода сети педагогов. Главная их цель – «нащупать» и пробудить уникальность в каждом ребенке.

Взрыв мозга

К идеям новаторов от образования, которых зачастую с некой долей иронии называют футурологами, можно относиться по-разному. Они основывают свои прогнозы на современных тенденциях развития общества, но далеко не факт, что в стремительно меняющемся мире вектор не сменится уже в ближайшие годы. Всего лет двадцать назад человечеству пророчили скорую деградацию: казалось, что молодежь в условиях сексуализации, наркотизации, алкоголизации, примитивизации и прочих «-ции» окончательно падет, и в будущем мы можем столкнуться лишь с усугублением ситуации. Однако психологи, американские и отечественные, отмечают, что у поколения Z сдвигаются по возрасту практики, которые когда-то считались маркерами взросления. Они позже пробуют спиртное, позже начинают курить (а то и вовсе отказываются от сигареты!), позже начинают половую жизнь.

Как отмечает политолог Екатерина Шульман, «все исследования свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь – самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представить». И даже то, что у многих его представителей достаточно низкий уровень мотивации, может сыграть им на руку в условиях экономики постдефицита и посттруда. Это мы сейчас грустно вздыхаем, видя, как дорожают товары, а при тотальной автоматизации производства, что нам обещают те же футурологи, цены на них в теории должны существенно снизиться. И владеть большинством материальных вещей, ради которых сейчас «убивается» большинство наших современников, возможно, не будет необходимости. То есть, «вкалывать» как раз не придется, о чем говорилось выше. Мотивация к зарабатыванию большого количества денег может смениться мотивацией иного толка – к выявлению собственной уникальности и самореализации. В конце концов, молодому человеку нужно будет так проявить себя, чтобы работодатель не сомневался в том, что именно его-то робот не заменит еще долго. «Возделывать» же эти конкурентные преимущест­ва в детях придется с самого юного возраста.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам
Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
Подведены итоги четвертого этапа «Образовательного марафона»
Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
Исполнилось пять лет с момента принятия нового закона об образовании
Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ