Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Росатом». Стратегия развития кадров

Сегодня государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» выходит на новые рынки, осваивает новые направления и создает новые технологии. На актуальные вопросы корреспондента «АО» ответил директор по капитальным вложениям ГК «Росатом», директор Отраслевого центра капитального строительства ГК «Росатом», кандидат экономических наук Геннадий САХАРОВ.

Просмотров: 194

Главное – человеческий потенциал

В реалиях сегодняшнего дня динамичное развитие атомной энергетики является одним из основных условий обеспечения энергонезависимости России и стабильного роста ее экономики. Сегодня государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» выходит на новые рынки, осваивает новые направления и создает новые технологии. Генеральный директор Сергей Кириенко неоднократно подчеркивал, что для такой отрасли, как атомная, основной потенциал – человеческий: «Важны технологии, здания, оборудование, но все это в инновационных отраслях меняется крайне быстро, и ничего более важного, чем человеческий потенциал, у нас нет».

На актуальные вопросы корреспондента «АО» ответил директор по капитальным вложениям ГК «Росатом», директор Отраслевого центра капитального строительства ГК «Росатом», кандидат экономических наук Геннадий САХАРОВ.

– Геннадий Станиславович, каковы стратегические направления развития атомной отрасли России? В связи с этим каковы принципиальные «постулаты» кадровой политики компании?

– Перед российским атомно-энергетическим комплексом сегодня стоят важные стратегические задачи: укрепление позиций технологического и инновационного лидера на внутреннем и внешнем рынках, трансформация в глобальную компанию мирового уровня. Для их решения нужны хорошо подготовленные специалисты. В этой связи «Росатом» заинтересован в современных высокопрофессиональных кадрах, которые могут обеспечить этот технологический рывок. Вместе с тем «Росатом» не исключение: как и во многих других отраслях промышленности, ощущается серьезная нехватка специалистов самых разных профессий – речь идет приблизительно о 160 специальностях. По предварительным прогнозам, до 2021 года атомной отрасли для эффективной работы потребуется более 10 тыс. высококвалифицированных работников. Все эти причины побудили наладить тесное взаимодействие с вузами, готовящими специалистов для отрасли.

Госкорпорацией сформирован отраслевой заказ на подготовку специалистов и определен уровень требований, которые предъявляются к потенциальным сотрудникам отрасли. В 2013 году на предприятия «Росатома» было принято 1535 выпускников из 128 вузов по 185 специальностям и направлениям подготовки. По прогнозам, до 2021 года отрасли потребуется 7100 бакалавров, 3200 специалистов, 4100 магистров.

Компании нужны специалисты различного профиля, поскольку реализуются масштабные проекты в 36 регионах страны, а также активно осваивается рынок строительства АЭС в других странах – портфель зарубежных заказов даже более мощный, чем в России.

– Расскажите, пожалуйста, о контенте сотрудничества «Росатома» с образовательными организациями. Какие дивиденды эта деятельность приносит компании?

– В «Росатоме» широко распространена практика создания корпоративных кафедр наших предприятий в профильных вузах. Как правило, руководители кафедр – это топ­менеджеры предприятий. Учеба на кафедрах и практика на предприятиях позволяют студентам ознакомиться с особенностями функционирования производства будущего работодателя, что называется, изнутри, еще на стадии обучения. Это дает возможность существенно улучшить качество профессиональной подготовки студентов, при этом избежать разрыва между учебной и научной деятельностью и производством. На сегодняшний день в профильных вузах действуют 11 базовых кафедр, созданных 8 организациями атомной отрасли. К 2015 году планируется создание еще 14 кафедр.

В частности, в 2013 году была создана корпоративная кафедра «Росатома» «Строительство объектов атомной отрасли» в ведущем строительном вузе России – Московском государственном строительном университете (МГСУ). В прошлом году в рамках сотрудничества с вузом было организовано повышение квалификации 100 специалистов служб технического заказчика предприятий атомной отрасли из 70 структурных подразделений «Росатома».

Без сомнения, сегодня необходимо уделять пристальное внимание состоянию образовательной системы, готовящей кадры для атомной отрасли. Важно, чтобы студенты профильных вузов получали самые современные знания – без этого невозможен экономический прорыв ни отрасли, ни страны в целом. Только при наличии специалистов, обладающих передовыми научными знаниями и освоивших инновационные технологии, «Росатом» сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке компанией.

Приведу пример из близкой мне сферы – строительства. В нынешнем году мы впервые осуществили целевой набор студентов в МГСУ. По заказу корпорации отобрали 80 сильных абитуриентов, каждый из которых не просто поступил в университет на бюджетное место, но еще и заключил прямой договор о целевом обучении с одним из предприятий «Росатома». Этот подход можно назвать «штучной работой» – приходилось убеждать собственные предприятия, что им это будет крайне полезно. И дело сдвинулось с мертвой точки – сегодня по целевому набору «Росатома» учатся молодые люди из 33 городов и сел нашей страны. В эту работу вовлечено порядка 20 предприятий, входящих в контур управления ГК «Росатом». В рамках участия в государственной программе подготовки кадров для оборонно¬промышленного комплекса мы отбираем сегодня еще 45 студентов­старшекурсников МГСУ, которые через год­два придут работать на 7 ведущих предприятий ядерно-­оружейного комплекса «Росатома». Это и легендарный «Маяк», и «Электрохимприбор», и Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, и ФГУП «Приборостроительный завод» ГК «Росатом», и знаменитая фирма «Элерон».

Студенты­целевики будут вовлечены в масштабные инновационные проекты атомной отрасли и в дальнейшем смогут эффективно работать на предприятиях «Росатома», воплощая в жизнь амбициозные планы. При этом у них будет возможность общаться с топ­менеджерами отраслевых компаний – планируется, что у каждого из молодых людей будет свой куратор. Предприятия «Росатома», в свою очередь, будут поддерживать своих целевиков: организовывать для них производственную практику, выплачивать дополнительные стипендии.

Таким образом, сегодня возрождаются забытые славные традиции Министерства среднего машиностроения СССР, касающиеся набора и обучения подрастающей смены и преемственности поколений. Примечательно в этой связи, что сотрудничество атомной отрасли с МГСУ, бывшим МИСИ, продолжается уже более пятидесяти лет. Кафедра строительства ядерных установок (СЯУ) была основана в МИСИ более полувека назад. Основал и успешно руководил ею в течение семнадцати лет выдающийся ученый и политический деятель А.Н. Комаровский, который по праву является одним из создателей стройкомплекса атомной отрасли. Таким образом, преемственность поколений будет способствовать притоку молодых специалистов, вооруженных последними научными знаниями, на предприятия «Росатома». Мы рассчитываем, что девиз «Росатом» – корпорация знаний» станет и девизом наших студентов­целевиков. В следующем году планируется увеличить количество студентов, принимаемых по целевому набору в МГСУ: если в 2014 году было принято 80 человек, то в следующем их должно быть уже 100.

– Вы являетесь председателем комитета по инжинирингу, созданного в структуре Российского союза строителей. Какие положения, по вашему мнению, должны найти отражение в проекте закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в Российской Федерации»? Каковы ваши пожелания разработчикам этого документа?

– Напомню, что 23 мая 2013 года Правительством РФ было дано поручение о создании «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Это активизировало профильную работу в России.

Были созданы совет по инжинирингу и промышленному дизайну при Министерстве промышленности и торговли РФ. В январе 2014 года создана Временная комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам развития законодательства России об инженерной и инжиниринговой деятельности. Активно работают и структуры по развитию инжиниринга в машиностроении, которые уже вышли на обсуждение специального закона об инжиниринговой деятельности.

Весной 2014 года в структуре Российского союза строителей был создан комитет по инжинирингу. В него вошли компетентные, высокообразованные специалисты. Убежден, сегодня необходимо объединить усилия специалистов инвестиционно-­строительного инжиниринга, ориентируясь на соответствующие потребности современных компаний.

Таким образом, в настоящее время ведется активная работа по подготовке проекта федерального закона «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в Российской Федерации». Этот законопроект обсуждается на многих площадках. Именно на стадии обсуждения проекта закона важно определиться с дефинициями в этой области, чтобы избежать разночтений в трактовке понятий в дальнейшем. Выработка понятийного аппарата поможет специалистам найти общие темы для взаимодействия и выработать эффективную стратегию инжиниринга. Убежден, что развитие инжиниринга в России будет способствовать развитию экономики в целом и повышению конкурентоспособности страны на мировой арене.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграция образования, науки и производства в КузГТУ
Бизнес заинтересован в реформировании образования
Кадры под ключ? Это реально!
Дополнительное образование взрослых
В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?
Ключевые проблемы профессионального образования
Дайджест № 117 «Аккредитация в образовании»
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Лекарство от плагиата
Новая «платформа» транспортного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ