Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Приемная кампания - 2013: получить хорошее образование или профессию?

Как правильно спроектировать свою профессиональную и образовательную траекторию? На что обращать внимание при выборе вуза и образовательной программы? Какие профессии будут востребованы на рынке труда в обозримом будущем? Наконец, где почерпнуть всю необходимую для этого информацию? Этой теме была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в мультимедийном центре РИА Новости (г. Москва).

Просмотров: 2349

Как правильно спроектировать свою профессиональную и образовательную траекторию? На что обращать внимание при выборе вуза и образовательной программы? Какие профессии будут востребованы на рынке труда в обозримом будущем? Наконец, где почерпнуть всю необходимую для этого информацию? Этой теме была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 15 марта в мультимедийном центре РИА Новости (г. Москва).

Встреча перед стартом

Пресс-конференцию открыла заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости, один из руководителей проекта РИА Новости «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

– Сегодня, накануне очередной приемной кампании¬2013, мы получаем массу подобных вопросов от наших читателей – молодых людей и их родителей.

В качестве экспертов на встречу с журналистами ведущих российских изданий были приглашены вице-президент РАО Виктор Болотов, заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимир Наводнов и старший аналитик рекрутингового портала «Superjob.ru» Дарья Шурыгина.

Простой «непростой вопрос»

Так по каким критериям абитуриенту выбирать вуз? Не стоит сразу же усложнять свой выбор множеством детализирующих вопросов, лучше поставить для начала два главных и в первую очередь найти ответы на них. О каких вопросах речь?

– Прежде всего нужно четко определиться, а что вы хотите получить на «выходе» из вуза: хорошее образование или профессию? – прокомментировал Виктор Болотов. – Быстро меняющийся рынок труда показывает, что важнее все-таки образование. Поэтому я бы рекомендовал абитуриентам выбирать вуз, где дают хорошее высшее образование – это первое. Второе – необходимо изучить рынок труда и ответить себе на следующий вопрос: а какие конкретные позиции вы сможете занять после окончания высшего учебного заведения?

Понятно, что каждая из этих двух задачек сама по себе может показаться сложной. Однако в данном случае само профессиональное сообщество уже позаботилось, чтобы помочь современным абитуриентам с ними справиться. Итак, где дают хорошее высшее образование? Безусловно, подспорьем для поиска ответа могут выступить и многочисленные рейтинги, и масса других информационных источников (в том числе социальные сети).

«Компетентный абитуриент»

Впрочем, меняется не только информационная открытость вузов. Меняются и требования самих абитуриентов – активно растет «класс», который можно условно назвать «компетентными абитуриентами». Они понимают, что нужно выбирать уже не столько «вуз в целом», сколько конкретную образовательную программу.

– Рейтинги вузов, конечно, выполняют определенную роль в качестве полезного информационного источника, – подтвердил В. Болотов, – но они не дают полной картины качества образования. Такую картину может дать только анализ качества конкретных образовательных программ. И даже в вузах, которые не на слуху, могут быть две-три уникальные программы, которые дают именно качественное образование.

Подтверждением этой новой в среде абитуриентов тенденции служит растущая востребованность справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России», третий год выпускаемого Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации и журналом «Аккредитация в образовании».

– На сегодняшний день российскими вузами реализуется около 37 тыс. образовательных программ, и выбрать нужную качественную программу – действительно серьезная задача, – отметил Владимир Наводнов, представляя справочник участникам пресс-конференции. – Результаты общественной экспертизы несколько удивили и нас самих: в разряд лучших программ попали лишь 7 процентов от общего количества. И если две-три программы одного вуза вошли в число лучших, то это для высшего учебного заведения очень неплохой показатель. А далее программы, вошедшие в число лучших, получают право пройти процедуру общественно-профессиональной аккредитации, которую осуществляет Нацаккредцентр.

Как и ожидалось, наибольшее число программ – лидеров экспертной оценки сконцентрировано в крупных известных московских и санкт-петербургских вузах. Но в ходе экспертизы выявилась и другая позиция, о которой упомянул В. Болотов: в числе лучших целый ряд программ вузов, не обладающих большой известностью или отмеченных брендом.

Конечно, для абитуриентов, по разным причинам не намеренных «брать бастионы» ведущих столичных вузов, но желающих выбрать самую лучшую, качественную программу, например, по математике или химии в вузах своего региона, информация о таких программах просто бесценна. Поэтому составители справочника для наибольшего удобства пользователей проводят оценивание программ в двух разрезах: и по профилю подготовки, и по регионам.

Кстати, востребованность подобной информации растет не только среди «конечных потребителей». Все большую заинтересованность участия в оценивании образовательных программ проявляет профессиональное сообщество. И если в первый год проекта в нем приняла участие тысяча экспертов, то в этом году их насчитывалось уже 4 тысячи. А это немало даже для России. Кстати, результаты известных международных университетских рейтингов – например, того же «Таймс», – строятся не только на формальных количественных показателях, комплексная оценка вуза на 30¬50 процентов складывается именно на основании экспертного мнения. И хоть в нашей стране культура экспертного оценивания очень молода, составители справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России» пошли именно по этому, общепринятому в международном экспертном сообществе пути (подробнее о принципах и технологии реализации проекта см. статью «Программное заявление» в «АО», №51, ноябрь, 2011).

Ноу-хау рынка труда

Интересно, что информация, полученная в ходе проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», как оказалось, коррелирует и с исследованиями рынка труда, которые проводит одна из крупнейших российских рекрутинговых компаний Superjob. Например, по количеству образовательных программ, названных экспертами лучшими, лидируют программы медицинской подготовки, а на последнем месте оказались вузовские программы по направлению «Социальная работа». А вот какая ситуация наблюдается на рынке труда: по данным Superjob, выпускники с медицинским дипломом  в 2012 году заняли верхние позиции трудоустраиваемости по профилю образования. Сравните, если в среднем по России 60 процентов выпускников не работают по профилю полученного образования, то в данном случае напротив – 75 процентов выпускников с медицинским дипломом продолжают работу в медицинской отрасли. И, увы, на последнем месте по критерию продолжения работы по полученному образованию оказываются выпускники с дипломом социального работника (лишь 8 процентов выпускников идут работать по этой специальности). Тут, конечно, нельзя проводить прямые аналогии и зависимости между качеством образовательной программы и уровнем трудоустраиваемости молодых специалистов. Понятно, что в данном случае столь низкий процент желающих работать по специальности – во многом результат низкой заработной платы в самой отрасли. Однако в дальнейшем это может крайне негативно сказаться даже на качественной вузовской программе – ведь вряд ли непрестижную, малооплачиваемую профессию выберет выпускник школы, имеющий высокие проходные балы ЕГЭ. Отсюда опасность неизбежного снижения качества самой программы (недаром уже сегодня вузовские преподаватели среди наибольших опасностей для качества высшего образования называют именно катастрофически снижающийся уровень знаний абитуриентов).

Одновременно прозвучала и совершенно неожиданная цифра – 40 процентов вакансий для молодых – это вовсе не инженеры, как можно было бы подумать, а вакансии в сфере продаж. Безусловно, для ищущего работу молодого выпускника вуза такая структура спроса является дополнительным фактором, сужающим возможности успешного трудоустройства по полученной специальности. Как отметила Д. Шурыгина, выпускники вузов почти не имеют системных знаний о рынке труда даже в рамках своей специальности. Не знают, что, скажем, IT-компании, производящие софт для промышленных предприятий, часто нуждаются именно в специалистах с техническим дипломом, со знанием технологических циклов той или иной специфики. Подобные примеры можно привести и из других, на первый взгляд «не пересекающихся» отраслей экономики. Дать своим студентам четкое представление, в каких смежных отраслях могут быть востребованы их знания по выходу из вуза, – одна из задач высшей школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Оценка качества образования: точки зрения
Дуальная система образования вводится с 1 сентября
Второе дыхание УМО
Престиж против денег (или в чем сейчас приоритет высшего учебного заведения)?
В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Качество образования зависит не от статуса вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ