Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Тенденции непрерывного образования

Участие населения в непрерывном образовании принято рассматривать в качестве одного из показателей уровня экономического развития страны, поскольку одним из его результатов становится повышение качества человеческого капитала. В процессе получения знаний всё большее значение приобретают информационные технологии.

Просмотров: 1170

Участие населения в непрерывном образовании принято рассматривать в качестве одного из показателей уровня экономического развития страны, поскольку одним из его результатов становится повышение качества человеческого капитала. В процессе получения знаний всё большее значение приобретают информационные технологии.

Иного нет у нас пути

К.С. ФУРСОВ, заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, кандидат социологических наук
Е.М. ЧЕРНОВИЧ, младший научный сотрудник отдела аналитических исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ

Концепция непрерывного образования получила широкое распространение в мире не более двадцати лет назад, относительно недавно появились и программы, направленные на поддержку различных форм обучения в течение жизни. В Европе лишь в 90-е годы была осознана необходимость координации образовательных программ и программ профессиональной подготовки. Но на пути к вовлечению широких слоев населения в непрерывное образование, наряду с финансовой преградой, возник целый ряд иных барьеров1:

  • ментальные (отсутствие в семье культуры образования, низкая самооценка и мотивация, негативный опыт обучения в детстве);
  • информационные (искажение информации о программах непрерывного образования вследствие необходимости привлечения широких слоев населения, как результат – недостаток сведений о реальных возможностях участия);
  • возможность доступа (значительное расстояние до места получения образования, невозможность привлечения большого числа студентов);
  • уровень образовательных программ (доступные программы обучения не приспособлены для тех, кто хочет получать непрерывное образование, не принимают во внимание индивидуальные особенности учащихся).

Преодолеть существующие препоны можно с помощью дистанционного обучения, поэтому на всемирную паутину в последние десять-пятнадцать лет возлагаются всё большие надежды. Они связаны с безграничным потенциалом доступных ресурсов и возможностью участия всех слоев населения в практике непрерывного образования. Последнее, однако, становится предметом серьезных споров, поскольку интернет-пользователи зачастую оказываются более активными и в повседневной (офлайн) жизни. Это означает, что утверждать наверняка о решающей роли интернета в распространении образования среди всех социальных групп и о решающих преимуществах онлайн-форм обучения на пути всеобщего вовлечения жителей в непрерывное образование оказывается невозможным.

Место интернета

В рамках мониторинга инновационного поведения населения, проводимого Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, респондентам задаются вопросы об их участии в непрерывном образовании. При этом речь идет как о формальном образовании, предполагающем посещение учебных заведений, так и о дополнительном, реализуемом вне обязательных образовательных программ. Наконец, особое внимание уделяется самообразованию, не фиксирующемуся получением формального документа, но вносящему вклад в расширение знаний и умений человека.

При анализе вовлеченности населения в непрерывное образование в российской и в международной практике принято рассматривать респондентов в возрасте от 25 до 64 лет, для того чтобы исключить из наблюдения студентов, являющихся участниками различных образовательных программ.

Рисунок 1 показывает, что уровень активности россиян в непрерывном образовании в 2013 году увеличился, прежде всего, за счет роста количества респондентов, вовлеченных в практику самообразования: 25,6 процента в 2013 году против 17,4 процента в 2006 году. Как утверждает опыт зарубежных коллег, такая тенденция обусловлена среди прочего всё большей компьютеризацией и интернетизацией населения. Данные российского опроса выявили, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходило
с использованием хотя бы одной из возможностей интернета. Цифра, незначительная на первый взгляд, выглядит весьма существенно на фоне 2006 года, когда таких респондентов было менее 1 процента. Это подтверждает важность такого способа получения знаний, но не доказывает утверждения о его определяющей роли в развитии непрерывного образования.

Рисунок 1. Участие населения России в формальном, дополнительном и самообразовании, в процентах от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет

Самообразование с помощью интернета принимает различные формы, начиная от консультаций на тематических форумах и заканчивая просмотром онлайн-трансляций лекций, мастер-классов, участием в вебинарах. Для сравнения, к самообразованию без использования интернета, как правило, относят просмотр или прослушивание учебных передач по радио и ТВ, учебных аудио- и видеозаписей, обучение под руководством наставников или коллег на своем рабочем месте.

С мышкой и без мышки

Исследование практики самообразования среди россиян, регулярно выходящих в интернет (как минимум один раз в месяц), показало, что более половины из них предпочитают более традиционные способы получения новых знаний (рис. 2). Несмотря на растущую популярность электронных форм обучения, лишь 9 процентов жителей отдают предпочтение только интернету, в 37 процентах случаев они выбирают варианты, позволяющие сочетать оба способа образования.

Рисунок 2. Способы получения знаний в процентах от пользователей интернета, вовлеченных в практику самообразования2

Сравнение вовлеченности населения в формы непрерывного образования по возрастным группам показывает, что респонденты в возрасте 24-44 и 35-44 лет примерно в равной степени выбирают как комбинированные формы самообразования (14 и 11 процентов), так и чисто офлайновые (18 и 16 процентов случаев соответственно). Старшее поколение демонстрирует ещё больший консерватизм и тяготеет к традиционным формам приобретения новых знаний. Казалось бы, это дает еще один аргумент в пользу решающей роли глобальной сети в распространении знаний: молодые – за интернет. Однако полученные данные не позволяют утверждать, что мы имеем дело с критической массой пользователей, выбирающих дистанционные формы самообразования. Причиной может служить как отсутствие необходимых навыков использования интернета, так и неполный доступ к нему всех слоев населения России. Это еще один барьер на пути распространения непрерывного образования.

Всего лишь окно

Частота выхода в интернет в определенной степени влияет на распространение практики комбинированного образования. Так, среди россиян, прибегающих к комбинированному самообразованию, в сеть ежедневно выходит 81 процент респондентов, а среди предпочитающих офлайн самообразование их лишь на 10 процентных пунктов меньше (рис. 3). При этом для обеих аудиторий использование интернета является регулярной практикой.

Рисунок 3. Частота использования интернета при комбинированном и офлайн самообразовании (в процентах от пользователей интернета, самостоятельно получающих знания)

Уровень компьютерных навыков и, как следствие, умение использовать ресурсы всемирной паутины непосредственно связаны с распространением комбинированных форм самообразования. В российской и международной практике – в зависимости от того, каким количеством навыков работы на компьютере обладает респондент, – выделяют три уровня: высокий (5-6 навыков), средний (3-4 навыка) и низкий (1-2 навыка). Данные исследования НИУ ВШЭ говорят о том, что более половины респондентов (56 процентов), вовлеченных в практику комбинированного самообразования, хорошо владеют компьютером. Среди тех, кто выбирает традиционные способы обучения, их 31 процент. Другими словами, чем выше уровень владения компьютерными навыками, тем больше вероятность участия человека в различных формах онлайн образования3.

Интересно, что знание английского и других иностранных языков в целом увеличивает возможности расширения кругозора, но заметно не влияет на распространение комбинированного самообразования. Так, россияне, уверенно владеющие хотя бы одним из следующих иностранных языков – английским, французским, немецким или испанским, – чаще занимаются самообразованием (комбинированным или офлайн), чем респонденты, не владеющие иностранными языками (69 процентов против 49).

Несмотря на бурное развитие интернета и его проникновение во все сферы жизни, нельзя сказать, что в России он считается решающим фактором в развитии самообразования. На фоне всё большей популярности новых способов получения знаний наблюдается интенсивный рост традиционных форм, не уступающих по своей открытости ресурсам глобальной сети. Публичные лекции, мастер-классы, семинары, мастерские возвращаются в реальный мир и привлекают все более широкие аудитории. Образование медленно, но верно превращается из осознанной необходимости в базовую потребность. Не для «корочки», но для жизни. А интернет открывает на этом пути еще одно окно возможностей.

1 Приводится по работе: Longworth, N. (2003). Lifelong learning in action: transforming education in the 21st century. London: Kogan Page.

2 Здесь и далее для анализа используется расширенный набор самообразовательной практики, некоторые виды которой не учитываются при расчете показателей участия населения в самообразовании (рис. 1).

3 Для проверки гипотезы о наличии связи между уровнем владения компьютерными навыками и участием в онлайн формах самообразования использовался критерий Хи-квадрат. Связь статистически значима с вероятностью 99,9 процента.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Работодатели о профессиональном образовании
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Российский индекс изобретательской активности
Матрица в образовании
Региональное студенчество – XXI: образ жизни, учеба, здоровье
Финансирование образования в период финансового кризиса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ