Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Портрет современного студента

Когда мы слышим слово «студент», обычно представляем молодого человека, который еще недавно учился в школе, а теперь ходит на лекции и семинары в институт. Действительно, до недавнего времени среднестатистический студент выглядел именно так. Но этот привычный взгляд уже несколько лет как устарел.

Просмотров: 3099

Смотрите, кто к нам пришел

Л.Е. УГОЛЬНОВА, заместитель начальника отдела по работе с данными Института институциональных исследований Высшей школы экономики

Когда мы слышим слово «студент», обычно представляем молодого человека, который еще недавно учился в школе, а теперь ходит на лекции и семинары в институт. Действительно, до недавнего времени среднестатистический студент выглядел именно так. Но этот привычный взгляд уже несколько лет как устарел. Сейчас средний студент стал старше, по утрам он идет не в институт, а на работу, в своем учебном заведении появляется лишь изредка – чтобы сдать зачеты и экзамены, поскольку, и в этом заключается главное изменение, учится заочно.

Основные тенденции

С начала века популярность заочной формы обучения, по сравнению с очной, постоянно растет. Вечернее обучение и экстернат тоже постепенно сдают позиции, но их доля в общем количестве студентов вузов и изначально была невелика – с 7,5 процента в 2000/01 учебном году она упала до 5,4 в 2011/12-м. При этом студенты очных отделений на рубеже веков еще составляли большинство всех обучающихся по программам ВПО – 55,4 процента, в 2005/06 учебном году их доля снизилась до 49,7 процента, а уже в 2008/09 году очная форма уступила лидерство заочной – 46 процентов против 47,1.

Темпы роста популярности заочного образования впечатляют: стартовав с отметки 37,3 процента в начале миллениума, доля этой формы обучения постоянно росла, в 2010/11 учебном году перевалив за половину и составив 50,5 процента. Теперь студенты, получающие высшее образование заочно, составляют большинство.

Стоит отметить, что этот перелом произошел в первую очередь благодаря негосударственным вузам. В государственных и муниципальных учебных заведениях доли очного и заочного образования также почти сравнялись, однако очное образование пока на первом месте и, возможно, еще продержится пару лет. А вот в негосударственных вузах картина принципиально иная: заочная форма обучения там преобладает давно, доля её растет довольно быстро, и к 2011/12 учебному году она достигла 77,5 процента, причем на долю очного образования приходилось всего 15,5 процента. Теперь негосударственное высшее образование – это в первую очередь заочное образование.

Статистика заочного образования

Разумеется, заочники отличаются от студентов-очников, про которых нам известно немало. Мы знаем, когда очники окончили школу (как правило, в том же году, в котором поступили в вуз), представляем, сколько им лет (это довольно просто посчитать), догадываемся об их семейном положении (обычно у них нет ни супруга, ни детей) и так далее.

По этим характеристикам студенты очных отделений очень похожи друг на друга. Что касается студентов заочных отделений, о них нам известно гораздо меньше. При этом очевидно, что эта группа менее однородна.

Статистика позволяет узнать, что студенты заочной формы обучения, как правило, старше очников. Более 80 процентов всех студентов-очников имеют возраст от 18 до 22 лет. На заочных отделениях наиболее распространенный возраст – от 20 до 24 лет, и эта категория составляет не более половины всех студентов, остальные в основном старше, и среди них представлены все возрастные группы. Что касается гендерного соотношения, тут различия не столь значительны, как можно было бы ожидать с учетом факта, что при заочном обучении нет возможности получить отсрочку от службы в армии. На всех формах обучения женщин учится больше, чем мужчин, но разница между очниками и заочниками невелика: например, в 2010/11 учебном году женщины составляли 54 и 60 процентов студентов на очных и заочных отделениях соответственно.

Популярность заочной формы образования сильно различается в зависимости от направления подготовки. Выше всего доля заочников среди студентов самых массовых специальностей – «Экономика и управление», «Гуманитарные науки». Велика она и на специальностях «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Социальные науки», «Образование и педагогика».

Личные особенности студентов-заочников

Более детально, по сравнению с данными статистики, изучить различия очных и заочных студентов позволяют социологические опросы, в частности, опросы в рамках проекта по мониторингу экономики образования Высшей школы экономики.

Кроме возраста, у студентов очной и заочной форм обучения существенны различия и в семейном положении. Примерно треть заочников состоит в браке и имеет детей, тогда как доля семейных студентов-очников незначительна. Разумеется, это в основном объясняется возрастным фактором, однако даже среди ровесников на очных и заочных отделениях наблюдаются заметные различия в семейном положении.

Обучаясь заочно, 40 процентов студентов проживают не в том городе, где находится их вуз.

Что касается образовательного бэкграунда заочников, то результаты опроса показали, что они в среднем хуже успевали в школе: лишь треть из них училась только на «четверки» и «пятерки», а среди очников таких больше половины. Окончили в основном обычные классы в обычных школах, в то время как примерно половина очников обучалась в гимназиях, лицеях или спецшколах, либо в специализированных классах обычных школ. При этом более трети заочников до поступления в вуз успели получить начальное или среднее профессиональное образование, а среди студентов очных отделений таких крайне мало. Помимо этого, у многих заочников до поступления в вуз был длительный перерыв в учебе: около 40 процентов студентов окончили последнее учебное заведение не менее чем за три года до поступления в вуз, в том числе у 22 процентов этот период составил не менее семи лет. Подавляющее большинство респондентов в течение этого периода работало.

Работа и выбор вуза

Среди студентов заочной формы обучения подавляющее большинство (74 процента) имеет постоянную работу, большая часть остальных работают временно или имеют разовые заработки, и лишь 10 процентов не работают вообще. Многие студенты очных отделений тоже работают во время обучения в вузе – таких чуть больше половины, – однако они редко имеют постоянную работу, обычно это временная работа или разовые заработки. Как правило, заочники свои отношения с работодателями оформляют официально, об этом заявили 80 процентов опрошенных, а среди работающих студентов-очников таких лишь около половины.

Именно наличие работы студенты-заочники чаще всего называли основной причиной, побудившей их выбрать именно эту форму обучения. Многие (15 процентов) объяснили свой выбор тем, что не смогли поступить на очное отделение или заранее решили, что не смогут. Почти 12 процентов респондентов признали, что им нужен только диплом, и поэтому не важно, учиться очно или заочно. При выборе вуза студенты очных и заочных отделений руководствовались разными критериями: для заочников в первую очередь значимо наличие в вузе соответствующей формы обучения и возможности совмещать учебу с другими видами деятельности, тогда как студенты очной формы ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии и высокую репутацию вуза. Это косвенно подтверждает предположение, что для студентов заочных отделений более важен сам факт получения высшего образования, то есть диплом.

Поскольку заочную форму обучения обычно выбирают люди с определенным профессиональным опытом, причем довольно часто продолжительным, можно было бы ожидать, что специальность, которую они получают в вузе, будет связана со сферой их деятельности, ведь они делают выбор, имея гораздо больше информации о своих карьерных возможностях и планах, чем студенты-очники. Однако данные опроса показали, что как на очных, так и на заочных отделениях менее чем у половины работающих студентов работа связана с получаемой специальностью, хотя работающих по специальности среди заочников действительно больше – 47 процентов против 38.

Диплом и трудоустройство

При всех различиях в образовательных и трудовых траекториях студенты очных и заочных отделений удивительно единодушны в оценке вероятности того, что они впоследствии будут работать по той специальности, которую получают в вузе. Этого ожидает чуть более половины студентов, еще около трети не исключает такой возможности, а остальные не думают, что будут работать по специальности, либо затруднились с ответом. Так что ни имеющийся опыт работы, ни больший жизненный опыт не помогают выбрать направление образования, более подходящее для будущей профессиональной деятельности. Впрочем, возможно, этот опыт как раз и говорит о том, что для будущей карьеры важнее именно диплом, а не знания, полученные в вузе.

Частично прояснить этот вопрос позволяют данные опросов руководителей предприятий и организаций. Работодатели невысоко оценивают уровень знаний нынешних выпускников: они считают, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном обучении на рабочем месте, и обычно готовы их обучать. Таким образом, в большинстве своем работодатели изначально не возлагают больших ожиданий на знания, полученные в вузе, что подтверждает рациональность выбора более легких способов получения документа о высшем образовании.

Опрос показал, что при трудоустройстве у выпускников очных отделений есть некоторое преимущество. Половина работодателей утверждает, что при приеме на работу специалиста с высшим образованием они не предполагают делать различий между формами обучения, однако почти такое же количество респондентов считает предпочтительным очное образование. Больше всего к этому склоняются руководители предприятий и организаций сферы деловых услуг (53 процента), а меньше всего – работодатели сферы торговли (41 процент). Следовательно, очники в среднем в половине случаев будут иметь преимущество при трудоустройстве. Однако это касается лишь ситуации «при прочих равных», которая обычно не возникает, поскольку преимущество очников нивелируется большим опытом работы заочников, что является весьма значимым фактором при найме.

Тем не менее факт, что каждый второй работодатель отдаст предпочтение выпускнику очного отделения, говорит, что качество заочного образования зачастую считается более низким. Следовательно, мнение, что заочное обучение сейчас – это в первую очередь более простой способ получения диплома, похоже, не лишено оснований. Вместе с тем нельзя не отметить, что для значительной части людей (взрослых, семейных, вынужденных работать сразу после школы) это практически единственный способ преодолеть образовательный ценз, зачастую устанавливаемый работодателями, и добиться карьерного роста.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: исследования, ВПО, НИУ ВШЭ, тенденции, ао-66

Похожие материалы:
К вопросу об исследовательской компоненте качества вуза
О вузовской десятине, размере взятки и прочем
ДПО в России: факты, цифры, тенденции
Дуальная система образования вводится с 1 сентября
Кому на Руси учиться легко?
Тенденции непрерывного образования
В жестких рамках гранта. Молодые ученые о времени и о себе
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
СПО: Лед тронулся

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ