Перемены в системе образования понятны не всем работодателямУ Союза промышленников и предприятий Красноярского края достаточно тесные отношения с Минобром Красноярского края, что позволяет участвовать СППКК в выработке принципиально важных решений по поводу подготовки кадров. На уровне обсуждения образовательных стандартов, экспертных оценок такое участие уже принимается. Просмотров: 1887
Стремясь принять участие в решении проблемы профессиональной ориентации школьников, предприниматели Красноярского края готовы пойти на беспрецедентный шаг. Представители регионального бизнеса выступили с инициативой оборудовать на свои средства пустующие производственные мастерские, в которых днем будут обучаться профессиональным навыкам дети, а по назначению мощности будут использоваться только вечером и ночью. О том, как строятся взаимоотношения работодателей и учреждений образования в регионе, нам рассказал председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутат Законодательного собрания Красноярского края Михаил ВАСИЛЬЕВ. Желание и возможности– Михаил Геннадьевич, сегодня в адрес отечественных работодателей то и дело раздаются упреки в их незаинтересованности в инновациях, нежелании становиться постоянными заказчиками интеллектуального продукта. Насколько такая ситуация свойственна для Красноярского края, где экономический потенциал огромен? Есть ли в регионе «твердо стоящие на ногах» наукоемкие сектора экономики, к которым работодатели края проявляют повышенный интерес?
– Думаю, термин «незаинтересованность» в данном случае не совсем уместен, так как реализация желания зависит от возможностей. Наверное, любой предприниматель заинтересован в инновациях, модернизации технологий и оборудования и т.д. Он рад бы включиться в инновационные процессы, но часто это бывает ему не по карману. Возможностей делать серьезные капитальные вложения в инновации у малого и среднего бизнеса, к сожалению, сегодня практически нет. Но если рассматривать усредненные показатели, то статистика нам говорит о том, что в Красноярском крае инновации есть, а инвестиции в основные фонды одни из самых Наукоемкие сектора экономики в крае, скорее всего, пока не проявляются в массовом виде, но у нас есть традиционные виды производств, в которых наука присутствует, и они довольно хорошо работают. В основном, это предприятия оборонной сферы. Можно привести в пример ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева в г. Железногорске, являющееся, с точки зрения наукоемкости производства, одним из флагманов применения новейших технологий и научных достижений в своей деятельности. Что касается «гражданских» секторов экономики, то здесь, к сожалению, ситуация не столь радужная. И она, считаю, актуальна для всей России. – Несколько лет назад был принят федеральный закон, дающий работодателям возможность участвовать в выработке и реализации государственной образовательной политики. Принимают ли работодатели Красноярского края участие в разработке профессиональных стандартов для учреждений образования? Сложились ли эффективные формы взаимодействия работодателей с учебными заведениями края? – Еще в 2007 году Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края (СППКК) провел ряд совещаний, консультаций по этому вопросу, а в 2009 году – круглый стол, на котором региональные объединения работодателей обсудили с Министерством образования вопросы совершенствования подготовки профессиональных кадров всех уровней – от НПО до ВПО. Действительно, работодатели получили в лице своих объединений право участвовать в процессе выработки профессиональных стандартов – «заказывать музыку» для учебных заведений. Эта работа ведется, но не так массово, как хотелось бы. Причины я вижу в банальном отсутствии к ней интереса большинства работодателей. Крупные компании, как правило, имеют в своих структурах корпоративные университеты, средне-специальные учебные заведения и учебные центры, где готовят профильные кадры благодаря собственным ресурсам. Основная масса малого и среднего предпринимательства, не имеющая возможности или, может быть, желания организовать внутрикорпоративное обучение, рассчитывает на обычного специалиста с рынка труда. И сагитировать ее представителей на то, чтобы они вкладывались в развитие и подготовку профстандартов, к сожалению, оказалось не так просто. Многие предприниматели живут одним днем, и о том, какие специалисты им понадобятся через пять-десять лет, рассуждают лишь единицы. Подобное отношение объяснимо с точки зрения сложности прогнозирования кадровых потребностей на длительный период. В свою очередь ряд вузов Красноярского края, формируя планы по выпуску специалистов, третий год подряд согласовывает их с СППКК. Точных расчетов потребностей за этими цифрами, конечно, нет, так как нет ни единой методики подобных расчетов, ни программы социально-экономического развития территорий и края в целом, которые позволили бы подсчитать потребность в тех или иных профессиональных ресурсах. В целом, у СППКК сложились достаточно тесные отношения с Министерством образования Красноярского края, что позволяет нам участвовать в выработке принципиально важных решений по поводу подготовки кадров. На уровне обсуждения образовательных стандартов, экспертных оценок мы такое участие уже принимаем. Но одно из важнейших решений, принятых по итогам круглого стола 2009 года, к сожалению, осталось неисполненным. Мы предлагали региональным властям выступить с софинансированием заказа разработки профстандартов по основным специальностям, которые могли бы считаться базовыми для края, оставив за рамками стандарты, уже разрабатываемые компаниями. Тех, кто может с этой задачей справиться своими силами, можно обойти стороной. А по специальностям общего профиля обязательно должен вмешаться бюджет, ведь именно конструкторы и технологи во многом определяют развитие инновационных технологий. Соответственно, это проблема не только работодателей, но и власти. Залог успеха – в осознанном выборе– Одна из больных тем для профессионального образования – организация практики. Причины для отказа работодатели, не слишком привечающие студентов-практикантов, называют разные, в том числе и отсутствие экономических преференций. Такая ситуация актуальна для Красноярского края? – В большинстве случаев практика если и есть, то носит формальный характер. Это неправильно. Сегодня в Красноярском крае на стадии рассмотрения находится закон, позволяющий ввести систему, при которой работодатель будет получать определенное финансирование из краевого бюджета, за счет чего снизятся его издержки на практикантов. Возможно, этот закон позволит переломить ситуацию. – Существуют ли у молодых специалистов проблемы с трудоустройством в Красноярском крае? – Проблемы трудоустройства молодые специалисты испытывали во все времена. Раньше их отчасти удавалось решать при помощи распределения, при котором молодой человек заранее знал, где будет работать после окончания учебного заведения. В этом есть свои преимущества. Но сегодня такой системы практически не существует. Мы имеем «свободные» дипломы, выпускники самостоятельно занимаются поиском работы. Для решения проблем с трудоустройством молодых специалистов необходимо, прежде всего, грамотно построить систему профориентации школьников и абитуриентов. С моей точки зрения, сегодня выбор профессии для абитуриентов во многом случаен. Есть тенденция изменения в сторону большего понимания и осознания, но она пока еще не принесла плодов. Чем раньше у молодого человека появится понимание будущей профессии и осознание того, что она даст ему в будущем, тем успешнее он справится с ее выбором. – Насколько удовлетворены работодатели Красноярского края качеством подготовки специалистов в региональных учреждениях ВПО, СПО и НПО? – Полностью удовлетворен не может быть ни один работодатель. Необходимо повысить качество взаимоотношений работодателей и образовательных учреждений в принципе. В том числе выстроить систему профориентации. Взять, к примеру, научно-техническое творчество молодежи. В советское время молодые люди находили возможность вечером после учебы заниматься техническим творчеством в кружках и секциях по конструированию. Эти ребята затем осознанно шли в технические вузы, и из них получались прекрасные специалисты. Сегодня такое явление, к сожалению, встречается крайне редко. Нужно восстанавливать эту систему, в ней наши работодатели готовы участвовать. Они понимают, что если предложат базовой, подшефной школе свои возможности, то получат взамен доступ к ее ресурсам. В Красноярском крае есть показательный пример. Предприниматели готовы оборудовать пустующие мастерские за свой счет, дать мастеров для обучения детей профессиональным навыкам. Это происходило бы в дневное время. А вечером и ночью в тех же мастерских предприниматели производили бы продукцию. На мой взгляд, это абсолютно инновационный подход к образовательному процессу. Проект находится на стадии рассмотрения и согласования в краевом министерстве образования. Хорошо, если бы такой проект в нашем крае был реализован. Крупным компаниям проще– Насколько развита на предприятиях региона система корпоративного обучения? – У Красноярского края своя «специализация» – металлургия, добыча нефти и газа, горнодобывающая промышленность. Предприятия, представляющие эти отрасли, давно внедрили в структуры корпоративное обучение. Так, свой корпоративный университет есть у компании «РУСАЛ», работают корпоративные образовательные программы ГМК «Норильский никель», функционирует система подготовки и переподготовки кадров у энергетиков, первых специалистов выпустил Институт нефти и газа при Сибирском федеральном университете. Крупные компании имеют хорошо структурированные образовательные системы, направленные на достижение конкретного результата. Они в достатке финансируются, в них работают лучшие преподаватели. Понятно, что у выпускников таких образовательных систем нет проблем с трудоустройством, так как их готовят под конкретное рабочее место. Однако у них может быть менее широким кругозор, чем у выпускников обычного вуза, – в силу обучения последних по расширенной учебной программе по целому ряду предметов. – Как работодатели Красноярского края относятся к переходу системы высшего профессионального образования РФ к уровневой подготовке кадров? – Не все работодатели понимают процессы, происходящие в системе профессионального образования, и в этом смысле вузам не достает разъяснительной работы. Мне кажется, что система образования должна более ярко заявлять о своих выпускниках, по сути, «продавая» их работодателям. На эту тему мы неоднократно беседовали с руководителями вузов Красноярского края, и я убеждал их в том, что им необходимо вести собственные реестры выпускников, гордиться теми выпускниками, которые добились отличных результатов в карьере. В рамках системы подготовки бакалавров и магистров вузы должны активнее объяснять работодателям, в чем преимущества того или иного выпускника. Эти тонкости не до конца понятны основной массе работодателей, поэтому они очень осторожно высказываются по поводу предстоящей реформы в системе профессионального образования. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|