Финансирование образования в период финансового кризисаДоля расходов на образование по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) зависит от приоритетов государственной политики. Во всех странах мира образование в значительной степени финансируется государством. Однако во времена финансового кризиса эти расходы могут быть сокращены. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Просмотров: 2168
Доля расходов на образование по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) зависит от приоритетов государственной политики. Во всех странах мира образование в значительной степени финансируется государством. Однако во времена финансового кризиса эти расходы могут быть сокращены. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1.
Уровень расходов на образовательные организации зависит от размера населения страны, численности обучающихся и уровня заработной платы педагогов. На начальных и средних уровнях образования, касающихся детей преимущественно от пяти до четырнадцати лет, показатели охвата в странах ОЭСР близки к ста процентам, а изменение числа студентов тесно связано с демографическими изменениями. По данным отчета ОЭСР за 2013 год, комбинированные государственные инвестиции в образование с 2008 по 2010 годы выросли в среднем на 5 процентов. Тем не менее ежегодные расходы на образовательные организации в целом в течение этого периода замедлились: с 4 процентов в период между 2008 и 2009 годами до 1 процента между 2009 и 2010 годами в среднем по странам ОЭСР. Более одной трети стран сообщили о замедлении темпов ежегодного роста государственных расходов на образовательные организации в период с 2008 по 2010 годы. Австрия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания и Соединенные Штаты сообщили об увеличении в период с 2008 и 2009 годов и падении между 2009 и 2010 годами, в то время как Эстония, Венгрия, Исландия и Италия сообщили о сокращении расходов за оба указанных периода. Доля национального богатства, затраченная на образовательные организации, является существенной по всем странам ОЭСР и G20, по которым имеются данные. В 2010 году страны-члены ОЭСР направили на образовательные организации в среднем 6,3 процента от своего ВВП и 6,5 процента совокупного ВВП с учетом государственных и частных источников финансирования. Расходы на образовательные организации всех уровней по отношению к ВВП были больше, чем 6 процентов почти в половине стран ОЭСР и G20, по которым имеются данные, и даже выше 7 процентов в семи из них (данные приводятся в процентах): Дании (7,9), Исландии (7,7), Израиле (7,4), Корее (7,6), Новой Зеландии (7,3), Норвегии (7,6) и США (7,3). Пять стран затратили менее 5 процентов от ВВП на образование, а именно: Чехия (4,7), Венгрия (4,6), Италия (4,7), Российская Федерация (4,9)2 и Словацкая Республика (4,6). Увеличение расходов на образовательные организации становится всё более тяжелым финансовым бременем для общества в целом. Однако это не предполагает исключительно государственные расходы. В среднем из 6,5 процента от комбинированного ВВП в странах ОЭСР, затрачиваемых на все уровни образования, на государственные источники приходится 5 процентов или три четверти.
Государственные средства являются основным источником финансирования образования во всех странах и составляют не менее 60 процентов (Чили) или почти до 98 процентов (Финляндия и Швеция) от общего объема расходов. И все же различия между странами в расходах на образование по источникам финансирования и уровням образования велики. Государственные расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение или оборону зависят не только от их приоритетности для страны, но и от того, смогут ли эти отрасли самостоятельно предоставлять услуги адекватно. Например, государственное финансирование может помочь увеличить доступ к образованию для граждан страны. Но экономический кризис оказывает давление на государственные бюджеты в такой степени, что на образование выделяется все меньше государственных ресурсов. Это, в свою очередь, может повлиять на доступность образования, качество обучения и его результаты. С другой стороны, спрос на образование, профессиональную подготовку и переподготовку от нетрудоустроенных людей может увеличиться, что потребует больших затрат на образование. Впрочем, высокие расходы не обязательно связаны с лучшими результатами или качеством обучения. Кроме того, расходы по уровням образования зависят и от ряда других факторов, которые должны быть приняты во внимание при сопоставлении стран. В среднем по странам ОЭСР 89 процентов всех расходов на начальное, среднее и профессиональное образование касаются основных услуг. Эта доля значительно меньше на уровне высшего образования – в среднем 71 процент, так как другие услуги – в частности те, которые касаются научных исследований и разработок, – могут представлять большую долю общих расходов на образование. На уровне высшего образования доля расходов на исследования и разработки в процентах от ВВП колеблется от менее чем 0,2 процента в Бразилии (0,05), Чили (0,14), Венгрии (0,18) и Словакии (0,14) и свыше 0,6 процента в Австралии (0,62), Канаде (0,68), Эстонии (0,64), Финляндии (0,80), Нидерландах (0,64), Норвегии (0,70), Швеции (0,94) и Швейцарии (0,69). В результате финансового кризиса государственные расходы на образование увеличивались более медленными темпами, чем государственные расходы на все услуги более чем в половине стран ОЭСР в период между 2008 и 2010 годами. Кризис усилил давление на государственные бюджеты и потребовал от правительств изменения приоритетов по распределению расходов между образованием и другими ключевыми государственными секторами – здравоохранением и социальным обеспечением. Из основных индикаторов Российской Федерации в «Обзоре образования – 2014»
Из Страновой записки3 по докладу ОЭСР «Education at a Glance 2014 OECD Indicators», oecdru.org/zip/Russian-Federation-EAG2014-Country-Note-russian.pdf.
1 При подготовке статьи использованы материалы доклада ОЭСР за 2013 год «Education at a Glance 2013: OECD Indicators», http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en. 2 Россия – страна-партнер ОЭСР и член G20. 3 Автор Страновой записки по Российской Федерации – Камила де Мораес, сотрудник Директората по образованию ОЭСР. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|