Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Матрица в образовании

Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором МЭСИ Натальей Тихомировой.

Просмотров: 331

Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом в марте, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Натальей ТИХОМИРОВОЙ.

Высшее образование России стоит на пороге революционных преобразований всей структуры и содержания – это факт. И отмахнуться от общемировых трендов уже не получится. Глобальная информатизация затрагивает все сферы жизни, а образование – в первую очередь, поскольку именно молодое поколение быстро реагирует и адаптируется к новым вызовам.

По данным Global Industry Analysts, оборот рынка электронного обучения (e-learning) в мире в 2010 году составил 52,6 млрд. долларов, увеличившись, по сравнению с 2007 годом, на 32 процента – 40 млрд. долларов. К 2015 году аналитическая компания прогнозирует рост оборота до 107 млрд. долларов.

Изменяются условия доступа к информации: вузы переходят на работу в широкополосных высокоскоростных каналах передачи данных; обеспеченность обучающихся компьютерами сегодня (с учетом домашних ПК) уже «один к одному»; стандартизируются электронные платформы и информационно-образовательные среды. В итоге неизбежно развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки. Получает самое активное развитие индустрия производства электронных учебников, электронных учебных курсов и других видов электронного контента учебного назначения. Следующий шаг – развитие сети открытых электронных университетов и массовых открытых образовательных курсов – MOOCs (Massive Open Online Course). Причем бесплатных, легкодоступных и высококачественных.

Тенденция эта для многих отечественных вузов может стать гораздо опаснее последствий вхождения России в ВТО и экспансии зарубежных вузов. А уж государственная политика по укрупнению вузов и повышению их эффективности – всего лишь одной из не самых удачных попыток сохранить российскую систему образования.

По данным Global Industry Analysts, оборот рынка электронного обучения (e-learning) в мире в 2010 году составил 52,6 млрд. долларов, увеличившись, по сравнению с 2007 годом, на 32 процента – 40 млрд. долларов. К 2015 году аналитическая компания прогнозирует рост оборота до 107 млрд. долларов. Самая большая доля рынка e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза. При этом в европейских странах в сфере образования отрасль развивается в основном за счет государственных дотаций, а в США действует коммерческая система. Поскольку отрасль в этих регионах уже является развитой, процент роста рынка в них небольшой: 7 процентов – в Северной Америке и 12 – в Западной Европе. В то время как на развивающихся рынках темпы роста в процентах составляют: 33,5 – в Азии, 23 – в Восточной Европе и 19,8 – в Латинской Америке.

Противостоять «цифровой революции» – все равно, что повернуть время вспять. Электронное обучение позволяет расширить доступ к источникам и знаниям, вовлечь студентов в активный диалог с помощью учебных материалов и образовательных источников. Оно способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения, осуществляемого с учетом способностей студентов. Предполагает персонализацию обучения с учетом их потребностей. Повышает эффективность использования времени студентов и преподавателей путем автоматизации выполнения типовых рутинных задач. И, не ограничивая пространство и время, обеспечивает, конечно, взаимосвязь обучающихся с преподавателем и друг другом для реализации совместных исследовательских и творческих проектов, обмена идеями и информацией.

Электронное обучение требует не только кардинальных изменений процесса обучения, но и особой оценки качества подготовки. Эта сторона медали привносит сложности и для студентов, и для преподавателей, и для экспертов по оценке качества образовательных программ.

Современный студент свободно ориентируется в электронных ресурсах, он не видит необходимости в записи лекций преподавателя и зубрежке обязательного учебного материала. Но ему необходим «путеводитель» при освоении области знания, скульптор для понимания современной картины мира, коуч для формирования профессиональных компетенций и, что не менее важно, интересная личность. Готов ли преподаватель к таким вызовам времени?

Электронное обучение требует не только кардинальных изменений процесса обучения, но и особой оценки качества подготовки. Эта сторона медали привносит сложности и для студентов, и для преподавателей, и для экспертов по оценке качества образовательных программ. И здесь работают уже совершенно другие принципы и механизмы. Для получение сертификата престижного западного вуза по результатам освоения курса в электронной форме нужно пройти очень сложные (и уже небесплатные) испытания. Для самого вуза
необходимо решить проблемы с идентификацией слушателей, предложить перечень широкодоступных инструментов оценки (тест, форум, электронное портфолио, контрольное задание), которые требуют высоких затрат на разработку сложных инструментов оценки (виртуальные тренажерные и программные комплексы). И для органов аккредитации (сертификации) качества образования, реализуемого исключительно в электронной форме, необходимо разработать другие стандарты, критерии и методы экспертизы.

В отличие от общих подходов к экспертизе образовательных программ при традиционном («классно-урочном») подходе необходимо предусмотреть несколько основных критериев качества:

  • качество управления электронным обучением, включающим все необходимые этапы стратегического планирования, реализации (логистики), контроля и своевременной корректировки процесса;
  • качество разработки учебных планов и курсов, учитывая повышенные требования к персонализации и индивидуализации образования, качеству контента и высокой мотивации студентов к самостоятельной работе;
  • качество технических ресурсов для доставки курсов независимо от расстояний – важны скорость, бесперебойность работы и сохранность информации;
  • квалификация преподавателей не только в области предметных знаний, но и в области электронного обучения для создания качественного контента;
  • достаточность квалификации сотрудников служб поддержки (тьютеров, технических специалистов).

И все эти критерии – только дополнение к обязательным в рамках требований ФГОС.

До настоящего времени не решена (и даже еще не поставлена) задача создания технологии экспертизы образовательной деятельности в форме электронного обучения при государственной аккредитации образовательных программ. Для профессионально-общественной аккредитации такая задача тоже актуальна и вполне решаема с учетом европейского опыта и более гибких подходов в экспертизе.

Если бы вы выбирали между дистанционным обучением (при помощи компьютерных программ и/или интернета) и очным (т.е. с посещением лекций, уроков и т.п.), то какую форму обучения вы бы предпочли?

Увеличить изображение

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Качество образования: чего мы хотим?
Тенденции непрерывного образования
В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?
«Росатом». Стратегия развития кадров
О вузовской десятине, размере взятки и прочем
Кто аттестует роботов?
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Целевой капитал Европейского университета в Санкт-Петербурге

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ