Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Региональное студенчество – XXI: образ жизни, учеба, здоровье

Исключительное в своем роде исследование образа жизни и здоровья регионального студенчества провели социологи Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Уникальность его в том, что учеными была поставлена задача выявить долгосрочный тренд и динамику социального самочувствия студенчества на протяжении целого десятилетия.

Просмотров: 872

Исключительное в своем роде исследование образа жизни и здоровья регионального студенчества провели социологи Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Уникальность его в том, что учеными была поставлена задача не просто одномоментно «зафиксировать картину», а выявить долгосрочный тренд и динамику социального самочувствия студенчества на протяжении целого десятилетия. Поэтому само исследование проводилось в два этапа: в 2001 и 2011 годах.

Кроме того, этот университет фактически одним из первых среди российских вузов стал развиваться по модели регионального научно-образовательного комплекса – с 1993 года. И аккумулированные учебным заведением знания «регионального измерения» российского образования трудно переоценить.

В связи с этим думается, что сделанные на основании данного исследования выводы и характеристики в большой степени присущи общему портрету всего российского «нестоличного» студенчества. Некоторые из них авторы проекта представляют в сегодняшней публикации.

Подход

АРТАМОНОВА Ольга Евгеньевна – доцент кафедры социологии и билингвального образования института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, ведущий социолог лаборатории социологии НовГУ, кандидат социологических наук.
Автор 26 научных публикаций. Участник всероссийских и международных научных конференций и семинаров. Участник ряда исследовательских проектов российских (Левада-Центр, НИУ ВШЭ) и международных (ERM, Великобритания; Siba, Швеция) научно-исследовательских центров.
Член общественной палаты Новгородской области, член региональной общественной организации «Новгородский гендерный центр».
БАШКИРОВА Юлия Викторовна – ассистент кафедры социологии и билингвального образования института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, социолог лаборатории социологии НовГУ.
Автор 15 научных публикаций. Участник всероссийских и международных конференций и семинаров, а также региональных, всероссийских и международных исследовательских проектов.

Изучение образа жизни и здоровья студенчества, их структуры и динамики остается неизменно актуальным и традиционно оказывается в центре внимания исследователей. К сожалению, в большинстве работ обращение к студенческому образу жизни носит преимущественно описательный характер. В результате сформировалось мнение о том, что особенности образа жизни молодежи в целом (и студенчества, в частности) имеют временные, преходящие свойства, которые изживают себя в процессе взросления. При этом зачастую упускается из вида следующее обстоятельство: черты образа жизни, приобретшие в юности устойчивый характер, влияют на дальнейшее развитие личности, в том числе на те ее аспекты, которые особо значимы для социума. В частности, одним из таких аспектов является здоровье человека. Поэтому при формировании социально-профессиональных и нравственных качеств личности будущего специалиста здоровье должно рассматриваться в качестве одной из важнейших предпосылок будущей самореализации молодых людей. Такой подход ставит перед исследователями образа жизни студенчества актуальную задачу – изучение и глубокий анализ всей совокупности взаимосвязей: здоровья студентов, поведенческих характеристик, а также влияющих на эту совокупность факторов учебного процесса. В дальнейшем полученные данные позволяют более точно и целенаправленно формулировать (а при необходимости корректировать) политику вуза как в области внеучебной деятельности, так и в области организации учебного процесса.

Именно такой подход был положен в основу проекта, в рамках которого в Новгородском государственном университете (НовГУ) в 2001 и 2011 годах было проведено трендовое социологическое исследование «Образ жизни и здоровье студентов». Главная особенность
исследования состояла в попытке рассмотреть динамику и взаимосвязи проблемы формирования студенчества как социальной группы, особенности образа жизни и здоровья студенчества на материалах одного региона – Новгородской области и одного вуза – НовГУ.

В опросе, анкета которого включала порядка 140 признаков, приняло участие в общей сложности около 2 тыс. студентов всех курсов и факультетов университета. Принципиально важным представлялось оценить баланс учебы и отдыха, двух основных сфер жизнедеятельности, в восприятии самих студентов.

Тенденции

Основной компонент в структуре студенческого образа жизни – образовательное поведение, в которое входят посещение занятий, отношение к учебе, взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, самостоятельная подготовка, получение дополнительных навыков, занятость в период обучения, параллельная работа на постоянной основе или приработки и прочее.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые тенденции. Так, за прошедшие годы увеличилось количество студентов, для которых учеба носит крайне напряженный характер – до такой степени, что времени на отдых обычно не остается. Если в 2001 году в среднем каждый пятый студент указывал на подобный график учебы, то в 2011-м уже каждый четвертый не имел достаточно времени для отдыха.

Такая ситуация, по оценке исследователей, имеет как позитивные, так и негативные стороны. Позитивная заключается в том, что данные опроса ясно выявили формирование у обучающихся сильной мотивации и профессиональной ориентации – тех качеств, которые, несомненно, помогают студентам сосредотачиваться на занятиях в течение всего обучения. Подтверждают эту тенденцию и другие цифры. В частности, результаты опроса показали заметное снижение доли студентов, отмечающих напряженность только во время экзаменационной сессии (с 35,9 процента в 2001 году до 21,3 в 2011-м).

Негативная же сторона видится в нарастании учебной перегрузки, в результате чего у студентов ухудшается самочувствие (наиболее распространены жалобы на усталость в течение дня, сонливость, головокружение). Сокращается свободное время на другие, важные для развития личности сферы жизни: общественно-полезную, коммуникативную, досуговую, спортивную. У студентов меньше остается возможностей для, например, заботы о близких, собственном здоровье.

Учеба

Результаты проведенных исследований показали, что в студенческой среде преобладает заинтересованное отношение к учебе. Так, в 2011 году 37 процентов опрошенных были уверены, что учебный процесс в университете соответствует их интересам, еще 41 – склонялись к положительной оценке такого соответствия. Сравнение с данными опроса в 2001 году показало, что уровень интереса студентов к учебному процессу остается довольно стабильным. Значительным фактором высокого интереса к учебе оказались профессиональная ориентация студентов или уверенность в правильном выборе специальности, сделанном во время поступления в вуз. Так, почти две трети респондентов уверены в том, что правильно выбрали специальность, и данный показатель за десять лет практически не изменился. Более того, за исследуемый период на 5 процентов снизилась доля тех, кто сомневался в правильности выбора. Тем не менее, немалая доля – примерно каждый пятый студент – затруднилась с ответом на данный вопрос: примерно 21 процент в 2001 году и 23 – в 2011 году даже во время учебы не смогли определиться, верно ли они выбрали свою будущую профессию.

Качество

Стоит обратить внимание и на восприятие студенчеством качества обучения в университете, которое подразумевает удовлетворенность комплексом условий, в том числе научным и учебно-методическим обеспечением учебного процесса, организацией обучения, квалификацией преподавателей. Анализ результатов проведенных исследований показал, что для университета в целом характерна
тенденция некоторого снижения удовлетворенности студентов качеством получаемого образования (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные показатели суммарной удовлетворенности студентов качеством обучения в вузе, в %

Так, данные 2011 года показывают снижение суммарной удовлетворенности от первого курса к пятому (с 87,1 процента до 60,1). Примечательно, что в 2001 году наблюдалась подобная же тенденция (удовлетворенность снижалась с 65,8 процента на первом курсе до 37 – на пятом). Однако нельзя не отметить, что суммарная удовлетворенность учебным процессом за прошедшие годы значительно выросла (на 21 процент на первом курсе и на 23 – на пятом). Данные оценки качества обучения являются важным параметром социального самочувствия студентов и социально-психологического климата в университете.

Досуг

Некоторые специалисты, исследующие ценности и образ жизни современного российского студенчества, обратили внимание на следующий момент: досуговая деятельность в групповом сознании современной российской студенческой молодёжи воспринимается исключительно как форма независимого от общественных обязанностей времяпрепровождения, и в этом качестве становится для неё доминирующей целевой ценностной установкой [1].

В 2011 году студентам НовГУ был задан вопрос: «Довольны ли вы тем, как заполнено ваше свободное время?». Только 47 процентов респондентов ответили «скорее, да». Каждый третий студент затруднился ответить. Каждый пятый ответил «скорее, нет».

Из мероприятий, которые регулярно проводятся в университете, студенты чаще всего посещают вечера и дискотеки, студенческие конференции, субботники, спортивные соревнования. Реже всего – политические акции, научные кружки, художественные студии. Стоит отметить, что частота посещения подобных мероприятий зависит от курса обучения. Так от первого к пятому курсу возрастает количество студентов, принимающих участие в студенческих конференциях (с 10,5 процента до 46 соответственно). Также от первого курса к пятому возрастает количество студентов, принимающих участие в спортивных соревнованиях (8 процентов и 19 соответственно).

Финансы

Одной из важнейших составляющих образа жизни современных студентов является уровень материального благосостояния, который может напрямую или опосредованно влиять и на учебно-познавательную деятельность, и на содержание досуга. Как изменилось материальное положение регионального студенчества на протяжении исследуемого десятилетия? Данные опроса показали следующую картину: доля студентов университета с «критически низким» и «низким» уровнем дохода снизилась и составила в 2011 году примерно 4 процента (в 2001 году – около 11). При этом выросло количество студентов, уровень благосостояния которых хоть и не относится к «критичному», однако денег им хватает «лишь на питание и товары первой необходимости». Так, в 2001 году доля таких студентов составляла 27,7 процента, в 2011 году – уже 36,1.

Таким образом, за исследуемый период количество студентов, не располагающих достаточными возможностями для приобретения предметов или услуг в сфере здоровья, спорта и рекреации, в целом не изменилось: их доля все эти годы составляет порядка 40 процентов от общего студенческого контингента университета.

Здоровье

Наиболее важным из существующих показателей, характеризующих отношение человека к собственному здоровью, является самооценка здоровья. Она отражает субъектную характеристику индивидов и групп, их удовлетворенность условиями жизни, определенный качественный результат социальной политики [2].

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что за прошедшее десятилетие произошли заметные изменения самооценки здоровья студентов. Так, динамика самооценки здоровья студентов разных лет и курсов обучения показана в следующей таблице (см. табл. 2).

Таблица 2. Сравнительные показатели самооценки здоровья студентов, %

На фоне общей ситуации, при которой уровни хронизации болезней у населения в России постоянно растут, увеличение числа новгородских студентов, отмечающих наличие хорошего состояния здоровья, можно рассматривать как положительный момент. Вероятно, это связано, в том числе, с активизацией в университете профилактических осмотров, пропагандой среди студентов медицинских знаний, которые даются на занятиях.

Общая положительная тенденция в оценке собственного здоровья студентов прослеживается и при исследовании различных их категорий. Рассмотрим, например, взаимосвязи самооценок здоровья с миграционными биографиями студентов. Среди поступивших в университет из других российских областей на 11,5 процента увеличилась доля отмечающих хорошее состояние своего здоровья. Выходцы из зарубежных стран также стали чаще оценивать свое здоровье, как хорошее. Этот показатель увеличился с 2001 года на 11 процентов. Что касается наличия хронических заболеваний, то их уровень снизился вне зависимости от миграционной биографии студентов.

Если рассматривать категории студентов с точки зрения их места жительства (общежитие, арендуемая квартира, проживание с родителями и прочее), то и в этом случае самооценка здоровья за период с 2001 по 2011 годы в целом улучшилась. Наибольший рост доли студентов, оценивающих свое здоровье как хорошее, произошел в среде тех, кто имеет собственное жилье: с 13 процентов в 2001 году до 35,6 – в 2011-м). Эта же тенденция отмечена и в группе студентов, живущих в университетских общежитиях: в 2001 году о своем хорошем здоровье заявило 20,7 процента респондентов, в 2011-м – 31,1. Также в этой категории студентов на 5,6 процента снизилось количество имеющих диагноз хронического заболевания.

Однако исследование зафиксировало и ряд тенденций, которые не могут не тревожить. В частности, заметными они становятся, если рассматривать зависимость самооценки здоровья от уровня материального благосостояния студентов. В данном случае за десять лет среди разных по обеспеченности групп студентов произошло существенное перераспределение самооценок здоровья. Так, в группе более состоятельных студентов, определяющих свой уровень благосостояния как «высокий»1 («проблем с деньгами нет, живу в достатке»), общая удовлетворенность здоровьем остается стабильной: хорошее здоровье отметили 44 процента в 2001 году и 44,6 – в 2011-м. Негативная же оценка в совокупности («болеют довольно часто» и «имеют хронические заболевания») оказывается в этой группе почти вдвое ниже фоновой. Обратная ситуация сложилась в группе студентов, имеющих «средний» уровень благосостояния. Здесь снизилось количество тех, кто оценивает свое состояние здоровья как «хорошее» и, наоборот, в два раза увеличилось количество студентов, отмечающих наличие хронических заболеваний.

Эта ситуация связана с тем, что доступность качественной медицинской помощи напрямую коррелирует с уровнем финансового состояния студентов. Так, только 27,5 процента всех опрошенных студентов указали на доступность для них качественной медицинской помощи. Такое
положение в дальнейшем чревато тем, что в группах студентов, чей уровень благосостояния колеблется от «критически низкого» до «удовлетворительного», могут сформироваться определенные устойчивые установки: например, на самолечение или даже вынужденное игнорирование вопросов собственного здоровья.

Вызывает тревогу и то, что среди университетского студенчества по-прежнему преобладает экстремальный тип поведения в отношении собственного здоровья: когда студенты пропускают занятия только при сильном заболевании. В 2011 году доля таких студентов составила около 72 процентов (в 2001 году – 78,5). Также в студенческой среде сформировалась такая группа студентов, которая не позволяет себе пропускать учебные занятия даже во время болезни.

Еще одна выявленная в ходе исследования проблема – недостаточный уровень информированности студентов о вопросах здоровья в целом и о медицинских услугах в частности. И хотя треть опрошенных считает подобную информацию доступной, почти столько же (27,6 процента) респондентов отметили, что такая информация для них недостаточно доступна.

К сожалению, приходится констатировать и то, что у современных студентов не выработано ценностное отношение к здоровью как необходимому жизненному ресурсу. Этот вывод подтверждают данные ежегодных мониторингов о распространенности в студенческой среде, несмотря на серьезные профилактические университетские мероприятия, вредных привычек: табакокурения, злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков.

Конечно, не все в этой ситуации зависит только от образовательной организации. Существуют проблемы, требующие вмешательства с позиции более высокого уровня. В частности, думается, в современных условиях созрела необходимость разработки и реализации профилактических программ в области охраны здоровья не только студентов, но и населения страны в целом.

1 В 2001 году таких студентов во всем массиве было 9,4 процента, а в 2011 году – 11,1.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Косинцева Т.Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: Автореферат дис. канд. социол. наук, Тюмень, 2005.
  2. Медик В.А, Осипов А.М. Университетское студенчество. М., Логос, 2003.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Трансформацию мечты молодёжи…» обсудили в Санкт-Петербурге
Тенденции непрерывного образования
Предпочтения современных абитуриентов
Профессионализм на весах профессионалов
Подходы к формированию практикоориентированных программ
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования
Эффективность взаимодействия структурных подразделений вуза: технология оценки
О чём думают современные абитуриенты?
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ