Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?

В сфере образования России создана довольно надежная и хорошо отлаженная система поиска талантливых детей, помогающая выявить склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Это система олимпиад – как школьных, так и вузовских.

Просмотров: 890

Золотой фонд завтрашней России

Одаренный ребенок – одновременно и счастье, и беда. Счастье, так как он способен на значительно большие достижения по сравнению со своими сверстниками. Беда – потому что для развития дара нужно много работать ему самому, педагогам, родителям, а такая возможность есть не у всех и не всегда.

По данным Минобрнауки РФ, в 2013 году на международных олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам представители России получили 35 медалей. Из них 21 золотая, 12 серебряных и 2 бронзовых. Это чуть меньше, чем в предшествующем году, когда золотых медалей было 23, серебряных – 11 и бронзовых – 2.
Самое большое количество наград российским школьникам принесли математическая олимпиада в Колумбии (4 золотые и 2 серебряные медали) и по физике в Копенгагене (4 золотые и 1 серебряная медали).
Самый низкий результат наблюдался на географической олимпиаде в Японии – 1 бронзовая медаль.
По данным сайта www.strf.ru

На поддержку способных и талантливых в России нацелены приоритетный национальный проект «Образование» и Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». Но, несмотря на масштабы этих проектов, всех проблем они не решают. Ведь одно дело – продекларировать создание условий для выявления и поддержки талантливых ребят, а другое – действительно добиться этого. Мало кто рискнет утверждать, что в нашей стране создана разветвленная общероссийская система действенных мер для реализации всех возможностей, которые подарила природа талантливым детям. Особенно если вспомнить, сколько различных кружков, главным образом технического профиля, закрылось в период перестройки из-за слабой материальной базы, дороговизны расходных материалов и оттока квалифицированных педагогов дополнительного образования.

Зато вряд ли кто поспорит с утверждением, что в сфере образования России создана довольно надежная и хорошо отлаженная система поиска талантливых детей, помогающая выявить склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Это система олимпиад – как школьных, так и вузовских. Первые проводятся под руководством Минобрнауки РФ, вторые координирует общественная
организация – Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). Олимпиады – своего рода путеводная нить: и для участников, и для образовательных учреждений (одни находят свой вуз, другие – своего студента). К тому же, благодаря интеллектуальным состязаниям, умники и умницы учатся самостоятельно мыслить, получают навыки исследовательской и аналитической работы, увереннее выбирают профессию. В вузе они становятся хорошими студентами и в основном имеют более солидные академические показатели, чем их товарищи, поступавшие на общих основаниях. Неудивительно, что число участников олимпиад вплоть до 2013 года возрастало.

Российский союз ректоров, сопровождающий деятельность Российского совета олимпиад, ежегодно проводит исследование, которое посвящается анализу интеллектуальных соревнований. В этом году анкетированием было охвачено около 9 тыс. школьников, участников вузовских олимпиад. Исследователи изучали вопрос, какие образовательные организации и специальности выбирает будущий золотой фонд России?

Что же выяснилось?

В двадцатку самых привлекательных вузов входят в основном московские и санкт-петербургские, причем лидерами являются Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». По количеству зачисленных талантов они на первом месте. Выпускников привлекают хорошая репутация, квалифицированный преподавательский состав и возможность пожить, а может быть, и устроиться на работу в столице.

Из вузов, находящихся в регионах, предпочтение отдается Новосибирскому национальному исследовательскому государственному университету, Сибирскому федеральному университету, Уральскому федеральному университету им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (в списке самых предпочитаемых они занимают восьмую, девятую и тринадцатую позиции соответственно). По мнению исследователей, в этом выборе проявилась новая тенденция.

Победители олимпиад потянулись на учебу туда, где реализуются крупные инновационные проекты, в результате территориями-лидерами по притоку светлых умов стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский федеральные округа (табл. 1). На Дальнем Востоке прирост будущей интеллектуальной элиты составил 1100 процентов (!), на Урале – 37 процентов, в Сибири – 8,65. А отток, и солидный,
зафиксирован в Северо-Западном, Южном и Приволжском округах (табл. 1).

Таблица 1. Приток и отток победителей и призеров олимпиад, %

Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении в вузы оказалась физико-математическая (рис. 1). Многие умники и умницы выбирают новейшие высокотехнологичные специальности, полагая, что они предоставляют большие возможности для самореализации. По мнению генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, предпочтения такого рода говорят о повышении статуса инженерно-технических специальностей.

Рисунок 1. Структура поступления на укрупненные группы специальностей лауреатов олимпиад (физика)

По-прежнему привлекают внимание талантливых выпускников школ экономика и управление. А, например, такая важная в условиях сырьевой экономики группа специальностей, как геология, разведка и разработка полезных ископаемых их заинтересовала мало. Не в цене у лучших из лучших оказались социальные науки, образование и педагогика.

Интересный факт. Победители олимпиады по физике выбрали в основном специальности, связанные с этой наукой и математикой, а большая часть победителей олимпиады по русскому языку предпочла поступать в далеко неязыковые и даже негуманитарные вузы (рис. 1 и 2). Скорее всего, наша молодежь уже научилась смотреть в будущее и думать о том, на какой доход можно рассчитывать, имея ту или иную специальность.

Рисунок 2. Структура поступления на укрупненные группы специальностей лауреатов олимпиад (русский язык)

В целом в олимпиадах 2012-2013 года участвовало огромное количество юных граждан России: только в вузовских более 683 тыс. человек. Почти 130 тыс. из общего числа – сельские школьники: этот показатель увеличился в три раза. Еще одна тенденция, которую исследователи считают положительной: в когорте лучших возросло количество учащихся невыпускных классов. Вывод, который они делают: школьники демонстрируют знания, способности, интеллект для самосовершенствования, а не ради льгот при поступлении.

***

И всё же вопрос о льготах из повестки дня исключать рано. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что нужно ужесточить требования к поступлению в вузы победителей школьных олимпиад и ввести для них дополнительную проверку в виде ЕГЭ по профильному предмету. И если абитуриент наберет менее 70 баллов, пусть поступает в университет не на льготных условиях, а на общих основаниях. При таком условии в вуз не зачислят вместо одаренных выпускников «своих» людей.

Председатель Российского совета олимпиад школьников Виктор Садовничий признал, что необходимо поднимать доверие к олимпиадам, ведь победители зачисляются на бюджетные места.

С 2014 года введен новый порядок проведения школьных олимпиад. Он устанавливает такое правило: победители и призеры с дипломами второй степени могут претендовать на льготное поступление только в том случае, если имеют не менее 65 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. В престижных российских вузах порог может быть выше. Призеры олимпиад с дипломами третьей степени должны сдавать вступительные испытания.

К сожалению, не всегда у участников заключительных этапов есть финансовая возможность приехать на финал. Таких школьников почти 5 тысяч. Союз ректоров предлагает создать для них специальный фонд, из которого будут возмещаться расходы на проезд и проживание.

На заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, состоявшемся 15 марта, председатель этой организации, вице-премьер Ольга Голодец поставила перед вузами задачу – увеличивать количество участников олимпиад, добиваться, чтобы эти интеллектуальные состязания были доступны как можно большему числу школьников.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В жестких рамках гранта. Молодые ученые о времени и о себе
Сертифицированные инженеры – промышленная элита страны
Матрица в образовании
Лучшие образовательные программы
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Развитие экспорта новозеландского образования
Бизнес заинтересован в реформировании образования
Гражданско-патриотическое воспитание через профессию
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ