В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?В сфере образования России создана довольно надежная и хорошо отлаженная система поиска талантливых детей, помогающая выявить склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Это система олимпиад – как школьных, так и вузовских. Просмотров: 890
Золотой фонд завтрашней РоссииОдаренный ребенок – одновременно и счастье, и беда. Счастье, так как он способен на значительно большие достижения по сравнению со своими сверстниками. Беда – потому что для развития дара нужно много работать ему самому, педагогам, родителям, а такая возможность есть не у всех и не всегда.
На поддержку способных и талантливых в России нацелены приоритетный национальный проект «Образование» и Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». Но, несмотря на масштабы этих проектов, всех проблем они не решают. Ведь одно дело – продекларировать создание условий для выявления и поддержки талантливых ребят, а другое – действительно добиться этого. Мало кто рискнет утверждать, что в нашей стране создана разветвленная общероссийская система действенных мер для реализации всех возможностей, которые подарила природа талантливым детям. Особенно если вспомнить, сколько различных кружков, главным образом технического профиля, закрылось в период перестройки из-за слабой материальной базы, дороговизны расходных материалов и оттока квалифицированных педагогов дополнительного образования.
Зато вряд ли кто поспорит с утверждением, что в сфере образования России создана довольно надежная и хорошо отлаженная система поиска талантливых детей, помогающая выявить склонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Это система олимпиад – как школьных, так и вузовских. Первые проводятся под руководством Минобрнауки РФ, вторые координирует общественная Российский союз ректоров, сопровождающий деятельность Российского совета олимпиад, ежегодно проводит исследование, которое посвящается анализу интеллектуальных соревнований. В этом году анкетированием было охвачено около 9 тыс. школьников, участников вузовских олимпиад. Исследователи изучали вопрос, какие образовательные организации и специальности выбирает будущий золотой фонд России? Что же выяснилось? В двадцатку самых привлекательных вузов входят в основном московские и санкт-петербургские, причем лидерами являются Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». По количеству зачисленных талантов они на первом месте. Выпускников привлекают хорошая репутация, квалифицированный преподавательский состав и возможность пожить, а может быть, и устроиться на работу в столице. Из вузов, находящихся в регионах, предпочтение отдается Новосибирскому национальному исследовательскому государственному университету, Сибирскому федеральному университету, Уральскому федеральному университету им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (в списке самых предпочитаемых они занимают восьмую, девятую и тринадцатую позиции соответственно). По мнению исследователей, в этом выборе проявилась новая тенденция.
Победители олимпиад потянулись на учебу туда, где реализуются крупные инновационные проекты, в результате территориями-лидерами по притоку светлых умов стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский федеральные округа (табл. 1). На Дальнем Востоке прирост будущей интеллектуальной элиты составил 1100 процентов (!), на Урале – 37 процентов, в Сибири – 8,65. А отток, и солидный, Таблица 1. Приток и отток победителей и призеров олимпиад, %
Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении в вузы оказалась физико-математическая (рис. 1). Многие умники и умницы выбирают новейшие высокотехнологичные специальности, полагая, что они предоставляют большие возможности для самореализации. По мнению генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, предпочтения такого рода говорят о повышении статуса инженерно-технических специальностей. Рисунок 1. Структура поступления на укрупненные группы специальностей лауреатов олимпиад (физика)
По-прежнему привлекают внимание талантливых выпускников школ экономика и управление. А, например, такая важная в условиях сырьевой экономики группа специальностей, как геология, разведка и разработка полезных ископаемых их заинтересовала мало. Не в цене у лучших из лучших оказались социальные науки, образование и педагогика. Интересный факт. Победители олимпиады по физике выбрали в основном специальности, связанные с этой наукой и математикой, а большая часть победителей олимпиады по русскому языку предпочла поступать в далеко неязыковые и даже негуманитарные вузы (рис. 1 и 2). Скорее всего, наша молодежь уже научилась смотреть в будущее и думать о том, на какой доход можно рассчитывать, имея ту или иную специальность. Рисунок 2. Структура поступления на укрупненные группы специальностей лауреатов олимпиад (русский язык)
В целом в олимпиадах 2012-2013 года участвовало огромное количество юных граждан России: только в вузовских более 683 тыс. человек. Почти 130 тыс. из общего числа – сельские школьники: этот показатель увеличился в три раза. Еще одна тенденция, которую исследователи считают положительной: в когорте лучших возросло количество учащихся невыпускных классов. Вывод, который они делают: школьники демонстрируют знания, способности, интеллект для самосовершенствования, а не ради льгот при поступлении. *** И всё же вопрос о льготах из повестки дня исключать рано. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что нужно ужесточить требования к поступлению в вузы победителей школьных олимпиад и ввести для них дополнительную проверку в виде ЕГЭ по профильному предмету. И если абитуриент наберет менее 70 баллов, пусть поступает в университет не на льготных условиях, а на общих основаниях. При таком условии в вуз не зачислят вместо одаренных выпускников «своих» людей. Председатель Российского совета олимпиад школьников Виктор Садовничий признал, что необходимо поднимать доверие к олимпиадам, ведь победители зачисляются на бюджетные места. С 2014 года введен новый порядок проведения школьных олимпиад. Он устанавливает такое правило: победители и призеры с дипломами второй степени могут претендовать на льготное поступление только в том случае, если имеют не менее 65 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. В престижных российских вузах порог может быть выше. Призеры олимпиад с дипломами третьей степени должны сдавать вступительные испытания. К сожалению, не всегда у участников заключительных этапов есть финансовая возможность приехать на финал. Таких школьников почти 5 тысяч. Союз ректоров предлагает создать для них специальный фонд, из которого будут возмещаться расходы на проезд и проживание. На заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, состоявшемся 15 марта, председатель этой организации, вице-премьер Ольга Голодец поставила перед вузами задачу – увеличивать количество участников олимпиад, добиваться, чтобы эти интеллектуальные состязания были доступны как можно большему числу школьников. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|