Гражданско-патриотическое воспитание через профессиюОсобую роль в процессе подготовки высококвалифицированных кадров в Уральской архитектурно-художественной академии (г. Екатеринбург) играет системная работа с талантливой молодежью. О ее содержании и значимых итогах рассказывает ректор УралГАХА Сергей ПОСТНИКОВ. Просмотров: 175
Особую роль в процессе подготовки высококвалифицированных кадров в Уральской государственной архитектурно-художественной академии (г. Екатеринбург) играет системная работа с талантливой молодежью. О ее содержании и значимых итогах рассказывает ректор УралГАХА, доктор исторических наук, профессор Сергей ПОСТНИКОВ.
РАБОТА с талантливой молодежью в УралГАХА включает четыре направления, что позволяет охватить одаренных учащихся на довузовском этапе подготовки, студентов – в вузе, молодежь – в системе послевузовского образования и уделить особое внимание трудоустройству выпускников. В системе довузовской подготовки большую роль в выявлении школьников, имеющих особые природные способности, играют олимпиады и конкурсы различного уровня, организуемые факультетом довузовской подготовки. С 1971 года в академии работает уникальная, единственная в России школа архитектурно-художественного творчества (ШАХТ). Задачами работы со студентами в вузе являются выявление и отбор талантливых личностей, создание условий для развития их творческого потенциала. Опыт показывает, такие учащиеся делают выбор в пользу профессионально-самореализационной модели обучения и, следовательно, нуждаются в создании индивидуальных условий для занятий. В полной мере этим запросам отвечает работа в творческих мастерских УралГАХА. Успешному развитию творческого потенциала способствует участие студентов в научных конференциях, конкурсах, в том числе международного уровня, а также индивидуальная работа с научными руководителями. Необходимо отметить, что образованная в 2014 году студенческая комиссия по качеству позволяет вовлекать в процесс управления вузом студентов, обладающих социальной одаренностью.
УРАЛЬСКАЯ государственная архитектурно-художественная академия в 2014 году успешно осуществила два значимых проекта, получив частичное финансирование как один из победителей конкурса программ развития деятельности студенческих объединений, организованного Минобрнауки РФ. Проекты осуществлялись в рамках направлений «Патриотическое воспитание» и «Наука и инновации». Важно подчеркнуть, что реализация стала возможной в условиях активной работы студенческого самоуправления академии. Проект с говорящим за себя названием «Создавая, сохраним» – это экскурсионно-исследовательская программа, осуществленная силами студентов под руководством преподавателей. В рамках программы выполнены описание, зарисовка, фотографирование ряда архитектурных памятников разной степени сохранности на территории Свердловской области (в Алапаевском районе, Нижнем Тагиле и других), оформлена Трудно переоценить педагогические результаты реализованного проекта. Налицо значимый воспитательный эффект, выразившийся в активном, эмоционально окрашенном приобщении обучающихся к истории и культуре родного края, а также углубление профессиональной подготовки студентов – участников проекта. Нельзя не учитывать и важность социальных итогов проекта: привлечено общественное внимание к проблемам сохранения и использования памятников архитектуры. Кроме того, общественность, местные администрации, предполагаемые инвесторы ознакомились с профессиональными творческими возможностями студентов академии.
Другой проект – «Знаки памяти» – базировался на проведении среди студентов УралГАХА конкурса на разработку эскизных проектов мемориальных объектов (скульптура, малые архитектурные формы), посвященных значимым персонам, событиям и явлениям, установление которых возможно в малых городах и других населенных пунктах Свердловской области. Лучшие работы были представлены на итоговой выставке и в альбоме, их презентация прошла с участием представителей органов государственной власти и общественных организаций. К значимым итогам, несомненно, можно отнести следующие: многочисленные участники конкурса ознакомились с ранее не известными им интересными фактами истории, историческими личностями и природными объектами Свердловской области. Тематика конкурса побудила молодых людей творчески осмыслить новую информацию, расширить и углубить свою профессиональную компетентность. В то же время общественность получила представление о возможностях учащихся академии по проектированию малобюджетных мемориальных объектов, способных украсить малые населенные пункты области, содействуя при этом воспитанию патриотических чувств местных жителей и привлечению туристов. Администрация и студенческий актив УралГАХА намерены продолжить работу над обозначенными общественно значимыми проектами, придав им межвузовский статус. К осуществлению планируется привлечь и студентов других вузов, получающих образование в области истории, журналистики, организации туризма. Обретя статус межвузовских, проекты «Создавая, сохраним» и «Знаки памяти» получат не только больший масштаб, но и серьезный общественный резонанс. Без сомнения, коллективная работа по реализации проектов способствует углублению профессиональных, творческих и научных компетенций, а также укреплению патриотических чувств и активной гражданской позиции студентовучастников.
ТРАДИЦИОННЫМИ и эффективными средствами выявления талантливой молодежи в академии являются творческие конкурсы. Один из самых известных – международный фестиваль студенческого творчества «Архиперспектива», проводимый с 2006 года под эгидой УралГАХА и Российской академии художеств. Ежегодно конкурс становится событием всероссийского масштаба не только потому, что география его участников очень широка – в 2015 году в юбилейном, десятом фестивале участвовали представители 50 вузов из 20 городов, но и потому, что подобный творческий студенческий конкурс не проводится ни в одном другом регионе страны. «Архиперспектива» – это не только выставка и конкурс, но и традиционно большая и разнообразная программа. В частности, в 2015 году, сразу после церемонии открытия выставки, состоявшейся в здании Музея архитектуры и дизайна – в историческом сердце Екатеринбурга, участники отправились в село Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области, в Музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самой-лова. Экскурсионнотворческая программа продолжилась в Алапаевском доме-музее П.И. Чайковского. Конкурсанты приняли участие в мастер-классах по графике и фотографии, программной акции, предполагающей выполнение экспромтом работ на заданные темы в любой доступной технике в ограниченное время. В этом году были предложены темы «Соль земли» (как дань духовному подвигу энтузиастов – основателей музеев в Нижней Синячихе и Алапаевске), «Посвящение П.И. Чайковскому» и «Я видел Урал». Благодаря «Архиперспективе» сложилось определенное межвузовское творческое пространство, способствующее художественному развитию и социальному становлению личности его участников, выявлению одаренных студентов как из профильных, так и непрофильных вузов. Что касается работы с талантливой молодежью в системе послевузовского образования, она осуществляется в двух направлениях – подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации в аспирантуре, а также в системе получения второго высшего образования, дополнительного профессионального образования. Работа по трудоустройству одаренных выпускников УралГАХА включает комплекс мер по оказанию им всемерного содействия. Ежегодно в академии проводятся дни карьеры, выставки вакансий, индивидуальные консультации на тему «Моя история успешной карьеры». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|