Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО: Деньги в обмен на обязательства

Система среднего профессионального образования России меняет свой облик. В областях и республиках появляются автономные учреждения СПО. О своем видении механизма финансирования центров профессиональных квалификаций на базе СПО рассказывает Михаил НИКИТИН, вице-президент Академии профессионального образования (г. Москва), профессор.

Просмотров: 1015

Система среднего профессионального образования России меняет свой облик. В областях и республиках появляются автономные учреждения СПО, на базе которых создаются инновационные центры профессиональных квалификаций. О том, что они собой будут представлять, в журнале уже рассказывалось. Но в публикациях не было ответа на самый острый вопрос: на какие средства должны существовать организации нового типа?

О своем видении механизма финансирования центров профессиональных квалификаций рассказывает Михаил НИКИТИН, вице-президент Академии профессионального образования (г. Москва), профессор.

Вопросы финансовой устойчивости автономных образовательных учреждений СПО особенно актуальны, так как рост независимости и самостоятельности положительно влияет на эффективность связи с реальным сектором экономики и обеспечивает воплощение принципа: деньги в обмен на обязательства.

Промежуточные исследования показывают, каким должен быть механизм многоканального частно-государственного финансирования центра профессиональных квалификаций, созданного на базе автономного учреждения. Во-первых, необходимо, чтобы он состоял из четырех элементов: источник финансирования; организационная структура, отвечающая за поиск и привлечение средств; формула расчета затрат на обеспечение требований заказчика; прозрачная процедура отчетности за полученное финансирование. Во-вторых, подобный центр должен быть многоканальным, включающим как бюджетные, так и иные источники (отраслевые эндаумент-фонды, корпоративные проекты работодателей, средства самих граждан и некоммерческих организаций). Соотношение этих источников может быть различно и зависит от характера образовательных программ (профессиональные, социально-адаптационные или ориентированные на приобретение конкретных знаний и навыков).

Чтобы у предпринимателей появился стимул к софинансированию, экономический механизм частно-государственного партнерства должен отвечать следующей логике:

а) чем ниже уровень квалификации работников, тем больше ответственность государства за их подготовку, ибо доход в бюджеты всех уровней приносят только квалифицированные работники;

б) чем больше потребность реального сектора экономики в высококвалифицированных рабочих, имеющих 4-6 разряды, тем выше доля корпоративных (кластерных) и частных средств и ниже – бюджетных;

в) при определении доли вложений нужно учитывать, что учреждения СПО и НКО несут затраты на выполнение воспитательных функций и социальную поддержку обучаемых, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В основу обеспечения государственного задания, выполняемого центром, необходимо заложить норматив подушевого финансирования с учетом ресурсоемкости образовательных программ: малозатратные, среднезатратные и высокозатратные. Программы непрерывного профессионального образования, гарантированные государством, финансируются на персонифицированной основе. Формы вложения средств различные: финансовые сертификаты, чеки, ваучеры. Финансовые сертификаты дают возможность осваивать программы непрерывного профессионального образования поэтапно, по модулям, без привязки к нормативным срокам, причем в любом из аккредитованных образовательных учреждений. А доход эндаумент-фонда позволяет установить доплату высококвалифицированным педагогическим работникам, премировать одаренных студентов, поддерживать вспомогательный персонал. Это эффективный механизм частно-государственного партнерства. Но, по данным за 2012 год, с участием отраслевых работодателей в ВПО создано свыше 80 эндаумент-фондов, в СПО – ни одного.

Финансирование многоуровневого заказа должно соотноситься с требованиями профессиональных стандартов и Национальной рамкой квалификаций, разработанной РСПП (см. табл.).

Проценты долевого софинансирования уровня квалификации (Приведенные данные основаны на экспертных оценках)

Увеличить изображение.

Чтобы новый механизм успешно работал, методы расчета нормативов для обеспечения государственного задания придется усовершенствовать, то есть установить:

  • норматив затрат по группам профессий (специальностей подготовки);
  • отдельные нормативы затрат по переменным расходам и по условно-постоянным расходам;
  • корректирующие коэффициенты в зависимости от фондоемкости и/или трудоемкости образовательных программ;
  • расчет трудозатрат одного работника центра на реализацию программ повышения квалификации, стажировки, переподготовки.

Вся система нормативов тоже должна корректироваться по мере накопления опыта их использования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социально-профессиональный портрет педагога
Подходы к формированию практикоориентированных программ
Зеленый свет кластерной политике
Ветер перемен в инфраструктуре образования
Таганрогскому филиалу Донского строительного колледжа – 70 лет
От рынка дипломов к рынку квалификаций
Московский колледж – возможности и перспективы
Перемены в системе образования понятны не всем работодателям
Автономное учреждение: плюсы и минусы
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ