Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги регионализации системы управления

Экспертная группа НИУ ВШЭ при участии других заинтересованных сторон провела исследования, комплексно оценив трансформации и текущее состояние отечественной системы СПО. Аналитические материалы обобщены в докладе «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России». Чем завершился переход на региональную модель управления, и какие факторы повлияли на динамику охвата СПО?

Просмотров: 238

За последние десятилетия в сфере российского среднего профессионального образования произошли существенные изменения. Глобальные – коснулись всех участников образовательного процесса. Экспертная группа НИУ ВШЭ при участии других заинтересованных сторон провела исследования, комплексно оценив трансформации и текущее состояние отечественной системы СПО. Аналитические материалы обобщены в докладе «Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России».

Чем завершился переход на региональную модель управления, и какие факторы повлияли на динамику охвата СПО?

ПОСТРОЕНИЕ советской системы профессионального образования на основе отраслевого принципа, как напоминают авторы доклада, породило многочисленные диспропорции в территориальном размещении образовательных организаций и их специализации. Отделенная от региональных и местных рынков труда, эта система с распадом плановой экономики начала работать вслепую, часто провоцируя безработицу и обостряя дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов.

Идея регионализации стала важнейшим ориентиром развития отрасли. Правовые основы этого процесса заложены в Федеративном договоре[1], в котором общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Главная идея реформы состояла в том, чтобы перестроить систему профобразования на основе региональных приоритетов. Предстояло интегрировать образовательные организации СПО в экономику регионов, ориентируясь на потребности и запросы местных рынков труда.

Вопрос о передаче системы СПО-НПО в региональное ведение вызвал широкое обсуждение и споры. Целесообразность этой меры, а также условия и порядок ее осуществления стали причиной разногласий. Эксперты приводят данные опроса, проведенного в 2004 году профильным комитетом Совета Федерации: только три региона (Самарская область, Москва, Агинский Бурятский автономный округ) безоговорочно поддержали передачу в регионы организаций НПО. В то же время 22 субъекта РФ высказались против такого решения. В их числе были многие области, принимавшие участие в эксперименте и получившие наглядное подтверждение того, что переданные в субъекты профессиональные училища оказались в худших финансовых условиях по сравнению с федеральными. Согласились с возможностью передачи организаций НПО на региональный уровень 56 регионов, но при выполнении со стороны федерального центра определенных условий, в первую очередь финансового характера.

В результате долгих дискуссий пришли к компромиссному решению. Одновременно с передачей в регионы образовательных организаций НПО-СПО министерство финансов должно было выделить дополнительные средства для каждого субъекта РФ на реализацию функций начального и среднего профессионального образования. Кроме того, было определено, что предстоящая регионализация не коснется образовательных организаций, готовящих рабочих и технологов для наукоемких и высокотехнологичных производств, предприятий оборонно-промышленного комплекса, транспорта и IT-индустрии. Базовые образовательные организации, выполняющие функции методических центров, также предполагалось сохранить в ведении Минобрнауки РФ. Таким образом, федеральный сегмент системы НПО-СПО должны были составить 1014 образовательных организаций СПО (39% от общего числа), а также 230 профессионально-технических училищ (6%).

Таблица.

Изменение численности студентов СПО в субъектах РФ (2005-2015 годы)

 

Федеральные округа

2005 (тыс. чел.)

2015 (тыс. чел.)

Центральный

913,6

600

Северо-Западный

379

252

Южный

390,3

301

Северо-Кавказский

174,8

164

Приволжский

997,2

655

Уральский

414,3

278

Сибирский

628,3

438

Дальневосточный

202,5

146

 

Однако на завершающем этапе регионализации в 2008-2012 годах было принято решение о переводе всех образовательных организаций начального и среднего образования в ведение субъектов РФ[2]. Местным органам власти делегировали право самим выстраивать траекторию развития систем СПО, решать вопросы реорганизации, финансирования, назначения руководящего состава образовательных организаций. То есть осуществлять весь спектр административно-распорядительных функций, гарантируя право на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования. Решение общих вопросов, связанных с утверждением ФГОС, разработкой и реализацией целевых программ, перечней профессий и специальностей СПО, сохранилось за государством.

ИЗМЕНЕНИЯ параметров региональных систем среднего профессионального образования и демографическая ситуация в отдельных регионах в период 2005-2015 годов сильно повлияли на охват СПО в разных субъектах РФ. Авторы доклада НИУ ВШЭ сопоставили данные численности молодежи в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет и контингента СПО. Наибольшее падение численности молодых людей в Центральном федеральном округе наблюдалось в Ивановской и Смоленской областях. Депопуляция в этих регионах превысила 50%. Более благоприятная ситуация сохранилась в Курской и Московской областях, а также в Москве: 60,4%, по сравнению с 2005 годом. Количество студентов в Центральном федеральном округе с 913,6 тыс. упало до 600 тыс. человек.

В Северо-Западном федеральном округе численность молодежи резко уменьшилась (до 52%) в Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Чуть лучше сложилась ситуация в Калининградской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге. Количество студентов в СЗФО за указанный период сократилась с 379 тыс. до 252 тыс.

В Южном федеральном округе значительно (на 45,5-47,1%) сократилась численность молодежи в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, а также в Республике Калмыкия. Общая численность студентов системы СПО в Южном федеральном округе уменьшилась лишь с 390,3 тыс. в 2005 году до 301 тыс. в 2015 году. Но доля сокращения распределилась неравномерно. Так, Краснодарский край сохранил 89,5% контингента СПО, а Волгоградская область – 65,9%.

В регионах Северо-Кавказского федерального округа произошло наименьшее, по сравнению с другими округами, снижение численности возрастной когорты пятнадцати-девятнадцати лет. Общее количество студентов здесь уменьшилось незначительно: с 174,8 тыс. в 2005 году до 164 тыс. в 2015 году. Кроме того, в отдельных регионах наблюдалась противоположная тенденция: Ингушетия, Чечня и Дагестан значительно увеличили набор на программы СПО, что обеспечило прирост контингента профессиональных образовательных организаций на 77,9, 62,7 и 18,4% соответственно.

Наиболее сложная демографическая ситуация среди регионов Приволжского федерального округа сложилась в республиках Марий Эл (падение численности молодежи составило 52,5%) и Мордовия (50%), Ульяновской (53,3%), Кировской (51,6%) и Пензенской (49,8%) областях. В более благоприятном положении оказались Нижегородская, Самарская, Саратовская, Оренбургская области, Пермский край, а также Чувашская и Удмуртская республики, Башкортостан и Татарстан (от 43,8 до 48,9%). Численность студентов СПО в Приволжском федеральном округе сократилась с 997,2 тыс. до 655 тыс. Наиболее устойчивыми, c точки зрения удержания контингента СПО, оказались Республика Татарстан, сохранившая 82,1% студентов, Нижегородская (73,4%) и Самарская области (68,9%).

С наибольшей депопуляцией молодежи среди регионов Уральского федерального округа столкнулись Курганская (51,6%), Свердловская (47,2%) и Челябинская (46,9%) области. Численность студентов системы СПО здесь уменьшилась с 414,3 тыс. до 278 тыс. В Ямало-Ненецком автономном округе контингент СПО незначительно вырос, в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе сократился менее чем на четверть (21,6 и 17,1% к уровню 2005 года соответственно). Свердловская, Челябинская и Курганская области сохранили 57,7-67,2% студенческих коллективов СПО.

В 10 регионах Сибирского федерального округа – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Томская области, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, республики Бурятия и Хакасия – численность молодежи сократилась на 43,5-48,8%. Более стабильная демографическая ситуация сохранилась в республиках Алтай и Тыва (сокращение на 37,7 и 36,9% соответственно). Контингент образовательных организаций, реализующих программы СПО, в регионах Сибири уменьшился с 628,3 тыс. до 438 тыс.

Численность молодежи в 7 субъектах Дальневосточного федерального округа – Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области – сократилась на 47,1-52,8%. Показатели Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа составили 35 и 34%. Здесь численность студентов уменьшилась с 202,5 тыс. до 146 тыс. При этом в Республике Саха (Якутия) прием студентов на программы СПО увеличился на 3,9%.

Принимая во внимание представленные данные, авторы уверены, что изменение демографической ситуации явилось одним из ключевых факторов, повлиявших на положение региональных систем СПО в минувшее десятилетие. В результате сокращения численности молодежи разница по субъектам РФ составила от 16 и почти до 60%. Поскольку демографические показатели сокращались в большинстве регионов гораздо активнее, чем численность студентов СПО, это привело к значительному росту показателя охвата средним профессиональным образованием. Вклад в этот прирост отдельных регионов был не одинаков. В 2005-2015 годах 80% прироста обеспечили 36 субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Ростовская, Тюменская, Омская, Самарская, Саратовская, Томская, Тамбовская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, республики Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Чечня.

На статистику также повлиял тот факт, что значительная часть молодых людей – студентов СПО в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет осваивает программы средней школы. Кроме того, необходимо сделать поправку на отток молодежи в региональные центры с крупными университетами.

Образовательные организации использовали различные способы привлечения студентов, шел процесс адаптации к новым реалиям. Уменьшение числа абитуриентов, поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, как отмечают авторы книги, заставило региональные органы управления образованием пересмотреть образовательную политику. Была оптимизирована сеть профессиональных образовательных организаций, урезаны контрольные цифры приема, пересмотрены показатели эффективности.

В ближайшее десятилетие, до 2030 года, прогнозируется увеличение численности лиц в возрасте пятнадцати-девятнадцати лет. Эксперты рекомендуют учесть это обстоятельство при долгосрочном планировании всех составляющих образовательной инфрастуктуры.

Отечественная система СПО трансформировалась параллельно с социальными и экономическими изменениями в обществе. Образовательные организации столкнулись с необходимостью самостоятельно «слышать сигналы», исходящие от рынка труда. А запросы работодателей способствовали качественным преобразованиям в сфере профобразования. Об одном из важнейших приоритетов государственной политики – обеспечении взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий – читайте в следующих номерах «АО».

Елена КЛЕШНИНА.

[1] Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» от 31 марта 1992 года.

[2] Распоряжение Правительства РФ «О передаче государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов РФ» от 22 декабря 2009 г. № 2030-р.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дни профессионального образования в Москве
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Интегрированный закон: проблемы и риски
Проблемы СПО глазами аналитиков
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Современные тенденции развития профессионального образования России
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Федеральному бюджету колледжи не по силам. А региональному?
В центре обсуждения – концепция развития НПО и СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ