Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования

На «Форуме действий» ОНФ в ноябре 2016 года были представлены результаты деятельности рабочих групп, центров, проектов и региональных отделений ОНФ за три года. В форуме приняли участие эксперты, представляющие семь рабочих групп, в том числе и тематической платформы «Образование и культура как основы национальной идентичности».

Просмотров: 252

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

Народный мониторинг

Итоговый в этом году федеральный «Форум действий» Общероссийского народного фронта прошел в конце ноября в Москве. Было представлено 50 кейсов, раскрывающих результаты деятельности рабочих групп, центров, проектов и региональных отделений ОНФ за три года. В форуме приняли участие эксперты, представляющие семь рабочих групп, в том числе и тематической платформы «Образование и культура как основы национальной идентичности».

Промежуточные итоги

Основными направлениями трехлетней деятельности рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» являлись обеспечение прав на образование для всех категорий граждан, создание возможностей для развития и воспитания каждого ребенка, совершенствование системы подготовки кадров, защита прав и условий труда педагогов, снижение административной и бюрократической нагрузки в образовании.

– Возможности страны определяются возможностями ее граждан, – подчеркнула руководитель рабочей группы Любовь Духанина.

Главными достижениями участники встречи назвали приостановку закрытия коррекционных школ, установление ограничения максимальной родительской платы за детские сады и студенческие общежития, работу по формированию базового содержания школьного образования и ликвидации очередей в дошкольные образовательные организации.

Кроме того, возвращена квота для победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников в размере 45 процентов на поступление в вузы без вступительных экзаменов, увеличена продолжительность подготовки к международным олимпиадам и объем финансирования, а срок действия результатов (пять лет) приравнен к результатам ЕГЭ. В рамках государст­венной поддержки талантливых детей учреждено 5 тыс. президентских грантов, до 1,2 тыс. из которых будет предоставляться ежегодно. В 2015-2016 учебном году стипендии получили 448 детей.

С целью повышения качества профессионального образования в два раза увеличен объем практики студентов – с 19 до 38 недель. Для обучающихся удалось добиться поступления в колледжи и техникумы без обязательного окончания девяти классов: около 20 тыс. школьников в этом году получили возможность приобрести профессию.

Среди достижений также защита прав педагогов при переходе на эффективные контракты, включение посещения музеев в школьную программу и прочие (см. рис. 1).

Рисунок 1. Достижения рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» (2014-2016)

Достижения рабочей группы ОНФ

Важные инициативы

В рамках работы «Форума дейст­вий» рассматривались вопросы развития системы образования, поднятия уровня зарплаты работников, сохранения объектов культурного наследия и ряд других.

Один из ключевых выводов – работа активистов движения влияет на принятие законодательных решений в сфере образования. В частности, благодаря деятельности общественников по исполнению майских указов Президента РФ удается формировать предложения, позволяющие повысить качество образовательных услуг.

На заседании было озвучено несколько важных инициатив. Так, в ходе обсуждения проблем целевого приема, прозвучало предложение провести мониторинг нецелевого расходования бюджетных средств в вузах.

Организациям профессионального образования рекомендовано создавать малые инновационные предприятия (МИП) с целью коммерциализации результатов научной и образовательной деятельности, формирования привлекательных рабочих мест для выпускников. Эксперты ОНФ уверены: создание МИП в колледжах и техникумах – еще один шаг для решения задачи кадрового обеспечения промышленного роста.

Специалисты отмечают, что учреждения СПО целесообразно уравнять в правах с вузами и научными организациями.

– Статья 103 закона об образовании позволяет вузам создавать хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается во внедрении результатов научных и конструкторских разработок <…> Вузы могут объединять малые инновационные предприятия в технопарк, создавать бизнес-инкубаторы. То, что образовательные организации системы СПО таких возможностей лишены, кажется нам неверным. Многие техникумы сегодня превосходно оснащены и вполне могут выпускать действительно нужную и полезную продукцию как для промышленности, так и для населения. А студентам это обеспечит реально прикладной характер получаемого образования, – подчеркнула Любовь Духанина.

Сегодня система дополнительного образования в своем развитии испытывает ряд сложностей. Например, из-за отсутствия качественных инструментов оценки практически невозможно просчитать реальный охват населения дополнительными образовательными услугами (согласно майским указам Президента РФ, к 2020 году он должен составить 70-75 процентов). При этом финансирование обеспечивается преимущественно местными бюджетами, так как средст­ва из федеральной казны расходуются на основные социальные обязательства перед гражданами.

В этой связи еще одной важной инициативой стало предложение о введении системы индивидуальной сертификации в сфере дополнительного образования. По мнению экспертов, это позволит расширить реальный охват граждан, обеспечит вовлеченность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в единое образовательное пространст­во на равных условиях с муниципальными и государственными организациями, повысит уровень вариативности и разнообразия образовательных программ. Система сертификации также даст возможность запустить механизм софинансирования дополнительного образования родителями – если обучается их ребенок, и самими обучающимися – если речь идет о взрослых.

Стратегические перспективы

Впереди у экспертов рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» солидный фронт работ. Предполагается сделать акцент на таких вопросах, как совершенствование дополнительного образования и системы охраны культурного наследия России, защита прав преподавателей, поддержка талантливых детей и целевой прием в вузы.

– Мы будем добиваться, чтобы ЕГЭ сдавали неоднократно, дабы снизить эмоциональную напряженность, которая до сих пор присутствует в обществе. Нам необходимо вернуть медицинских работников в детские сады и школы. Без этого нельзя гарантировать безопасность наших детей. Необходимо добиться введения индивидуальных персонифицированных сертификатов на дополнительное образование. Стратегическим направлением для нас остается заработная плата учителей. По-прежнему нашей темой остаются учебники, их качество, и мы продолжаем работать, чтобы учебники были бесплатными, – заявила Любовь Духанина.

Обзор подготовлен по материалам сайтов kremlin.ru, government.ru, onf.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-92, форум, качество образования

Похожие материалы:
Итоги приeмной кампании опорных вузов
СПО: сентябрьские тезисы
Дуальная система как катализатор адаптации
Цель – качественное образование на всех уровнях
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Ключевые проблемы профессионального образования
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
Перспективы независимой экспертизы качества образования
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ