Профессионализм на весах профессионаловВажным направлением кадровой политики компаний является трудоустройство выпускников учреждений профобразования. За период проведения опросов работодателей, в рамках исследования мониторинга экономики образования, компании корректировали политику найма выпускников, при этом общеэкономические настроения оказывали свое влияние далеко не в последнюю очередь. Просмотров: 1845
Представления работодателей о выпускниках и характер спроса на кадрыДинамика ростаВажным направлением кадровой политики компаний является трудоустройство выпускников учреждений профобразования. За период проведения опросов работодателей, в рамках исследования мониторинга экономики образования, компании корректировали политику найма выпускников, при этом общеэкономические настроения оказывали свое влияние далеко не в последнюю очередь. После спада 2008-2009 годов, когда предприятия сворачивали свои отношения с учебными заведениями, произошел переход к положительной динамике. Если по итогам опроса 2012 года 46 процентов проанкетированных компаний нанимали выпускников учреждений профобразования последних двух лет, то в 2013 году их число выросло до 56 процентов. Одновременно посткризисное сотрудничество расширялось в форме учебной практики, участия в ярмарках вакансий, подготовки специалистов или работников по заказу компаний. За период с 2008 года работодатели чаще предоставляли работу выпускникам вузов, и доля компаний, нанимавших специалистов с высшим образованием, возросла до 43 процентов. Выше стал интерес и к выпускникам колледжей – до 39 процентов от числа компаний, участвовавших в опросе. Это максимальное значение за последние пять-шесть лет. Возрождается после кризиса и спрос на выпускников профессиональных училищ и лицеев: их в 2013 году нанимали 30 процентов компаний. Точка опоры – опытПо сведениям нескольких лет, лишь 25-30 процентов трудоустроившихся выпускников имели опыт общения со своим работодателем в ходе учебной практики или стажировки. А между тем, по утверждению руководителей предприятий, ключевым фактором при выборе работника признается наличие опыта работы в профессиональной области. Опросы подтверждают, что студенты тоже активно поддержали бы идею обучения в тех компаниях, где востребована их профессия, поскольку их шансы на трудоустройство возрастут. Такое обучение следовало бы сделать ключевой компонентой образовательного процесса в вузах, колледжах, профлицеях – вместо организованной ради галочки практики. Но в большинстве учебных заведений практика предусматривается лишь для общего знакомства с производством. Например, в 2011 году эту возможность использовали около 16 процентов студентов вузов и 35 процентов старшекурсников. Компаниям и учебным заведениям пока не удалось в массовых масштабах выработать эффективные формы практической подготовки специалистов. А доля компаний, организующих традиционную краткосрочную практику и стажировку, сейчас примерно такая же, как в докризисном 2008 году: её студентам вузов в среднем предоставляли менее трети предприятий, а учащимся профлицеев – лишь одно из пяти. Подобное сотрудничество удается развивать крупному бизнесу, готовому инвестировать средства в формирование кадрового резерва, большинство же работодателей остаются сторонними наблюдателями. Максимальный интерес к трудоустройству выпускников всех уровней сохраняется в промышленности, а минимальный – в торговле (см. рис. 1). Рисунок 1. Доля предприятий, проводивших найм выпускников всех уровней профобразования, по отраслям (в процентах от числа предприятий, нанимавших работников в течение последних двух лет)
Хотя по результатам опроса 2012 года в промышленности, строительстве и на транспорте масштабы найма выпускников колледжей и профучилищ были снижены существеннее, чем выпускников вузов, сейчас в этих отраслях примерно в равной мере возрождается интерес ко всем уровням профобразования. Например, в промышленности из числа предприятий, осуществлявших набор сотрудников, выпускников вузов нанимали 54 процента компаний, выпускников колледжей – 48 процентов, это на 9 процентов больше данных прежнего замера, и выпускников ПТУ – 37 процентов, что на 4 пункта выше предыдущих данных. В итоге сегодня активность найма выпускников вузов и колледжей в промышленности и на транспорте сопоставима с 2008 годом. Но у строительных компаний интерес к выпускникам пока не достиг уровня этого года. За последний год динамика найма выпускников в крупные, средние и малые компании была неравномерна (см. табл. 1). Так, крупный бизнес более заинтересован в наборе выпускников профессиональных училищ и особенно колледжей. Средний бизнес за последний год практически не менял тактики в вопросах найма выпускников всех уровней. В малом бизнесе за последний год несколько вырос интерес к выпускникам вузов и ПТУ. В целом крупный бизнес по-прежнему чаще обращается к выпускникам вузов, техникумов, ПТУ, в сравнении с предложением вакансий малым и средним бизнесом. Во всех секторах работодатели по-прежнему чаще предоставляют работу выпускникам вузов. Таблица 1. Найм выпускников: сравнение по размерам предприятий
Мы ждем переменВ ходе многолетних замеров практически не меняются оценки уровня профессиональной подготовки выпускников работодателями. Так, в 2013 году средний балл при оценке выпускников вузов составлял 3,7 по пятибалльной шкале, колледжей – 3,6 и ПТУ – 3,5. Интересно, что у работодателей России и Великобритании довольно схожее мнение о выпускниках вузов и колледжей (см. табл. 2). Работодатели редко ставят выпускникам вузов неудовлетворительные оценки по качеству полученных знаний (то есть «плохо подготовлены» – по шкале британского опросника, или ниже 3 баллов – по пятибалльной отечественной шкале) и в целом ими удовлетворены. При этом как британские, так и российские работодатели несколько выше оценивают профессиональную подготовку выпускников вузов, выпускники колледжей относительно реже получали высокий рейтинг (см. табл. 2). Но если студенты вузов и колледжей, как правило, получают определенный набор теоретических знаний, то в отношении других навыков, необходимых для успешной адаптации на рабочем месте, у работодателей и экспертов возникают большие претензии. Согласно докладу Всемирного банка 2012 года, особенностью обучения в российской системе профессионального образования остается передача академических знаний, заучивание фактов и недостаточное внимание к развитию навыков использования теоретических знаний для решения прикладных задач или проблем и навыков критического мышления1. Таблица 2. Оценка работодателями выпускников вузов и колледжей, Россия и Великобритания
Такая модель сохраняет советское наследие, когда формирование у студентов навыков критического мышления и решения реальных проблем, обучение по первоисточникам, а не по интерпретациям из учебников рассматривались даже как опасные тенденции. В частности, по международным тестам PISA в 2006 году российские студенты не уступали в усвоении фактологического материала и теории, но отставали в умении использовать знания в реальных ситуацях. Эксперты признают, что их нужно учить не набору профильных теорий, а навыкам рассуждать, самостоятельно находить решения в сложных, нерутинных обстоятельствах, готовности осваивать новую информацию, что и придает адаптируемость профессионального капитала работника к меняющейся технологической и организационной среде. Работодатели рационально относятся к профессиональной базе молодых специалистов, не выражая завышенных требований. Для них более приоритетными оказываются обучаемость, высокая мотивированность и целеустремленность. В среднем выпускники по уровню обучаемости получают более высокую оценку, чем по уровню их профессиональной подготовки. К аналогичным выводам пришли и исследователи проекта Superjob, изучавшие мнение руководителей кадровых служб компаний2. По данным этого опроса, при найме молодого специалиста 74 процента руководителей в первую очередь оценивают личные компетенции и деловые качества, 45 процентов – наличие минимального профессионального опыта. А вот уровень и качество образования за основу брали бы лишь 34 процента кадровиков. Под личными компетенциями 62 процента руководителей подразумевали мотивированность, целеустремленность, 44 процента – организованность, умение планировать время, 39 процентов – ориентацию на развитие, умение планировать время, 28 процентов – умение работать в команде. Опыт работы учитывали бы при оценке молодого специалиста 28 процентов руководителей кадровых служб. В целом работодатели и для опытных, и для молодых специалистов называют схожие профессиональные качества и навыки, требующие развития, в том числе поведенческие.
1 Sondergaard L, Murthi M. Skills, not just diplomas. Managing education for results in Eastern Europeand Central Asia.//World Bank, 2012, pp.59-60: siteresources.worldbank.org Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|