Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»

Из более чем 500 программ, представленных на конкурс, победителями признаны 82. В число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций. По итогам выпущен справочник «Банк лучших практик ДПО России».

Просмотров: 336

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

Образовательный марафон ДПО

Завершился первый этап Всероссийского конкурса проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон». Из более чем 500 программ, представленных на конкурс, победителями признаны 82. В число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций. По итогам выпущен справочник «Банк лучших практик ДПО России». Обзор итогов – в нашем материале.

Проект особого назначения

Марафоны уже давно перестали быть сугубо спортивными мероприятиями, превратившись в масштабное социальное движение с важной миссией. То же самое можно сказать о проекте «Образовательный марафон», который выступает не только в качестве конкурса по выявлению сильнейших программ ДПО страны, но и направлен на решение одной из актуальнейших задач современного социума – становление и развитие системы «образования в течение все жизни».

Концепция образования в течение всей жизни (Lifelong Learning) как образовательная стратегия появилась три десятилетия назад благодаря усилиям международных организаций ЮНЕСКО и Совета Европы. Это был ответ на парадоксальную ситуацию, когда люди, имея возможность обучаться в течение всей жизни, преимущественно получают основной массив знаний на раннем ее этапе. Между тем новая социальная реальность требует от человека перманентной вовлеченности в образовательный процесс для повышения квалификации и/или смены сферы профессиональной деятельности.

Сегодня уровень востребованности дополнительного профессионального образования стремительно растет в количественном и качественном отношении. Увеличивается число людей, нуждающихся в дополнительных профессиональных знаниях, умениях и навыках. Возникают новые сферы занятости, требующие соответствующих компетенций, начинают доминировать отрасли, основанные на мульти- и междисциплинарных подходах, требуется постоянная актуализация знаний населения в связи с быстрым устареванием используемых технологий. Неслучайно, именно со сферой ДПО эксперты связывают успешное развитие человеческого капитала в условиях трансформирующегося общества.

Главная цель «Образовательного марафона» – выявление лучших практик ДПО страны, а также содействие обра­зовательным организациям и структурным подраз­делениям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в совершенствовании политики информационной открытости и формировании информационной культуры.

«Марафонская дистанция» этого года преодолевалась следующим образом. Вначале информация о проведении конкурса была доведена до потенциальных участников. Далее организации ДПО выдвигали программы-претенденты на победу. Затем аналитическим отделом журнала «Аккредитация в образовании» был осуществлен предварительный отбор представленных программ. И, наконец, членами экспертной комиссии конкурса проводилась их верификация.

Азбучная истина

Проект ориентирован на выявление таких характеристик, как актуальность, бизнес-составляющая, вариативность и гибкость, доступность (ABV – тест), обусловленных задачами, стоящими перед системой ДПО и являющимися для нее базовыми. Степень соответствия базовым характеристикам определяет, по большому счету, и степень эффективности дополнительного профессионального образования в целом, а значит – его качество.

Оценка программ ДПО проводилась на основании анализа тестового материала. Для признания программы, соответствующей предъявляемым требованиям, конкурсантам необходимо было дать не менее 60 процентов утвердительных ответов на вопросы анкеты. По результатам проверки лучшими были признаны 82 программы. Приведем характеристики, выявленные при анализе программ-победителей.

Прежде всего лучшая программа должна соответствовать отраслевым и региональным требованиям рынка труда. В качестве подтверждения этого критерия, например, могут выступать победы в региональных открытых конкурсах и запросах котировок по предоставлению услуг повышения квалификации по данной программе, а также государственные и муниципальные контракты, заключенные в период ее реализации. Программа должна отражать актуальные требования национальной образовательной системы, формировать профессиональные компетенции, отвечающие вызовам современной экономики и социума, содействовать становлению и развитию концепции «образование в течение жизни». Учитываются также престижные награды, знаки качества, благодарственные письма и другие свидетельства внешней оценки, полученные за последние пять лет.

Для усиления практической составляющей программы привлекаются разработчики и преподаватели из числа экспертов, методистов, исследователей и работодателей, имеющих опыт работы в отрасли. Из этих же соображений при освоении программы должны быть организованы стажировки и практики на профильных предприятиях и в организациях, с базовыми предприятиями/организациями заключены целевые договоры по подготовке кадров.

Большое значение имеет и такой параметр, как возможность обучения по индивидуальной образовательной траектории, что позволяет максимально адаптировать программу к особенностям и запросам заказчика (при учете имеющегося уровня образования и результатов входного тестирования). Для построения подобного маршрута в программу ДПО включаются вариативные модули, также процесс обучения может реализовываться по индивидуальному учебному плану или на основе накопительной и зачетно-модульной системы. Главным здесь является сохранение индивидуальных особенностей слушателей, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. При освоении программы используются современные технологии и методы, эффективные средства и формы обучения. Анализ показал, что при реализации лучших программ используется широкий спектр необходимого инструментария. Так, применяются информационно-коммуникативные, веб-квест, дистанционные, проектные, интерактивные и кейс-технологии, исследовательские, игровые, проблемные и многие другие активные методы обучения. Занятия проводятся в форме практикумов и мастер-классов с использованием электронных информационных и образовательных ресурсов, современного оборудования. Представленное разнообразие впечатляет. Более того, закрадывается мысль, что вынужденная независимость ДПО, на которую сетуют некоторые ее представители, является благодатной почвой для более прогрессивного, по сравнению с ВПО, развития.

С целью дальнейшего проектирования/корректировки программы должна быть налажена обратная связь со слушателями-выпускниками и работодателями через анкетирование и/или анализ вопросов и предложений, поступающих через имеющиеся каналы связи. В этих рамках может проводиться мониторинг успешности слушателей после освоения программы, практиковаться привлечение бывших курсантов к участию в различных научно-методических мероприятиях и конкурсах, научно-исследовательской работе на базовых площадках.

Тест на соответствие проходили не только программы, но и организации, а также структуры дополнительного профессионального образования, эти программы реализующие. Верификация проводилась по аналогии с процедурой оценки программ на основе анкетирования. Для вхождения в число победителей участники должны были дать не менее 60 процентов утвердительных ответов на вопросы анкеты.

Лидеры выявлялись на основе целого ряда критериев. Во-первых, оценивалось наличие стратегической программы развития (у большинства организаций такая имелась). Принималось во внимание и участие в региональных и федеральных, в том числе отраслевых, программах, направленных на социально-экономическое развитие региона и страны. Согласно подсчетам, более 80 процентов организаций и подразделений ДПО задействованы в реализации подобных программ. Что касается способности оперативно реагировать на требования рынка, то ее продемонстрировали все конкурсанты: доля коротких программ от общего числа реализуемых в среднем составила 50 процентов.

Серьезным доказательством лидерства стало наличие признанных научных школ, функционирование экспериментальных площадок разного уровня. И в целом необходимо отметить достойный уровень научно-исследовательского и креативно-инновационного потенциала конкурсантов.

В анкете фигурировал и столь актуальный пункт, как участие в деятельности по становлению национальной системы квалификаций (НСК). Полученные результаты стали поводом для размышления: почти половина организаций-победителей проекта дала отрицательный ответ. Между тем были высказаны предложения по развитию НСК. Например, создание механизмов государственного или саморегулирования, которые бы позволили нивелировать присутствие на рынке образовательных услуг организаций и структур ДПО, не обеспечивающих надлежащее качество подготовки.

Образовательный марафон

При идеальном раскладе организации ДПО, отвечающие современным требованиям и развивающиеся в русле ключевых тенденций государственной образовательной политики, должны участвовать в социальном партнерстве. Речь идет о развитии сетевого взаимодействия с научными и образовательными организациями региона, страны и зарубежья, сотрудничестве с профильными ассоциациями и союзами из других стран, реализации ГЧП. Результаты показали высокую степень активности респондентов. В сетевой кооперации задействованы все конкурсанты, более половины из них взаимодействуют и с российскими, и с зарубежными партнерами, около 40 процентов при наличии связей с региональными и федеральными организациями не имеют международных контактов. Что касается реализации государственно-частного партнерства, то участие в его развитии принимают почти 80 процентов.

Не менее важен и другой аспект социально-полезной деятельности, а именно предоставление образовательных услуг людям с особыми потребностями. Так, наличие материально-технической базы и соответствующих образовательных технологий, в том числе дистанционных, для обучения инвалидов и людей с ОВЗ отметили почти все участники «Образовательного марафона». Обучение осуществляется с учетом индивидуально-психофизических особенностей слушателей, при определении мест прохождения практики принимаются во внимание рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации слушателя относительно необходимых условий и видов труда. Также при необходимости создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья и выполняемых трудовых функций. Кроме того, более 90 процентов организаций-участников проводят обучение и других групп населения: организуются курсы для школьников и слушателей третьего возраста, реализуются программы обучения для молодых мам, совместно с городскими службами занятости реализуются программы повышения квалификации для безработных, осуществляется профориентационный консалтинг.

В связи с тем, что основной целью проекта являлось содействие в совершенствовании политики информационной открытости и развитии информационной культуры, особое внимание экспертов было уделено таким аспектам деятельности организаций и структур ДПО, как обмен опытом с партнерами, соответствие сайта образовательной организации необходимым требованиям и другим. Результаты порадовали: почти 100 процентов участников утвердительно ответили на все вопросы тематического блока анкеты. Более того, организации и структуры ДПО оценили как эффективные инструменты информационного взаимодействия с внешней средой, при этом, правда, некоторые участники опроса (менее 10 процентов) отметили, что не используют в своей работе опыт лучших зарубежных практик.

И, наконец, в отношении своего перспективного развития всеми без исключения конкурсантами были названы такие тенденции, как рост востребованности в регионе и увеличение количества программ ДПО, расширение направлений подготовки, а также спектра услуг и числа партнеров.

Можно заключить, что представленные программы и реализующие их организации, а также структуры ДПО в целом соответствуют современным требованиям. Был продемонстрирован не только высокий уровень эффективности реализации и качества ДПО, но и положительные перспективы для его дальнейшего развития.

Секрет успеха

Информационной площадкой, объединившей лидеров ДПО России, стал не только проект «Образовательный марафон», но и журнал «Аккредитация в образовании». В специальной рубрике «Заочный круглый стол»1 при ответе на вопрос редакции о «секрете успеха ДПО вашего вуза» марафонцами был высказан спектр мнений. Симптоматично, что названные представителями организаций-лидеров ДПО слагаемые успеха в целом отражают базовые характеристики системы дополнительного профессионального образования, на которые при оценке ориентировались эксперты.

Центральной категорией, на которой должна базироваться эффективная работа любой организации ДПО, было отмечено качество и востребованность предоставляемых услуг. Среди инструментов, с помощью которых это качество обеспечивается, участники дискуссии обозначили следующие.

  • Клиентоориентированность. Сфера социальных услуг, к которой относят и образование, в первую очередь ориентирована на потребителя. «Предельная ориентация на заказчика» может достигаться на основе кастомизированных программ обучения, которые разрабатываются под индивидуальные потребности клиента, отвечают его специфическим требованиям. При этом должен быть сделан акцент на постоянном расширении спектра оказываемых услуг и категорий слушателей в соответствии с запросами современного рынка и социально-экономической политикой государства.
  • Образовательный контент. Содержание реализуемых программ должно отличаться целым набором характеристик: актуальностью, вариативностью, гибкостью и доступностью. Скажем, речь может идти о разнообразном контенте «от хобби-программ до эксклюзивных курсов», к тому же такая особенность, как подстраивание программ ДПО под конкретные целевые группы, обуславливает необходимость проектирования содержания данных программ в модульной компоновке. Кроме того, программы должны регулярно обновляться с целью усиления их практической направленности.
  • Образовательный процесс. Как отметили многие участники заочного круглого стола, в современной организации ДПО образовательный процесс должен реализовываться с использованием личностно ориентированных стратегий обучения. Что касается тактической составляющей, то приветствуется сочетание инновационных и традиционных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
  • Кадры. Как известно, кадры решают если не все, то очень многое. Привлечение к разработке и реализации высококвалифицированных преподавателей, экспертов, исследователей, специалистов-практиков обеспечивает, безусловно, качество подготовки обучающихся и в целом повышает конкурентоспособность организации ДПО.
  • Сотрудничество. Реализация ключевых для сферы ДПО задач невозможна без установления и развития партнерских отношений. Это помогает находить новые векторы движения и решать актуальные задачи.
  • Информационный обмен. Сегодня, как никогда, большую роль играет взаимодействие в рамках единого информационного пространства. С точки зрения дискутирующих, обмен опытом с участниками профессионального сообщества, ознакомление с лучшими практиками и другие формы взаимодействия способствуют повышению качества и укреплению репутации ДПО.
  • Материально-техническая база. Базис не менее важен, чем надстройка. Соответственно, осуществление учебного процесса в «многофункциональных мультимедийных комплексах с высокотехнологичным оборудованием» также должно способствовать успешному продвижению организаций и структур ДПО на образовательном рынке.

Инструменты развития

Участниками проекта был высказан ряд предложений по развитию и совершенствованию отечественной системы ДПО.

В частности, предложено выявлять наиболее востребованные на рынке труда программы ДПО с последующей их разработкой и реализацией, повышать качество предоставляемых услуг на основе системно-деятельностного и практикоориентированного подходов, разрабатывать и апробировать модульные программы ДПО с применением дистанционных образовательных технологий.

Сделан акцент и на расширении спектра дополнительных образовательных услуг, ориентированных на актуальные запросы населения и социально-экономическое развитие регионов, развитие сетевого взаимодействия, повышение уровня научных исследований актуальных проблем непрерывного и дополнительного профессионального образования.

Образовательный марафон

В интересах обеспечения качества образования рекомендовано внедрение системы независимой оценки организаций, реализующих программы ДПО, и использование документов единого образца (удостоверений о повышении квалификации, дипломов о профессиональной переподготовке), имеющих достаточную степень защиты; формирование единого банка выданных документов с целью минимизации на рынке труда доли специалистов с недостаточным уровнем образования и квалификации.

Одним из важных условий эффективной деятельности системы ДПО является также формирование банка лучших практик образовательных организаций, их мониторинг, распространение и информирование заинтересованных сторон. Свой вклад сделало и наше издательство. По итогам первого этапа «Образовательного марафона» подготовлен справочник «Банк лучших практик ДПО России», на страницах которого представлены сведения об образовательных организациях ДПО и структурах дополнительного профессионального образования вузов РФ, занимающих лидирующие позиции. С некоторыми из них можно будет ознакомиться уже в этом номере.

Людмила СУЛЬДИНА.

От редакции

Редакция журнала «Аккредитация в образовании» благодарит экспертов и участников проекта за поддержку, инициативу, энтузиазм и терпение, проявленные в преодолении начального отрезка марафона. Приглашаем всех желающих принять участие во втором этапе всероссийского конкурса. Уверены, что только благодаря совместным усилиям может быть выполнима миссия по развитию национальной системы дополнительного профессионального образования.

  1. Подробнее в цикле материалов, опубликованных в журнале «Аккредитация в образовании»: № 4 (88) 2016 – с. 86-88, № 5 (89) 2016 – с.62-63, № 6 (90) 2016 – с. 50-52.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образования
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Процессный подход в обеспечении качества
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
Качество образования определяет содержание
Качество воспитательной деятельности
Архитектурное образование в США
Особенности организации системы ДПО в вузе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ