Современные вузы: многообразие стратегий развитияВ статье анализируются новые механизмы адаптации вузов к изменяющимся условиям, разнообразные стратегии развития высшего образования, а также модель предпринимательского университета в России и мире. Просмотров: 1463
Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.
Современные вузы: многообразие стратегий развития Как известно, многообразие видов – результат эволюции. В последние десятилетия в значительной степени изменился образовательный ландшафт российской и мировой высшей школы. Появились новые механизмы адаптации вузов к сложившимся условиям, а также разнообразные стратегии дальнейшего развития. Плоды просвещения Существенные структурные преобразования высшего образования РФ начались еще в 90-х годах прошлого века, когда численность вузов и филиалов возросла многократно. В это время возникает большое количество негосударственных образовательных организаций, а в государственных – интенсивно развивается сектор платных образовательных услуг, наблюдается бурный рост филиальной сети. Следующим важным шагом на пути изменений стало появление вузов нового формата. Создаются так называемые локомотивы развития высшего образования России – федеральные и научно-исследовательские университеты (НИУ), на которые возложена миссия выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования. Деятельность федеральных университетов (такой статус сегодня присвоен 10 вузам) направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов для федерального округа своего базирования и его обеспечения необходимыми научными, техническими и технологическими решениями. Такой вуз имеет соответствующее федеральное финансирование, также в его работе предусмотрено активное участие как бизнес-структур, так и региональных властей. НИУ функционируют на базе принципа интеграции науки и образования, в равной мере эффективно обеспечивая оба направления деятельности. Подобный университет представляет собой четко интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение перспективных исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов реальной экономики. В настоящее время на территории РФ действуют 29 национальных исследовательских университетов: 17 вузов технического профиля, 9 классических университетов, 1 университет медицинского профиля, 1 – экономического, а также 1 университет, имеющий статус академического научно-образовательного центра нанотехнологий РАН. Особое место в системе высшего образования РФ занимают Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – два национальных университета, обладающих правом выдавать дипломы собственного образца. Перечисленные разновидности российских университетов функционируют в соответствии со своими принципиально разными миссиями, и для перехода из одной ипостаси в другую им придется кардинально менять траекторию своего развития [8]. В когорту ведущих отечественных университетов также вошли опорные вузы1. На первом этапе проекта участником конкурса на получение статуса «опорного» мог стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого или нескольких вузов. В результате в структуре высшей школы появилось 11 опорных университетов. Планируется, что проект будет развиваться. Кроме того, в российском образовательном пространстве начали функционировать сетевые университеты, представляющие собой объединение различных вузов в рамках единой системы. Соответственно, образовательная организация, ранее являвшаяся вполне самостоятельной единицей, начинает функционировать как одна из ячеек данной сети [10]. Например, Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) объединяет вузы Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана с 16 российскими университетами – ИТМО, ЛЭТИ, РУДН и другими [10], а непосредственное взаимодействие между ними осуществляется через головные вузы ШОС в каждой из этих стран, по каждому выбранному направлению обучения [7]. Сетевые университеты являются одной из форм так называемых распределенных университетов, которых всего три:
В отечественной высшей школе также продолжают функционировать педагогические, медицинские, аграрные, технические университеты. Однако в последние годы грань между профилями начинает постепенно стираться, поскольку многие современные российские вузы, так или иначе, стремятся к классической универсальности [1, 2]. В русле тенденций Сегодня вуз, претендующий на звание современного и эффективного, должен быть успешен не только в основных видах деятельности (образовательной и научной), но и представлять собой центр создания и развития инноваций. К таковым относят предпринимательские университеты2, которые, в отличие от тех же классических, интегрируют преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее значительный доход, а также имеют в своей структуре различные объекты (см. рис. 1) инновационной инфраструктуры [9]. Например, в США базой предпринимательских университетов являются примерно 235 вузов (так называемых исследовательских университетов I и II категории), представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр ее фундаментальной науки. Среди них Висконсинский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский университеты, Массачусетский технологический институт и другие вузы, значительная часть из которых в последнее время занимает первые места в мировых рейтингах. В России к предпринимательским университетам относят НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (государственный университет) (МИФИ), НИТУ «МИСИС» и ряд других крупных образовательных организаций. В конце октября 2016 года Правительством РФ утвержден паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», направленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов. К 2018 году не менее 5 российских вузов должны входить в топ-100 мировых рейтингов университетов, а к 2025 году – не менее 10. Также предстоит создать порядка 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития и не менее 60 инжиниринговых центров, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности. Еще один из социально-экономических трендов современности – образование в течение всей жизни. Эту задачу наряду с прочими структурами реализует корпоративный университет, представляющий собой систему непрерывного внутрифирменного профессионального образования, особую форму обучения, рассчитанную на определённую целевую группу, представленную работниками компании или целой отрасли [4, 11]. Главная задача такого университета – профессиональное развитие сотрудников компании. Организация, на базе которой функционирует корпоративный университет, не только реализует стратегию своего развития и формирует единые корпоративные ценности, но и самостоятельно пополняет свой кадровый резерв, обеспечивает себя специалистами необходимой квалификации. Существуют два основных подхода к созданию корпоративного университета: через альянс вуза с крупной корпорацией или формирование отдельной самостоятельной структуры при традиционном университете. Первые корпоративные университеты возникли в западных странах. В частности, идея подобных вузов зародилась в 1960-х годах в компании McDonald's (США). Так, с целью адаптации выпускников школ МВА компания организовала собственный образовательный центр Hamburger University, а самый известный корпоративный университет был создан в компании General Electric. В настоящее время на территории штатов функционируют более 3 тыс. таких образовательных организаций. Крупнейшим корпоративным университетом является подразделение IBM Global Learning. Здесь трудятся свыше 3,4 тыс. преподавателей, распределенно работающих в 55 странах. В университете IBM уже прошли переподготовку свыше 130 тыс. сотрудников компании. Характерными примерами начинаний в области формирования российских корпоративных университетов могут служить проект создания Корпоративного ядерного университета Минатома РФ и производственно-образовательный консорциум «Пермский корпоративный университет». Сегодня новые информационные и коммуникативные технологии обучения студентов существенным образом изменяют базовые принципы организации и предоставления образования, а вместе с этим и «форматы» современных вузов. Так, в 1969 году в Великобритании был создан первый в мире вуз дистанционного обучения – Открытый университет. Обучение здесь осуществляется в режиме удаленного доступа, обеспечивая широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержания образовательного процесса [5]. В этом контексте нельзя не упомянуть так называемые «университеты для миллионов» – глобальные образовательные платформы, предлагающие всем желающим бесплатные онлайн-курсы. С платформами сотрудничают сотни обычных (не виртуальных) университетов. Из зарубежных глобальных образовательных платформ наиболее популярна американская Coursera (работает с 2012 года), из отечественных – Универсариум (работает с 2013 года). Практически любой уважающий себя современный университет тем или иным образом стремится быть представленным в международном пространстве. В зависимости от степени вовлеченности в процессы интернационализации все вузы можно разделить на [3]:
При этом из вузов, имеющих зарубежные филиалы, целесообразно выделить [3]:
Большинство вузов в мире можно отнести к категории национальных. Их миссия – обучение, прежде всего, местных студентов. Интернационализация для таких образовательных организаций является скорее дополнительным преимуществом, но не приоритетом. Они характеризуются довольно низкой степенью включенности в мировое образовательное пространство и, как правило, имеют незначительное количество иностранных студентов и мало согласованные с зарубежными вузами программы обучения. Однако необходимо отметить, что в мировых рейтингах преимущественно лидируют именно национальные университеты. Трансформация национального университета в международный или космополитичный – крайне сложная и зачастую трудновыполнимая задача [3]. Любая попытка такого вуза стать международным будет являться прямой угрозой выполнению его ключевой миссии – удовлетворению кадровых потребностей страны или региона. Важно отметить, что лишь немногие из ныне действующих международных или космополитичных вузов достигли подобного статуса путем радикальной трансформации своей структуры [3]. Большинство университетов подобной направленности были изначально созданы международными, а с течением времени все больше отходили от обучения местных студентов и переключались на международный контингент. Опережающий характер развития в таких вузах может быть достигнут путем реализации принципа единства научной, образовательной и предпринимательской деятельности, а также за счет повышения значимости научных исследований в формировании образовательных программ, включения научных результатов непосредственно в производственную сферу, существенного усиления языковой подготовки выпускников до уровня требований международных сертификационных центров. Что ожидает отечественные университеты? Каким будет облик высшей школы? Согласно прогнозам, в ближайшие двадцать пять лет образовательную систему определят такие факторы, как качественное изменение человеческого капитала, перманентная смена технологий, многократный рост платежеспособного спроса, глобализация английского как профессионального и делового языка. Также предполагается новая волна коммерциализации высшего образования. Между тем отмечается, что роль предпринимательской деятельности будет важной, но вторичной для вуза будущего. Главное заключается в понимании, что университет – это не инкубатор стартапов, а прежде всего хранитель культуры и генератор ценностных ориентиров. ЛИТЕРАТУРА
СНОСКИ 1. Подробности в тематическом блоке материалов о реализации проекта создания и развития опорных вузов // «Аккредитация в образовании», 2016. – № 7(91). – С. 8-16. 2. Термин «предпринимательский университет» в научный оборот ввел американский ученый Б. Кларк, сформулировав в 1998 году его основные характеристики: усиление управленческого ядра университета, расширение связей с промышленными группами и организациями за пределами вуза, диверсификация источников финансирования, стимулирование предпринимательской активности большинства подразделений образовательной организации, развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|