Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Особенности организации системы ДПО в вузе

Актуальные проблемы дополнительного образования. Факторы, которые необходимо учесть при организации системы ДПО в вузе. Структура управления институтом (центром) ДПО.

Просмотров: 845

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

ПОДОПРИХИН Николай Михайлович

директор центра дополнительного профессионального образования Воронежского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент.

Актуальные проблемы и особенности организации системы ДПО в вузе

Предпосылки для развития системы ДПО в вузе объективны. Выпускники часто сталкиваются с проблемой трудоустройства. Это может быть связано с изменившейся конъюнктурой специальности, ситуацией на рынке труда или государственной политикой. Вне зависимости от причин распространенной становится ситуация, когда молодой специалист устраивается работать не по специальности или вынужден по истечении определенного срока менять работу на более доходную или более соответствующую другим критериям, но также не по специальности.

Что же происходит в системе дополнительного профессионального образования? Насколько она востребована высшей школой?

Актуальные проблемы

Во-первых, необходимо сознавать, что система ДПО опирается не только на вузы или специализированные учебные заведения. Есть еще и центры, созданные на предприятиях для упрощения подготовки или переподготовки кадров к условиям соответствующих производств. Даже при условии предоставления переподготавливаемым специалистам необходимых знаний, они не дают им документа, эти знания подтверждающего и учитывающегося на рынке труда другими смежными работодателями. Получается, что компетенции специалиста востребованы исключительно одним работодателем, так сказать «без права передачи». С одной стороны, это вполне оправдано для работодателя: и компетентность специалиста повышается, и на рабочем месте он удерживается. С другой стороны, это полностью исключает участие вузов в системе ДПО. А ведь они, собственно, формируют базовые компетенции специалиста и заинтересованы в ознакомлении с изменениями компетенций на месте работы выпускника.

Во-вторых, к сожалению, последствия разгромных для предприятий технического сектора 90-х годов не нивелированы и сегодня. В подавляющем большинстве промышленные предприятия испытывают трудности в финансировании, кадровом обеспечении, отсутствии рынков сбыта готовой продукции и прочем. Следует отметить быстро меняющиеся условия производства в виде совершенствования средств и предметов труда. С одной стороны, это определяет желание предприятий привлекать к себе квалифицированных специалистов, с другой – низкая ликвидность заводов не позволяет гарантировать им достойную заработную плату. В результате «кто хотел – не пришел, а кто пришел – ушел». Зачастую финансовый аспект является причиной отсутст­вия возможности у предприятия провести повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников в специализированных центрах (вузах). Успешно функционируют исключительно предприятия «ресурсного» комплекса (металлургические, добывающие и прочие), в этой сфере можно констатировать успешное развитие ДПО – как на самих предприятиях, так и в профильных вузах.

В-третьих, сложная ситуация возникла и в самих вузах. Это касается существенного старения профессорско-преподавательского состава, несоответствия образовательных программ современному состоянию экономики. Если в формировании базовых компетенций эта ситуация еще удовлетворительная, то в формировании профессиональных компетенций специалиста на уровне конкретного производ­ства – абсолютно негативная. Здесь и отсутствие практических навыков преподавателей, и потеря связи с предприятиями, и отсутствие базовых кафедр, и многие другие причины.

В-четвертых, приходится констатировать совершенно субъективный фактор – развитие «номинального образования». Собственно, это тот случай, когда «де-юре» образование есть, а «де-факто» – нет. Прохождение повышения квалификации, стажировок и профессиональной переподготовки сводится исключительно к финансовым отношениям. Оплатили – получили удостоверение или диплом. В итоге огромная экономия на высококвалифицированных преподавателях, актуальных материалах лекций, современных лабораторно-практических комплексах и девальвация ДПО.

В-пятых, нежелание или неспособность рассматривать систему ДПО в вузе как коммерческий проект, требующий предварительного вложения денег. Всё сводится к пассивному ожиданию: кто обратится за повышением квалификации и профессиональной переподготовкой, того и обучают. За редким исключением проводится реклама по реализуемым основным образовательным направлениям или рассылка приглашений по региональным промышленным предприятиям. Перспективность направлений ДПО, как правило, оценивается руководителями вузов по привлеченным финансовым ресурсам, и от них же отталкиваются в принятии решений об обеспечении этих направлений требуемыми учебными материалами и оборудованием. Реализуется принцип «сначала деньги, затем вложения» – что в корне недопустимо. Если ДПО – это коммерческий проект, то работа по его реализации должна строиться по принципу «сначала вложения, затем прибыль».

В-шестых – это неопределенная позиция государства в вопросе реализации образовательного процесса. Не совсем понятно, какого принципа придерживается государство – централизации управления образовательным процессом или децентрализации? Если по базовому образованию формируются и реализуются ФГОС, то в системе ДПО этого нет. Хорошо это или плохо? С позиции финансово устойчивых отраслей промышленности и экономики – это, вероятно, хорошо, но если рассматривать ситуацию с позиции машино-, авиа- и судостроения – это плохо. Отсутствие критериев и форм обязательной аккредитации образовательных структур и выдаваемых ими документов негативно сказывается на системе ДПО, низводя ее до местечковых центров с плохими условиями обучения и ничего не значащими итоговыми документами.

Механизм реализации

С эффективной структурой механизма реализации системы ДПО определиться бывает сложно. Здесь значение имеет организация адекватной структуры управления. В настоящее время положительной практикой стало выделение системы ДПО в самостоятельную деятельность на правах факультета или института, с предоставлением максимальной автономии. В руководстве вуза также вводится соответствующая должность – проректор по ДПО или директор института. Такое укрупнение системы реализации ДПО значительно расширяет возможности и позволяет эффективнее использовать рычаги громоздкой структуры управления большинства государственных вузов.

Определенная категория вузов неоправданно оставляет без внимания тенденцию системы ДПО реализовываться как самодостаточное направление. Причем направление, осуществляемое отнюдь не на равных с высшим образованием. Зачастую в вузах есть факультет заочного обучения, но в силу различных причин не формируется подобная структура применительно к системе ДПО. Нет также и факультетов ДПО. Резонно, что в большинстве вузов, где руководство обратило внимание на преимущества агрегирования направления развития ДПО, этап формирования факультета перешел в стадию создания профильного института или центра. Структура такого организационного образования может включать не только работу со взрослыми, но и организацию работы с детьми (см. схему).

ДПО Воронежский государственный университет

Другим вариантом развития подобной структуры управления системой ДПО в вузе может стать закрепление за ней функции подготовительного отделения.

Реализация системы ДПО через функцию агрегирования и создания укрупненных структур управления позволит добиться следующего.

Первое – серьезно реформировать существующую систему ДПО, сведя воедино дополнительное образование детей, довузовскую подготовку, профориентацию, повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Второе – эта централизация существенно активизирует усилия, направленные на профориентацию детей и формирование такого важного понятия, как «призвание» при выборе будущей профессии.

Третье – необходимо иметь в виду, что система ДПО на сегодняшний день не может адекватно реагировать на потребности сферы производства (воспроизводства), за редким исключением, в силу причин объективного характера. Среди них разрушение связей с реальным сектором экономики, номинальное формирование базовых кафедр на промышленных предприятиях, функционирование которых существенно затруднено (в большинстве своем это убыточные предприятия технической направленности). А также причин субъективного характера: отсутствия интереса у профессорско-преподавательского состава вузов активно и целенаправленно повышать свою квалификацию и напрямую участвовать в реально происходящих процессах по направлению своей подготовки. Создание проектируемого подразделения в этой связи позволит существенно расширить возможности для педагогов и преподавателей не только реализовать профессиональные амбиции, но и добиться существенного улучшения финансового положения.

В целом следует отметить, что даже если считать систему ДПО исключительно коммерческим проектом вуза, что, наверное, оправдано, и такое мнение имеет право на существование, то государственную позицию в этом вопросе нельзя упрощать и перекладывать на самоорганизацию. Именно со стороны государства, определяя приоритеты развития страны в целом, можно соединить воедино интересы развития отраслей экономики и образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Повышение профессионального уровня педагогов
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Образование взрослых как государственная политика
Управление качеством образования: новые подходы
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Острый вопрос неформального образования
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Роль студентов в процессе гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ