Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В жестких рамках гранта. Молодые ученые о времени и о себе

О том, как сегодня выстраивается система поддержки и поощрения талантливых молодых исследователей, как им живется в своем регионе, беседа корреспондента «АО» с председателем Совета молодых ученых и специалистов Чувашской Республики Татьяной МИХАЙЛОВОЙ и ее заместителем, руководителем инновационно-внедренческого центра Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Алексеем ЕРЁМКИНЫМ.

Просмотров: 1617
МИХАЙЛОВА Татьяна Викторовна – заместитель декана факультета экономики и управления Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат педагогических наук. Лауреат премии
Президента РФ по поддержке талантливой молодежи (2006), дважды лауреат специальной стипендии президента республики для представителей молодежи и студентов «За особую творческую устремленность» (2007, 2011), лауреат государственной молодежной премии Чувашской Республики в номинации «Образование, воспитание и молодежная политика» (2008), абсолютный победитель II Всероссийской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» (2008, г. Санкт-Петербург).
ЕРЁМКИН Алексей Владимирович – доцент кафедры органической и фармацевтической химии и заместитель декана химико-фармацевтического факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, руководитель центра коллективного пользования в области нанотехнологий и председатель совета молодых ученых университета, кандидат химических наук.

В последнее время отношение к научной молодежи в России начало изменяться в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют и заявление Президента РФ Владимира Путина о необходимости разработать отдельную жилищную программу для молодых ученых и преподавателей, и поддержанная главой страны идея создания всероссийской ассоциации студенческих научных обществ.

О том, как сегодня выстраивается система поддержки и поощрения талантливых молодых исследователей, как им живется в своем регионе, беседа корреспондента «АО» с председателем Совета молодых ученых и специалистов Чувашской Республики Татьяной МИХАЙЛОВОЙ и ее заместителем, руководителем инновационно-внедренческого центра Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Алексеем ЕРЁМКИНЫМ.

И числом, и качеством

МИХАЙЛОВА Т.В.: Существующая в республике система поддержки научной молодежи представлена государственными премиями и стипендиями, профессиональными конкурсами, паритетным финансированием грантовой деятельности, профессиональными молодежными ассоциациями.

КОРР.: Наслышаны, что в прошлом году получили одобрение пятнадцать инновационных проектов?

МИХАЙЛОВА Т.В.: Это так. Ежегодно проводится более 200 научных мероприятий. Главные из них – три республиканских конкурса: научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов – «Наука ХХI века», а также «Аспирант года», «Лучший молодой ученый Чувашской Республики». Молодые преподаватели вузов участвуют в фестивале «Открытая лекция». Стало традицией проводить фотоконкурс «Наука в объективе», республиканский фестиваль научно-технического творчества молодежи «НТТМ – Чувашия», межрегиональный молодежный образовательный форум «МолГород».

КОРР.: А в масштабах России?

МИХАЙЛОВА Т.В.: Чувашия выступает одной из сторон в паритетном финансировании научных проектовпобедителей конкурсов Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований. В 2012 году поддержан 41 исследовательский проект на сумму 7300 тыс. рублей (из них средств республиканского бюджета – 1248,9 тыс. рублей). Успешно функционирует региональный филиал Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), который является центром реализации специализированных программ («У.М.Н.И.К.», «СТАРТ» и другие.).

КОРР.: Много ли идей у молодой научной элиты Чувашии?

ЕРЁМКИН А.В.: В республике сформирован банк научных исследований, который включает наименования более 400 разработок и идей студентов, аспирантов, молодых ученых. Для возможного проведения совместной научной работы предприятиями и учреждениями высшего профессионального образования составлен «Портфель заказов» – список научно-технических задач.

КОРР.: Понятно, что совет, который вы возглавляете, является координирующим органом. А кто еще печется об интересе ученых?

МИХАЙЛОВА Т.В.: Представлением интересов ученых, инициированием проектов в области науки занимаются различные профессиональные объединения: советы молодых ученых и специалистов вузов, предприятий республики, общественные структуры (региональное отделение Российского союза молодых ученых, Ассоциация молодых физиков Чувашии). Наш совет является коллегиальным органом при министерстве образования и молодежной политики республики. По его инициативе создан и поддерживается единый информационный Интернет-портал молодых ученых и специалистов региона (www.smus21.ru). На Интернет-ресурсе представлена актуальная информация, полезные ссылки. Портал предоставляет возможность принять участие в обсуждениях, опросах, подать on-line заявки на различные мероприятия.

Визовая проблема - камень преткновения

По данным доклада Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы» в настоящее время в стране работает более 135 тыс. молодых исследователей. В Чувашии насчитывается около 350 молодых кандидатов наук (до тридцати пяти лет включительно) и 14 молодых докторов наук (до сорока лет включительно). В основном все они трудятся в области фундаментальной науки.

КОРР.: Выехать за границу из провинции – проблема? Есть ли у молодых ученых возможность проходить стажировку за рубежом, принимать участие в международных конференциях?

МИХАЙЛОВА Т.В.: В международных конференциях, организованных на территории России – да, но в основном за счет собственной грантовой деятельности. Стажировки за рубежом среди молодежи носят, конечно, единичный характер, поскольку наибольшую ценность в плане научного обмена имеют всё-таки связи достаточно авторитетных исследователей.

ЕРЁМКИН А.В.: Сегодня существует ряд проблем, ограничивающих выезд молодого ученого за границу. Одна из них – усложнение процедуры экспортного контроля. Напомню, экспортным контролем называется проверка на содержание в материалах технологий военного или двойного назначения, которая распространяется, в том числе, на гуманитарные науки. Экспортный контроль на практике представляет собой длительный многоэтапный процесс сбора экспертных заключений.

Следующий камень преткновения для выезда – визовая проблема. Для некоторых научных специальностей процесс оформления визы излишне длителен. Например, виза специалистов-химиков для въезда в США готовится в течение одного-полутора месяцев. А письмо-приглашение на конференцию приходит в лучшем случае за месяц до ее проведения. Хотя в последнее время визовая система значительно облегчается.

В поисках источников финансирования

КОРР.: Чего не хватает, на ваш взгляд, молодежи для профессионального роста? Что мешает продвижению вперед: обычные человеческие проблемы – где жить, что есть и где работать?.. Решаются ли проблемы региональными властями?

МИХАЙЛОВА Т.В.: Безусловно, устроенный быт – это одно из условий эффективной работы любого профессионала. Должны ли органы государственной власти заниматься решением этой проблемы? В июле 2013 года в Екатеринбурге Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что задача конкретного университета – найти деньги, изыскать какую-то схему, предоставить своим молодым ученым жилье. Цитирую дословно: «Поэтому создавать единую государственную программу не очень полезно, но то, что такие проекты могут быть реализованы в отдельных городах или муниципалитетах, где высокая концентрация научной жизни, это правильно. Но, прежде всего, об этом должны заботиться сами научные центры».

Отрадно, что в республике предпринимаются определенные шаги в решении жилищной проблемы. В сентябре текущего года по решению ученого совета Чувашского госуниверситета 30 служебных квартир в 73-квартирном реконструированном здании обрели своих хозяев. Ученые, работающие много лет на благо развития университета, молодые преподаватели, сотрудники и студенческие семьи будут теперь жить в комфортных условиях.

Сегодня деятели науки оказались зависимыми от знания рыночных законов, коммерческих механизмов. Для проведения качественных исследований мы ищем источники финансирования, участвуем в грантах. Грант – это, в первую очередь, жесткие по индикаторам и времени договорные обязательства, требующие работы целой команды: научного коллектива, бухгалтера, юриста, менеджера. Знание экономических, законотворческих основ, умение образовывать коллективы, состоящие из разных специалистов, являются, на мой взгляд, недостающими элементами для полноценного профессионального развития ученого.

КОРР.: Какие изъяны вы видите в подготовке научно-педагогических кадров? Оправдались ли надежды, связанные с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы? Известно, что в рамках ФЦП предполагалось финансирование научно-образовательных центров и небольших исследовательских групп под руководством докторов и кандидатов наук с обязательным участием в них молодых ученых, аспирантов и студентов (как минимум один молодой кандидат, по два аспиранта и студента). Как все это происходило и происходит в реальной жизни?

В Чувашии ежегодно присуждаются государственные молодежные премии по четырем номинациям. Сумма разовых выплат лауреатам составляет 50 тыс. рублей. В 2014 году количество премий увеличится до 8. Учреждены 2 государственные премии в области науки и техники, денежный размер выплат – 75 тыс. рублей. Назначаются специальные стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность.

Стипендий из года в год удостаиваются 1000 юношей и девушек. В течение календарного года стипендиат ежемесячно получает 1830 рублей. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» учреждены премии для поддержки талантливой молодежи: по 60 и 30 тыс. рублей – в зависимости от результата участия и уровня олимпиады, конкурса.

ЕРЁМКИН А.В.: Если говорить о подготовке научно-педагогических кадров вообще, то, к сожалению, в стране не сохранилась система поддержки начинающих молодых специалистов – то, что раньше называлось «подъемными средствами». Конечно, молодые ученые активно проводят исследования за счет грантовых средств. Но для победы в острой конкурентной борьбе за грант необходим, в том числе, научный задел. Аспирант же ведет научные исследования во многом за счет собственных денежных вливаний, используя в качестве материалов остатки от учебного процесса или научной работы крупных ученых-коллег. Результативность такой работы невелика.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013) стала большим подспорьем в деятельности научных коллективов. Финансовая поддержка и внимание государства позволили закрепить молодых ученых в вузе. Важное условие программы – возможность победы в грантовом конкурсе за счет снижения цены. В регионах запросы молодых ученых значительно ниже, чем в центре. Поэтому наши молодые ученые могли побеждать при прочих равных показателях за счет снижения цены.

Сейчас в подобной федеральной целевой программе на 2014-2020 годы эта возможность устранена.

Переживают те, кто должен защищаться

КОРР.: Опасаются ли в республике сокращения числа диссертационных советов? Как, по-вашему, необходимо бороться с плагиатом?

ЕРЁМКИН А.В.: В республике функционируют 11 советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Обучение в аспирантуре осуществляется в четырех вузах.

Сокращение числа диссертационных советов, безусловно, вызывает опасения. Во-первых, переживают сами вузы. Потеря советов – это снижение определенных показателей. Количество советов при вузе является одним из критериев оценки его деятельности при аккредитации. Некоторые вузы находят выход из ситуации, создавая объединенные советы: например, на стадии организации диссертационный совет по экономическим наукам, формирующийся совместно Чувашским государственным университетом и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Во-вторых, переживают те, кто должен защищаться. В некоторых случаях при выходе на защиту может сыграть решающую роль заниженная самооценка собственных сил, страх перед совершенно незнакомым экспертным сообществом.

Несмотря на всё это, тенденция, в общем-то, правильная. Последствием сокращения числа советов станет повышение качества диссертаций. Будем надеяться, нововведение не приведет к увеличению коррупционноемкости созданных структур (подобно формированию и деятельности монополий).

Если говорить о борьбе с плагиатом, то полезным примером может служить организация работы высокорейтинговых зарубежных изданий. Написанная и отправленная в редакцию статья попадает в поле экспертов (большого числа узких специалистов). Их мнение становится решающим. Эксперты охотно знакомятся с результатами исследований, так как статья содержит передовую информацию в интересующей их области. При обнаружении плагиата в журнале, ответственность несет его редакция. В принципе подобная система воспроизводится сегодня и при защите диссертаций: наличие малых узкоспециализированных советов при большом, ответственность
членов совета, вуза, возможность свободного доступа к диссертации путем размещения в сети Интернет.

Что касается проекта «Антиплагиат», это как один из этапов контроля, имеющий право на существование. Система имеет ряд недостатков, один из которых – самоцитирование. Приведение собственного, но уже опубликованного материала механизм выдаст в качестве плагиата.

В науке нет места холодному расчету

КОРР.: Какова роль вузовской науки в формировании молодого ученого? Не отнимает ли у него преподавательская работа время и силы, которые могли бы быть потрачены на активную научную деятельность?

МИХАЙЛОВА Т.В.: В нашем регионе наука в основном вузовская. В Чувашии отсутствуют крупные научно-исследовательские центры: институты РАН, отраслевые научно-исследовательские институты, кроме Всероссийского научно-исследовательского института релестроения (ВНИИР). Большинство молодых ученых, будучи аспирантами, начинают преподавать. Преподавание – это двусторонний процесс: молодой ученый, преподаватель передает актуальные знания, в то же время формирует из числа наиболее активных студентов научный коллектив, развивает управленческие умения.

ЕРЁМКИН А.В.: Конечно, идеальным является вариант, когда вузовская наука подкрепляется академической. Положительным примером в нашем регионе служит кластерная работа ВНИИР, специализированных факультетов Чувашского госуниверситета, предприятий «ЭКРА», «ЭЛАРА». Такой консорциум позволил республике стать лидером в области релестроения не только в России, но и мире.

КОРР.: Расскажите о своей научной карьере. Как вам удается совмещать общественную деятельность с научной?

МИХАЙЛОВА Т.В.: Сложно назвать работу в области науки карьерой. В науке нет места холодному расчету. Без собственного интереса, характера получить действительно качественный результат невозможно. Сегодня приходится сочетать разные виды деятельности, помимо научной: административную, преподавательскую, общественную. Найти выход из ситуации помогает умение логически связывать всё воедино. Теоретической подпоркой административной работы являются читаемые дисциплины для специалистов-менеджеров, научная работа тесно слилась с общественной. Формирование профессиональной позиции молодых ученых и специалистов республики стало продолжением проблемы кандидатской диссертации, темой гранта Президента РФ для поддержки молодых российских ученых кандидатов наук1.

ЕРЁМКИН А.В.: Общественная, в том числе экспертная деятельность интересны сами по себе. За рубежом, например, ты не будешь считаться профессионалом, если не являешься экспертом. Причем на безвозмездной основе. Участие в общественной жизни региона, в совете молодых ученых и специалистов республики расширяет кругозор, дает возможность влиять на происходящие события, позволяет увидеть уровень профессионального развития сверстников, оценить собственный.

  1. Грант Президента РФ, проект № МК-3790.2012.6.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Лучшие из лучших. Молодые ученые Чувашии
Ветер перемен в инфраструктуре образования
Бизнес заинтересован в реформировании образования
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
В России трудно быть молодым ученым
Портрет современного студента
Гражданско-патриотическое воспитание через профессию
Зворыкинский проект: мода на инновации
Молодежь устойчивого будущего
Московский колледж – возможности и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ