Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подходы к формированию практикоориентированных программ

В российских регионах активно идет поиск моделей многофункциональных центров профессиональных квалификаций, организованных на базе крупных учреждений СПО. На какие целевые потоки их ориентировать? Какие образовательные программы разрабатывать? Что ожидать от реализации программ?

Просмотров: 1097

В российских регионах активно идет поиск моделей многофункциональных центров профессиональных квалификаций, организованных на базе крупных учреждений СПО. На какие целевые потоки их ориентировать? Какие образовательные программы разрабатывать? Что ожидать от реализации программ?

НИКИТИН Михаил Валентинович, вице-президент Академии профессионального образования (г.Москва), доктор педагогических наук, профессор

Содержание и структура системы профессионального образования, процессы взаимодействия учебных заведений и рынка труда изменяются. То же самое происходит и с подходом к выбору профессии и профессиональной карьере, становление которой идет параллельно с развитием личности. В наше время молодые люди стремятся к успеху в жизни и в большинстве случаев связывают его с деньгами. Многочисленные социологические опросы молодежи шестнадцати­-двадцати шести лет показывают, что среди критериев выбора профессии (специальности) лидирует высокая заработная плата. На нее ориентируются 85 процентов респондентов. Оплата труда имеет существенное значение и для взрослых, которые осваивают дополнительные квалификации и меняют сферу приложения сил. Этот фактор необходимо учитывать при выборе программ обучения в многофункциональном центре профессиональных квалификаций (МЦПК).

По данным социологов, к 2030 году трудоспособное население РФ сократится на 11 млн. человек. В связи с этим значение трудовой социализации подростков и молодежи возрастает. Ранний опыт практической деятельности во многом будет влиять на производительность труда, так что реализация программ обучения для лиц в возрасте тринадцати-пятнадцати лет – первоочередная задача для многофунциональных центров профессиональных квалификаций. Очень важно, что по таким программам смогут обучаться девятиклассники, не попавшие в десятый класс: одни – потому что не прошли государственную итоговую аттестацию, а другие – из-за отсутствия у родителей средств для найма репетиторов, которые подготовят их сына или дочь к ЕГЭ в одиннадцатом классе.

Академия профессионального образования (г. Москва) определила четыре основные задачи, которые должны выполнять многофунциональные центры профессиональных квалификаций, а также разработала и проводит апробацию базовых программ для трудовой социализации подростков (таблица 1).

ЗАДАЧА 1. Обучение подростков тринадцати-пятнадцати лет

Увеличить изображение

Обучаться в центре могут также безработные и трудовые мигранты. Базовые программы и предполагаемые результаты представлены в таблице 2.

ЗАДАЧА 2. Обучение безработных, работников предприятий и трудовых мигрантов

Увеличить изображение

ПРИМЕЧАНИЕ. Названные программы должны быть сертифицированы.

Еще одна задача МЦПК – работа со студентами и выпускниками вузов и ссузов, которые хотят получить дополнительные профессиональные, в том числе социальные и спортивные квалификации. Видение ее решения отражено в таблице 3.

ЗАДАЧА 3. Обучение студентов вузов и ссузов дополнительным профессиональным квалификациям

Увеличить изображение

Четвертая задача МЦПК – разработка и реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки (профессионального тренинга) взрослых в возрасте 25-65 лет, где главный акцент делается на освоение новых практических навыков в следующих сферах:

а) в развитии творческих, креативных способностей;
б) в укреплении здорового образа жизни;
в) в освоении новых информационных технологий;
г) в финансово-­правовой защищенности.

Здесь не во всех случаях важно получение документа, подтверждающего квалификацию.

Программы для решения четвертой задачи представлены в таблице 4.

ЗАДАЧА 4. Разработка и реализация краткосрочных программ профподготовки взрослых

Увеличить изображение

Механизм, который помогает обеспечить востребованными квалификациями граждан различных возрастных и социальных групп, – горизонтальная интеграция. Именно она позволяет проектировать множественность:

а) образовательных траекторий для граждан различных возрастных социальных групп;
б) образовательных структур, форм и технологий обучения с ориентацией на качество профессиональных квалификаций и сертификацию образовательных программ;
в) форматов трудоустройства как способов конвертации профессиональной квалификации в оплату труда для обеспечения качества жизни.

За счет горизонтальной интеграции должна возрасти отдача от профессионального образования для домохозяйств, экономики, общества, армии, семьи, государства – таков прогноз российских исследователей. В противном случае может сформироваться беспрецедентная «экономика невостребованных знаний», где все с дипломами, а качественно выполнить работу некому.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российский индекс изобретательской активности
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Новая «Перспектива» успешной карьеры
СПО: Деньги в обмен на обязательства
Работодатели о профессиональном образовании
Тенденции непрерывного образования
Модернизация СПО: европейская версия
Финансирование образования в период финансового кризиса
СПО: Лед тронулся
Модернизация СПО: европейская версия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ