Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы инклюзивного образования

В настоящее время система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной. Основное требование – универсальность, общедоступность образования.

Просмотров: 15903

С.А. КОТОВА, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, докторант кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), кандидат психологических наук

Концепция социальной полезности

В наше время система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной.

Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребности в учении и равенство всех детей. Цель современной школы – помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.

До середины ХХ века в России существовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сложившаяся под влиянием философии ценности. В ее основе лежала идея о социальной полезности. Согласно этой концепции школа была обязана воспитывать активного и полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила – ему также надлежало вырасти полезным членом общества и своим трудом обеспечивать собственное существование. Ценность специального образования виделась в приобщении инвалида к производительному труду. Общество заранее объявляло ребенка с ограниченными возможностями неполноценным, подстраивало его под свои правила. И концепция, и сложившаяся практика не предусматривали встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких детей. Вопрос о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества, тоже оставался открытым.

По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, на август 2009 года в России насчитывалось 545 тыс. детей-инвалидов. Из них 23,6 процента страдали заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 – имели умственные нарушения и 23,1 – двигательные. 12,2 процента детей-инвалидов проживали в интернатах.

Концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями удачно соединилась с основами педагогики воспитания социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. К счастью, в СССР она не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, существовавший многие десятилетия, фактически узаконил статус социальной малоценности людей с ограниченными возможностями. Именно поэтому в нашей стране до сих пор существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к данной категории населения. Она выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатного типа) учебных заведений. Существующий из-за такой позиции характер образования инвалидов не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, не позволяет приобрести престижные и конкурентоспособные профессии, получить высокую квалификацию, ориентирован на низкое качество жизни, связанное с мизерной пенсией, низкооплачиваемой работой, слабой правовой защищенностью, и воспроизводит культуру бедности. Помощь, которую оказывают людям с особыми потребностями различные конфессии, незначительна, нерегулярна и традиционно имеет призренческий характер. А система служб социальной помощи в новой России еще только начинает формироваться. Доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова считает, что «патернализм не только снижает социальную активность в целом, но и вырабатывает иждивенческие установки, что в свою очередь усиливает маргинализацию».

От культуры полезности к культуре достоинства

Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод личности в период второй мировой войны привели к пониманию, что цель и смысл существования общества, его высшая ценность – человек, его жизнь и благополучие, нужды и потребности. В контексте приоритета интересов личности над интересами общества сформировалась идея достижения индивидом максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) путем гарантированного соблюдения прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу. Как отметил академик А.Г. Асмолов, мы находимся в начале длинного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства, где «ведущей ценностью является ценность личности независимо от того, можно ли что-либо от нее получить для выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».

В рамках концепции независимого образа жизни в мире сформировалось понятие «инклюзивное (включающее) образование», базирующееся на новой, гуманистической идеологии, которая предполагает, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Данная идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Международное сообщество считает, что включение – это больше, чем интеграция, потому что дети и подростки с особыми потребностями учатся вместе в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, позволяющее им жить полной жизнью, и при этом не покидают родителей. При обучении акцент делается на возможности и сильные стороны ребенка. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей. Качество образования обеспечивается в такой школе за счет разработки надлежащих учебных планов, организационных мер, выбора стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей.

По статистике Минобразования РФ, в 2008-
2009 учебном году в обычных школах обучались 142 659 детей с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционных классах обычных школ – 148 074, в коррекционных школах и школах-интернатах – 210 842.

Инклюзивные школы очень гибкие. Ученики с особыми потребностями находятся там в широком сообществе и имеют возможность как открытого входа в него, так и выхода оттуда: иногда работают со всем классом, иногда – в небольшой группе, а иногда – наедине с учителем. Опыт многих стран свидетельствует, что в таких школах дети с особыми потребностями наилучшим образом интегрируются в общество и могут добиться самых высоких результатов в плане образования. Но для этого требуются совместные усилия как со стороны учителей и персонала школы, так и сверстников, родителей, членов семей и добровольцев. Инклюзивные школы рассматриваются и как самое эффективное средство, гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и учатся доброжелательности и терпимости. При инклюзивном подходе выигрывают все, поскольку он делает образование более индивидуализированным и эффективным.

Следует заметить, что в 90-е годы ХХ века начало формироваться более широкое понимание инклюзии как средства обеспечения равных возможностей для получения образования. ЮНЕСКО придерживается позиции, что не только дети с ограниченными возможностями, но и взрослые-инвалиды должны иметь возможность получить высококачественное образование и развивать свой личностный потенциал вне зависимости от пола, имущественного положения, этнической принадлежности, расы, географического местоположения, возраста, конфессиональной принадлежности и ограничений физического характера.

Об уровне готовности

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Однако практическая педагогика осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий. Российская система образования, традиционно существующая как сегрегативная и сепарирующая детей, не соответствующих некоей задаваемой норме развития, трансформируется. Сегодня мы вправе говорить, что дети с особыми образовательными потребностями все более широким, но при этом полулегальным потоком проникают в массовую общеобразовательную школу. А она ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова, так как инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания. Чтобы решить эту проблему, предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, и разработке вариативного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения особых детей (разнообразные учебники, учебные планы, методические материалы), а также наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Все обучающиеся могут скорее достигнуть прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Новые ожидания предполагают и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка. А это значит – создать окружение, которое по буждает детей к необходимому опыту, является стимулом взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таком окружении ребенок может без помех раскрыться, ощутить внутреннюю связь с миром, идентичность и когерентность ему, а также свою значимость для него.

Чтобы добиться соответствия образовательной среды потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося.

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • если достаточно гибок и толерантен;
  • уважает индивидуальные различия;
  • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
  • согласен работать в одной команде с другими учителями;
  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.

Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию передовому уровню научных достижений. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация.

В данной статье рассмотрена лишь часть вопросов, связанных с переходом страны на инклюзивное образование. Но мы надеемся, что актуальная тема будет продолжена в других публикациях и дискуссиях. Сегодня необходимость этого уже не вызывает сомнения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Новая образовательная политика
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Инклюзия в российском обществе
В ЮФУ обсудят проблемы и перспективы инклюзивного образования
Доступная среда на разных уровнях образования. Встречи в Норвегии
Развитие экспорта новозеландского образования
Три технологические революции будущего
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Татарстан
Региональные инновационные площадки развивают СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
Нина Мархалюк Незарегистрированный пользователь
День добрый всем! У меня вопросы- почему нет никаких механизмов регулирования учебного инклюзивного процесса? Я говорю о проблемах, которые сегодня в каждой школе, конкретно о детях допущеных к обучению в общеобразовательных школах КОТОРЫЕ категорически не подлежат инклюзии! О тех детях, которым родители "купили" справки и рьяно борются с социумом ради своих чад??Почему родители лишены права выбора быть или не быть в инклюзивном классе? Почему ничего нельзя сделать когда класс из 30 детей не может получать качественное образование из-за одного ребёнка который систематически срывает уроки, почему должны плакать учителя, пребывать в вечном стрессе родители, и опускать руки в своей беспомощности? Ведь попробуй где пожаловаться или написать, тебя мгновенно обвинят во всех грехах!!!

2019-11-30 20:27:35 Ответить пользователю

Татьяна Незарегистрированный пользователь
Инклюзивное образование - это шаг в будущее, но только подготовкой педагогических кадров тут не обойтись. Те противоречия, которые существуют в парадигмальных подходах образования в целом, к сожалению, не позволяют осуществлять такой тип обучения, поскольку он должен быть построен только на личностно ориентированных подходах.
Почему это невозможно? Да потому, что само представление о личностно ориентированном обучении аморфно и призрачно как в наших школах, так и в профессионально-образовательных учреждениях всех уровней. Личностно ориентированное обучение предусматривает субъект-субъектное взаимодействие, в основе которого предусматривается развитие всех его участников, при этом сравнивать одного ученика с другим - не допустимо! У каждого своя точка отсчета этого уровня, сравнивать можно самого ученика в разные промежутки времени и отмечать его личные достижения и успехи. К примеру, "месяц назад в диктанте ты сделал 22 ошибки и получил двойку, но за этот месяц ты настолько продуктивно поработал, что количество ошибок в твоем диктанте сократилось вдвое, поэтому я ставлю тебе четверку, чтобы получить пятерку надо еще больше постараться, ошибок быть не должно". Это здорово и правильно, но не соответствует стандартам, принятым нормам оценивания знаний. Очевидно, что для инклюзии должны быть допустимы свои промежуточные нормы оценивания, и всем должно быть понятно, что достигнуть полноценного результата в итоге смогут далеко не все, но, например, обучению такой профессии, как социальный работник для таких детей должна быть открыта "зеленая улица", поскольку не знания математики, физики, русского языка и других предметов определяют ее предназначение.

2017-02-18 00:27:13 Ответить пользователю

Артём Матвеев Школа "Радуга", Воронеж
"Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась." - не совсем так. В государственной системе, да, не велась. В то же время с начала 90-х годов у нас начали появляться вальдорфские школы и семинары (курсы) для подготовки вальдорфских учителей. А в вальдорфских школах инклюзивное образование - это повседневность.

В вальдорфской педагогике нет какой-то специальной ориентации на инклюзивное образование. Мне кажется, её успехи в этой сфере обусловлены просто "непатогенным" характером обучения. Обучение, которое не наносит вреда здоровью обычного ребёнка, намного легче даётся и детям с отклонениями. И наоборот: если обучение вредит здоровью обычного ребёнка (а, если мы посмотрим статистику роста у школьников глазных заболеваний, патологий опорно-двигательного аппарата, психических расстройств и т.д., то должны признать, что в наших обычных школах здоровье детей портится), то для ребёнка с отклонениями такое обучение окажется непосильным, и тут никакие тьюторы не помогут. А в результате будет дискредитирована сама идея инклюзивного образования.

Вальдорфская методика пропитана принципом Гиппократа «Не навреди!». Чтобы сберечь детское любопытство, знания добываются не зубрёжкой, а «проживанием» предмета (в итоге же дети успешно и без истерик сдают ЕГЭ и ОГЭ, в целом, лучше среднего уровня обычных школ, несмотря на инклюзив). Чтобы сберечь детское здоровье и сформировать интеллект естественным образом, много внимания уделяется развитию мелкой и крупной моторики (в вальдорфской школе вообще много физической активности, движения).

Никто не станет оспаривать пользу развития моторики, лишь откроют учебный план с вопросом: "Когда? Куда тут ЕЩЁ?". Так, может быть, всё-таки пересмотреть учебные программы, которые мешают нашим детям развиваться естественным образом, убрать преждевременную интеллектуальную нагрузку? Что такое "требования программы" по сравнению с онтогенезом ребёнка? Да, понятно, что онтогенез складывался тысячами лет, и его росчерком пера не изменишь, но у нас иной раз возникает ощущение, что проще повлиять на онтогенез... На практике же оказывается, что онтогенез неумолим, а здоровье ребёнка, наоборот, вещь очень хрупкая. Лично я перевёл обоих своих детей из языковой гимназии в нашу воронежскую вальдорфскую школу "Радуга" и жалею теперь только о том, что не перевёл их раньше. Свой опыт могу подытожить так: наша образовательная программа вредна для здоровья детей, а инклюзивное образование на её основе чревато массой проблем и приведёт к бессмысленной трате ресурсов.

2016-11-05 02:38:48 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ