Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни

В предлагаемой статье приводятся результаты оценки расходов населения и работодателей на основе данных мониторинга экономики образования, поскольку именно он позволяет учесть, с одной стороны, наиболее широкий спектр затрат, в том числе не отражаемых в официальной статистике, с другой – все основные уровни образования.

Просмотров: 3655
Н.Б. ШУГАЛЬ, заместитель директора центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, кандидат экономических наук
А.Е. КОНОНОВА, младший научный сотрудник центра лонгитюдных обследований ВШЭ

Финансовый Гольфстрим

Общий объем затрат на образование формируют, главным образом, три крупных финансовых потока: расходы государства, населения и работодателей. Информационную базу о бюджетных расходах, хотя и не вполне исчерпывающую, предоставляет отчетность Казначейства России, а оценку объема государственных средств, направленных непосредственно образовательным учреждениям, можно получить на основе федерального статистического наблюдения за деятельностью этой отрасли.

Что касается сведений о расходах домашних хозяйств и предприятий на образование, существует несколько источников информации. Среди них стоит иметь в виду данные как федерального статистического наблюдения – в частности, собственно статистику образования, статистику платных услуг населения, рыночных цен на товары и услуги, выборочное изучение бюджетов домохозяйств, – так и ряда исследований: в первую очередь мониторинга экономики образования, а также российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. В предлагаемой статье приводятся результаты оценки расходов населения и работодателей на основе данных мониторинга экономики образования, поскольку именно он позволяет учесть, с одной стороны, наиболее широкий спектр затрат, в том числе не отражаемых в официальной статистике (например, оплату услуг репетиторов), с другой – все основные уровни образования.

Что считать расходами на образование?

При оценивании затрат на образование важно определить, какой именно смысл вкладывается в понятие. Можно учитывать финансы, направленные только в образовательные учреждения всех основных уровней. В этом случае из рассмотрения исключаются бюджетные средства, не распределенные по уровням образования, расходы населения на дополнительное образование детей и частные услуги, средства предприятий на обучение работников вне учебных учреждений. Однако среди расходов населения средства, поступающие во все образовательные учреждения, в 2012 году составили только 36 процентов. Сюда входит оплата основного обучения и дополнительных образовательных услуг в вузе, колледже или школе, плата за проживание в общежитии, финансовая помощь учреждению. Остальные средства домохозяйства тратили на частные образовательные услуги, занятия в учреждениях дополнительного образования и прочее.

Важно учитывать, что, кроме затрат непосредственно на получение знаний, умений и навыков, население и организации несут так называемые сопутствующие расходы: на покупку техники, учебной литературы, формы, транспортные, по оплате арендуемого жилья и прочие. В 2012 году, согласно полученным оценкам, этот финансовый поток составил 31 процент от совокупных расходов семей на образование. В этой связи стоит рассмотреть затраты в расширенном понимании, то есть с учетом всех перечисленных категорий расходов.

Общий взгляд

Согласно оценкам, в 2012 году расходы, связанные с получением знаний, в сумме составили 3 964,14 млрд. рублей, почти две трети из них (2 558,36 млрд. рублей) поступили из консолидированного бюджета РФ, включая государственные внебюджетные фонды. Структуру совокупных затрат бюджета, семей и работодателей иллюстрирует рисунок 1. Бюджетные средства приведены целиком с учетом средств, не распределенных по уровням образования.

Рисунок 1.
Соотношение расходов на образование в 2012 году

Государственный поток

Если рассматривать бюджетные расходы по основным уровням образования, то их можно представить следующим образом (см. рис. 2):

Рисунок 2.
Бюджетное финансирование по основным уровням образования в 2012 году

Объем выделяемых государством средств на дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное, высшее и послевузовское профессиональное образование достиг 2 306,31 млрд. рублей.

Лидером стала система общего образования, в которую поступило в 2012 году 1 184,01 млрд. рублей. Как видно из рисунка 2, она получила почти половину – 46 процентов общих бюджетных вливаний. Дошкольное образование освоило 469,60 млрд. рублей государственных средств. На третьем месте высшее образование с объемом соответствующих ассигнований 464,04 млрд. рублей. Расходы бюджета на СПО составили 130,31 млрд. рублей, на НПО – 58,35 млрд. рублей.

Затраты населения

Согласно оценкам, полученным на основе результатов мониторинга экономики образования, в абсолютном выражении в 2012 году из семейного бюджета на образование было потрачено 1 336,31 млрд. рублей. Эта структура представлена на рисунке 3.

Рисунок 3.
Структура затрат семей по уровням образования в 2012 году

В оценках учтены все статьи расходов, в том числе сопутствующие затраты. На мощение дороги к дипломам вузов из российских семей в общей сложности ушло 572,50 млрд. рублей, что составило 43 процента всех расходов домохозяйств на получение знаний детьми. На втором месте оказалось общее образование, на него родители школьников израсходовали в 2012 году 431,72 млрд. рублей. Детские сады обошлись в 150,67 млрд. рублей. Семьи студентов учреждений НПО и СПО потратили за этот же срок соответственно 42,86 и 138,57 млрд. рублей.

Если рассматривать семейные расходы с точки зрения получателя средств, то 32 процента этой суммы направлялись в государственные образовательные учреждения всех уровней, и только 4 процента – в негосударственные. Основная доля расходов, составившая 64 процента, миновала учреждения образования, сюда следует отнести и расходы на сопутствующие товары и услуги: технику, форму, учебники, канцелярские принадлежности и прочее. На рисунке 4 детально показаны отдельные направления расходов обучающихся в учреждениях профобразования.

Рисунок 4.
Структура расходов студентов учреждений НПО, СПО и ВПО в 2012 году

Диаграмма отражает суммарные расходы обучающихся по программам всех форм профобразования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях1. Стоит заметить, что дополнительные платные услуги оказываются не только колледжами и вузами, но и учреждениями дополнительного образования, а также репетиторами. Основное различие в структуре расходов заключается в доле платы за основное обучение: у студентов, получающих высшее профессиональное образование, эта статья расходов превышает треть всех затрат.

Наконец, на рисунке 5 приведены средние расходы населения в расчете на одного обучающегося в 2012 году.

Рисунок 5.
Расходы домохозяйств на одного обучающегося, тыс. рублей

Эти сведения не учитывают затраты на подготовку к поступлению. Согласно полученным оценкам, больше всего денег теряют семьи студентов вузов – 87,74 тыс. рублей в год, причем на очной форме в среднем 109,27 тыс. рублей, а на заочной – только 67,39 тыс. рублей.

Финансовая составляющая предприятий

Расходы предприятий на образование в 2012 году составили 69,46 млрд. рублей. В рамках мониторинга экономики образования не все расходы работодателей на обучение кадров можно соотнести с уровнями профобразования, но данные опроса позволяют оценить структуру финансовых затрат в зависимости от размера компаний.

Рисунок 6.
Структура затрат в зависимости от размера организации в 2012 году

Как видно из рисунка 6, почти две трети финансовых вливаний, а это 43,41 млрд. рублей, принадлежат крупным предприятиям. Малые, в том числе микропредприятия, потратили 24,54 млрд. рублей. Денежные вложения средних компаний в образование составили 1,51 млрд. рублей.

Динамика расходов

Сопоставим изменения расходов бюджета, домохозяйств и предприятий. На рисунке 7 представлены затраты всех участников с 2006 по 2012 год, приведенные к ценам 2012 года, чтобы появилась возможность сравнения. На финансирование системы образования влияют многие факторы: приоритеты в государственной политике, социально-экономическая ситуация, демографические тенденции.

Рисунок 7.
Динамика расходов государства, семей и предприятий на образование в млрд. рублей в ценах 2012 года2

Как видно из рисунка 7, рост бюджетного финансирования системы образования в сопоставимых ценах, продолжавшийся в 2006-2008 годах, сменился падением в 2009-2010 годах на 7 процентов к уровню наивысшей отметки. Начиная с 2011 года, бюджетные расходы вновь стали расти. За последний год увеличение средств государства было преимущественно направлено в дошкольное и общее образование: прирост составил соответственно 14 и 15 процентов. Это произошло на фоне повышения заработной платы педагогическим работникам, правовой основой которому послужили указы Президента РФ от 7 мая 2012 года. Например, за 2012 год фонд оплаты труда учителей вырос на 26 процентов. Если учесть, что численность педагогов сократилась за год на 4 процента, то средняя заработная плата учителя увеличилась на 31 процент. Для сравнения, в 2011 году рост фонда оплаты труда учителей составил только 11 процентов.

Совокупные расходы населения на образование после увеличения в 2007 году на 7 процентов получили тенденцию к снижению за счет уменьшения объема денежных средств, направленных на получение профессионального образования.

За шесть лет меньше стало тратиться денег на обучающихся: в системе НПО – на 35 процентов, в учреждениях СПО – на 6 процентов, в вузах – на 14 процентов. Обучение в школе не отразилось на толщине кошелька, а на дошкольников расходуется средств уже на 37 процентов больше. Стабильное сокращение финансовых потоков во многом обусловлено демографическим спадом в возрастных группах от 10 до 23 лет.

Сказалось на снижении расходов и изменение структуры предпочтений. Так, привлекательность НПО неизменно падала, тогда как высшее образование, наоборот, продолжало набирать популярность. Об этом свидетельствуют различия в динамике численности обучающихся и соответствующих возрастных групп. Так, число учащихся в системе НПО сократилось с 2006 по 2012 годы на 54 процента, что значительно больше, нежели уменьшение соответствующей возрастной когорты. Численность студентов учреждений и СПО, и ВПО снизилась только на 17 процентов.

Важно отметить, что уменьшение контингента студентов вузов происходило в основном за счет очной формы обучения, недобравшей 25 процентов абитуриентов, тогда как заочников стало меньше на 7 процентов. Поскольку годовые совокупные расходы студента-заочника почти в два раза ниже, чем у студента дневного отделения, то изменение не только численности, но и структуры обучающихся повлияло на сумму, затрачиваемую населением.

Расходы предприятий на образование в наибольшей степени подвержены изменениям экономической ситуации. Согласно полученным оценкам, эта статья расходов предприятий сократилась в 2008 году и в течение последующих лет так и не достигла уровня докризисного года.

  1. По программам НПО имеется возможность получения оценок лишь для обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
  2. Бюджетные расходы и расходы семей отложены по основной оси, расходы предприятий – по вспомогательной.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, исследования, НИУ ВШЭ, компетентно, ао-69

Похожие материалы:
Образование – 2030: сценарии для России
Профессионализм на весах профессионалов
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Подходы к формированию практикоориентированных программ
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Российский индекс изобретательской активности
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Тенденции непрерывного образования
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
X Международная российская конференция исследователей высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#102УГАИ им. Загира Исмагилова отметил пятидесятилетие
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ