Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

С чего начинается школа будущего

«Форум действий» Общероссийского народного фронта «Россия, устремлённая в будущее», прошедший в декабре 2017 года в Москве, стал самым масштабным в истории движения. Более 4 тыс. человек приняли участие в работе 6 тематических площадок. На пленарном заседании выступил лидер ОНФ, президент страны В.В.Путин. Впечатлениями о форуме поделился один из модераторов площадки «Образование будущего: новая школа», член центрального штаба ОНФ, директор средней школы №29 г.Йошкар-Олы А.И.Кузнецов.

Просмотров: 80

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Александр КУЗНЕЦОВ

На пути к школе будущего

«Форум действий» Общероссийского народного фронта «Россия, устремлённая в будущее», прошедший 18-19 декабря в Москве, стал самым масштабным в истории движения. Более 4 тыс. человек приняли участие в работе шести тематических площадок: «Экология будущего: устойчивое развитие», «Экономика будущего: цифровая страна», «Территории будущего: новые пространства», «Медицина будущего: здравоСохранение», «Образование будущего: новая школа» и «Молодёжка ОНФ». На пленарном заседании выступил лидер ОНФ, президент страны В.В.Путин.

Впечатлениями о форуме поделился один из модераторов площадки «Образование будущего: новая школа», член центрального штаба ОНФ, директор средней школы №29 г. Йошкар-Олы Александр КУЗНЕЦОВ.

– Александр Иванович, на школьной площадке говорили о том, что в педагогике необходимо расставить новые приоритеты – воспитание целеустремленности, самостоятельности и индивидуальности. Как вы считаете, не впадаем ли мы в крайности? Не возникает ли перекос, когда коллективные ценности меняются на индивидуальные?

– Вопрос в том, насколько грамотно мы выстроим воспитательную работу. Любая образовательная организация своеобразна, и реализуемые ею программы тоже. Всех выровнять и всё сравнять не получится. Важно сформировать партнерские отношения между учителем и учеником, подготовить конкурентоспособного выпускника.

Сегодня мы говорим о том, что надо научить ребенка достигать какой-то конкретной цели. Даже четко определиться, какой он будет сдавать экзамен. Согласитесь, это цель. Если мы, взрослые, будем формировать этот выбор за него, то ждать в дальнейшем нечего. И ребенок в этом не виноват. В этом виноваты мы – взрослые, которые его не научили. Это первый момент.

Второй – коллективные ценности из школы не уходят. Они есть, и есть классные коллективы, и какие-то большие мероприятия, которые позволяют ощутить себя частью целого. Никто не отменял коммунарскую методику. Это прекрасная методика коллективной творческой деятельности, мы в школе её используем. Но надо понимать, что необходимо выстраивать индивидуальную траекторию. Потому что рано или поздно мы всё равно придем к тому, что ребенку надо делать выбор какой-то, не важно, какой. А как же без этого? Он же не может его всё время с коллективом делать. Каждый должен учиться делать выбор сам.

– О чем ещё шла речь?

– О многом. Мы с Любовь Николаевной Духаниной как модераторы этой площадки задали тон. Его поддержали Ольга Юрьевна Васильева, Ярослав Иванович Кузьминов и другие спикеры. И получился большой, живой и хороший диалог.

Говорили, прежде всего, о том, какой он – современный учитель? Вы знаете, что средний возраст педагогических кадров сегодня солидный – около пятидесяти лет и старше. По большому счету это проблема номер один. Представьте, что через некоторое время многие работающие пенсионеры положат заявления на стол, потому что им просто уже физически тяжело. И кто будет завтра учить?..

Большой вопрос – качество подготовки учителей. Да, конечно, мы вошли в Болонский процесс, но бакалавр – это сегодня не педагог. Очень многие региональные педвузы слили с классическими университетами, и что в итоге получили? Как правило, крайне недостаточное количество часов, отводимых на преподавание методики. Поэтому мы вели разговор всё-таки о специалитете в рамках педагогической специальности.

«Образ будущего страны начинается с элементарных вещей – с уютного, ухоженного здания школы. Должны быть удобные парты и стулья, должна быть хорошая доска, не обязательно электронная. В школе должно быть просто по-человечески тепло. Если ребенок это видит каждый день и воспринимает как норму, он будет думать, что так должно быть везде. И будет к этому стремиться. Если же стены покрашены жуткой синей краской, то о чем говорить».

Шла речь и об образовательной среде. Сейчас одно из самых модных слов – «цифровизация». Но, друзья, давайте посмотрим честно: сколько школ к этому готовы? Думается, немного. И контраст просто безумный. Абсолютно отвечаю за свои слова, когда говорю о том, что у нас в стране, извините, ещё немало где дети ходят в туалет на улицу.

– И с фонариками в школу…

– Да, это правда. Сначала надо создать элементарные условия, а потом уже всё остальное. В том числе и новая волна цифровой экономики. Нам бы с первой как-то разоб­раться.

– Из 42 тыс. российских школ 26 тыс. расположены в сельской местности. Школа на селе – больше чем школа. Это социокультурный центр территории. Поднималась ли на площадке эта тема?

– Да, конечно. Тема эта непростая. С одной стороны, надо понимать, что, закрыв малокомплектную школу, мы теряем село. Это без вопросов. И министр, кстати, подчеркнула, что речь о закрытии сейчас не идет. С другой стороны, рано или поздно в таких школах встает вопрос качест­ва обучения. Ситуация, когда сельский учитель вынужден вести по четыре-пять (а то и больше) разных предметов, нередкая. Но если мы говорим о сохранении села, то в школах необходимо сосредотачивать многие процессы. И это предмет моих изысканий, уже научных.

– Диссертацию пишете?

– Пытаюсь. Тема связана с экономикой управления образовательным процессом.

Будущее именно за интеграцией, кооперацией различных учреждений с целью развития образовательных организаций в целом и всех участников образовательного процесса в частности.

Содержать малокомплектную школу – это правда, очень дорого. А вот если в школе будут клуб, библиотека, спортивный зал и может быть другие структурные подразделения, объединенные в некий общедоступный комплекс, получится колоссальная экономия. Например, представьте, у вас четыре отдельно стоящих здания или одно… Да, возникнет вопрос регламента работы, но он уже технический.

– Школа-комплекс – школа будущего?

– Не только. Комплекс, конечно, хорошо. Это много различных возможностей и для детей, и для взрослых. Но, прежде всего, в каждой школе должно быть комфортно. Над этим нам надо работать. А потом уже говорить о том, какой учитель придет и что он может привнести.

«Прогрессивное образование», образ будущего страны начинается с элементарных вещей – с уютного, ухоженного здания школы. Должны быть удобные парты и стулья, должна быть хорошая доска, не обязательно электронная. В школе должно быть просто по-человечески тепло. Если ребенок это видит каждый день и воспринимает как норму, он будет думать, что так должно быть везде. И будет к этому стремиться. Если же стены покрашены жуткой синей краской, то о чем говорить…

В школе будущего у каждого должна быть своя степень ответственности за общее благо. Важно, чтобы люди небыли равнодушными. Чтобы родители не сдавали детей в школы, как в камеры хранения. Наша прямая задача– сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса. Неслучайно, одна из самых эмоциональных дискуссий развернулась на площадке именно о формировании ответственного родительства. Новую школу необходимо строить вместе. Вместе помогать детям выбрать свою образовательную траекторию.

Как сказал Владимир Владимирович Путин, выступая на форуме, главное – «помогать людям, отстаивать правду и справедливость».

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: екатерина синдеева, акцент, ао-100, ольга васильева, владимир путин, форум, педагогическое образование, александр кузнецов

Похожие материалы:
От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Форум ректоров педагогических вузов стран АТР пройдет в ДВФУ
Объединение университетов снижает конкурентоспособность
Новости образования «АО-97»
В УрГПУ откроются «педагогические мастерские»
Инструмент кластерной политики
В КБГУ прошел I форум учителей физики и математики
На краю платформы
Форум «Балтийский Артек» организовывает смену для молодых учителей
Форум молодых педагогов Центрального федерального округа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Из журнала
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
#108Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
#106Роль ресурсного центра в управлении инновационной деятельностью образовательных организаций
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
#98Студенческая оценка качества образования
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку