Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О вузовской десятине, размере взятки и прочем

Насколько велико желание родителей видеть детей обладателями вузовских дипломов, и готова ли семья ради этого пойти на серьезные материальные затраты? Результаты необычного мониторинга экономики образования приводит в статье «О вузовской десятине, размере взятки и прочем» кандидат экономических наук Е.Б. Галицкий.

Просмотров: 2476
Е.Б. ГАЛИЦКИЙ, начальник лаборатории анализа данных Института фонда «Общественное мнение», кандидат экономических наук, доцент ВШЭ

Деньги на бочку – за сына и дочку!

Опросы семей в рамках мониторинга экономики образования Высшей школы экономики проводятся с 2002 года. До 2008 года они проходили ежегодно, после пятилетнего перерыва были возобновлены, что позволяет понять, какие изменения за это время произошли в представлениях россиян. Опросы охватывают 9 тыс. семей, проживающих в городах и селах всех регионов Российской Федерации, и 3 тыс. московских семей.

Насколько велико желание родителей видеть детей обладателями вузовских дипломов, и готова ли семья ради этого пойти на серьёзные материальные затраты? Доля семей, стремящихся к получению детьми высшего образования, за пять лет по стране в целом снизилась с 88 до 82 процентов, а в Москве осталась на уровне 90 процентов. Расходовать значительные денежные средства ради знаний и документа об окончании вуза согласны в стране уже не 72 процента родителей, а 65, в столице и того меньше – не 67, а 60.

В общероссийском опросе на вопрос «Какую часть дохода ваша семья была бы готова ежемесячно расходовать или уже тратит, чтобы дать детям самое качественное образование?» 23 процента родителей, а пять лет назад – 15 процентов, ответили, что вообще не готовы платить. Но за эти годы выделение «десятины» семейного бюджета на высшее образование стало более устойчивым модальным значением, достигнув 28 процентов по стране в целом и 27 процентов в столице. Рисунок 1 демонстрирует, какая часть населения готова пойти и на большие затраты.

Рисунок 1.

Часть дохода, которую семьи готовы потратить или тратят на получение детьми качественного образования

О вершках и корешках

Интересно, какие требования предъявляются к вузу? При его выборе россияне по-прежнему ценят в первую очередь фактическое образование, а не формальные корочки, и сегодня в 44 процентах случаев предпочли бы вуз, где учиться интересно, но есть риск быть отчисленным без диплома. В 38 процентах случаев семьи определились в пользу высшего учебного заведения, где учиться поскучнее, но диплом гарантирован. Динамика за прошедшие пять лет не слишком обнадёживает: доля российских семей, предпочитающих, чтобы дети выбрали вуз с установкой «зри в корень» и учились с увлечением, но напряженно, снизилась на 4 пункта, а доля желающих «сшибать вершки» в студенческие годы выросла на 7 (рис. 2). Между тем москвичи интересный и трудный для учебы вуз предпочитают охотнее, чем россияне в целом: за учебу детей в таком высказались две трети респондентов, причём с 2008 года их количество возросло на 9 процентов.

Рисунок 2.

Ориентация на интересный или надежный вуз

Выбор жены и вуза нельзя доверять другому

Ответ на вопрос о том, для чего нужен вуз (рис. 3), демонстрирует удивительную стабильность как в стране, так и в столице. Почти три четверти респондентов общероссийского опроса, 74 процента, вновь, как и пять лет назад, указали на возможность получения высокооплачиваемой работы, 43-46 процентов – на востребованность специальности и вероятный успешный карьерный старт, 22 процента видят в перспективе получение интересной творческой работы.

Рисунок 3.

Цели получения высшего образования

Увеличить изображение

Примерно каждая пятая-седьмая семья (рис. 4) готова платить большие деньги за обучение в престижном вузе по востребованной специальности. Отказаться от поступления в элитный вуз, чтобы оставить за собой возможность получения нужной специальности, смогло бы наибольшее число молодых людей, а вот поменять специальность, но не высшее учебное заведение – немногие. Не очень заманчиво и бесплатное обучение в обычном вузе, если будущая профессия недостаточно перспективна. Распределение ответов даёт основание утверждать, что востребованность специальности является на рынке высшего образования более привлекательным атрибутом, нежели бренд вуза как таковой.

Рисунок 4.

Выбор вуза (2012/13 учебный год)

Больше всего денежных средств семьи готовы выложить за обучение в классическом университете, несколько меньше – в гуманитарном или социально-экономическом вузе, почти столько же или чуть меньше – за обучение в техническом или технологическом институте. Ниже всего оценивается семьями высшее педагогическое образование (Рис. 5). В стране в 1,4 раза стало больше студентов технических направлений. В Москве снизилась доля будущих экономистов и менеджеров при незначительном росте удельного веса правовых, математико-информационных, медицинских, естественнонаучных и психологических специальностей (Рис. 6).

Рисунок 5.

Оценки предельно допустимой платы за годовое обучение в вузе, тыс. рублей

Рисунок 6.

Будущие специальности студентов

Кому на Руси учиться легко?

И в стране, и в столице – как сегодня, так и пять лет назад – 46-48 процентов студентов обучаются бесплатно. Количество пользующихся скидками каждого определённого вида также отличается стабильностью.

Студентов, обучающихся бесплатно, по данным последнего общероссийского опроса, несколько больше в семьях с небольшим материальным достатком. В то же время вероятность предоставления скидки по оплате обучения в качестве социальной льготы практически не связана с материальным положением семьи. Скидка за высокую успеваемость чуть чаще даётся студентам из обеспеченных семей. Интересно проследить связь между платностью обучения студента и его оценками в вузе (рис. 7).

Рисунок 7.

Оценка качества освоения студентами учебного материала

Успеваемость студентов, обучающихся бесплатно, как и можно было ожидать, оказалась заметно выше, чем у тех, кто платит за обучение полностью или частично. Это может объясняться более низким уровнем подготовки «платников», а часть из них полагает, что деньги дают моральное право меньше корпеть над учебниками.

Что у вас, ребята, в кошельках?

В заключение несколько слов о проблеме неофициальных платежей при сдаче ЕГЭ, поступлении и обучении в вузах. Чтобы собрать сведения на эту весьма щепетильную тему, респондентов не спрашивали, давали они взятки или нет, а задавали вопросы косвенного характера: слышали ли они от знакомых о случаях такого рода и стали бы платить сами, если понадобится.

Вопросы о мздоимстве при сдаче ЕГЭ задавались родителям старшеклассников. Выяснилось, что слышали о взятках при сдаче ЕГЭ в каждой четвертой семье.

На вопрос о том, согласились бы при случае сами родители дать взятку, чтобы их сын или дочь успешно прошли испытания ЕГЭ, положительный ответ дали 13 процентов респондентов, в том числе у 2 процентов этот вопрос не вызвал колебаний.

Согласно эвристической методике, применявшейся во всех предыдущих опросах в рамках мониторинга, получается, что 5 процентов семей российских старшеклассников при сдаче ЕГЭ реально осуществляли неофициальные платежи. При этом каждый в среднем оценивается в 259 рублей. Учитывая столь незначительную сумму, респонденты, вероятнее всего, имели в виду не взятки, а покупку материалов через интернет. Если принять, что в России в 2013 году через тернии единого госэкзамена прошли 768 тыс. человек, теневой денежный поток при сдаче ЕГЭ можно приблизительно оценить величиной в 10 млн. рублей.

В семьях абитуриентов слышали о случаях взяточничества при поступлении в вузы 38 процентов родителей, причём как в стране в целом, так и в столице. Пять лет назад общероссийский и московский опросы тоже дали удивительно схожие результаты – 59 и 57 процентов соответственно, что в полтора раза выше, чем сейчас. Следовательно, в этой ситуации зафиксирован решительный перелом.

Согласно ответам, при возможности прибегли бы к взятке ради поступления в вуз 13 процентов российских семей, в том числе 2 процента опрошенных дали такой ответ не задумываясь. Исходя из этого, доля российских семей, реально дававших барашка в бумажке за поступление в вуз, оценивается 3 процентами, а средний размер такого подкупа в 4,7 тыс. рублей.

Пять лет назад эта методика оценки приводила к более высоким результатам: доля дававших взятки также составляла 3 процента, но её средний размер оценивался в 32,4 тыс. рублей, что свидетельствует о снижении объёма коррупционных потоков на этой стадии в наши дни почти на порядок. Поскольку в вузы поступило 1298 тыс. человек, в целом он составил 183 млн. рублей.

И, наконец, взятки во время обучения в вузе. О таких случаях слышали от знакомых 35 процентов российских семей, пять лет назад – 43 процента. Судя по ответам на другой вопрос, 4 процента родителей не задумываясь дали бы при случае взятку за особое отношение к их сыну или дочери в вузе, а ещё 17 процентов скорее тоже склонились бы к подобному решению. Пять лет назад таких людей было заметно больше: 9 и 18 процентов соответственно.

Исходя из этого, доля российских семей, реально дававших взятки в ходе учёбы студента в вузе, оценивается в 9 процентов, а средний размер взятки – в 1,2 тыс. рублей.

Пять лет назад аналогичный показатель был в 17 раз выше. Если в стране 6 млн. студентов, общую сумму незаконных поборов сегодня можно оценить в 648 млн. рублей.

Таким образом, в 2012-2013 учебном году суммарный коррупционный поток при сдаче ЕГЭ, поступлении и учёбе в вузе оценивается в 841 млн. рублей, причём львиная доля этой суммы, 77 процентов, приходится на учёбу в высшем учебном заведении.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Место и роль новой модели образования
Целеполагание университетского менеджмента
X Международная российская конференция исследователей высшего образования
Качество образования: чего мы хотим?
Кому на Руси учиться легко?
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Портрет современного студента
СПО: Лед тронулся
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ