«Всеобъемлющий интернет»: накануне подключения…Сегодня информационные технологии из вспомогательных прикладных механизмов экономического и общественного развития все явственнее превращаются в глобальный средообразующий принцип. Образование в данном контексте не исключение – на наших глазах рождаются новые учебные форматы, способные кардинально изменить саму архитектуру мировой образовательной системы. Просмотров: 754
Сегодня информационные технологии из вспомогательных прикладных механизмов экономического и общественного развития все явственнее превращаются в глобальный средообразующий принцип. Образование в данном контексте не исключение – на наших глазах рождаются новые учебные форматы, способные кардинально изменить саму архитектуру мировой образовательной системы. На Западе Массачусетский технологический институт (MIT) и Гарвардский университет запустили совместный проект дистанционного обучения EdX, который, как надеются его организаторы, в будущем охватит миллиард студентов-пользователей со всех континентов. На Востоке Южная Корея, один из мировых лидеров внедрения IT-технологий в образование, начала реализацию не менее амбициозного проекта – в ближайшие годы построить «умную страну» в национальном масштабе. Пользуясь случаем, несколько вопросов о тенденциях развития информационного общества в целом и актуальных проблемах использования IT-технологий в российских вузах в частности мы задали директору Cisco по взаимодействию с органами государственной власти РФ Михаилу ПАХОМОВУ.
– Михаил Валентинович, высказывается мнение, что последним глобальным изобретением человечества, перевернувшим мир, был интернет, а после него идей и технологий сопоставимого масштаба придумано не было. Так ли это? Или все-таки в IT-сфере уже появляются такие leading edge – ведущие высокие технологии, которые вновь способны кардинально изменить мир? – Сейчас мы наблюдаем переход от «интернета вещей» (Internet of Things, IoT) к новой технологической парадигме – «всеобъемлющему интернету» (Internet of Everything, IoE). По прогнозам, через десять лет триллионы соединений свяжут между собой 50 млрд. всевозможных неодушевленных объектов. Для сферы образования это означает радикальное сокращение числа посредников в цепочке «человек – знания», количественный и качественный рост образовательных программ, коренные изменения в системе обучения. – Система образования готова к таким переменам? – В условиях широкой доступности интернета и стремительного развития средств связи становится очень заметным разрыв между ожиданиями студентов и тем, что могут им предложить учебные заведения. Одна из главных проблем, с которой сталкивается система образования в различных регионах мира, – ее несоответствие постоянно меняющимся требованиям бизнеса и в целом современным реалиям, отсутствие прикладной составляющей, а для России – это еще и языковый барьер. Впрочем, с появлением в стране инновационной инфраструктуры, проекта Сколково, технопарков ситуация все-таки начинает меняться. Кроме того, мировым трендом, а не только привилегией ведущих университетов, становится онлайн-образование. Ряд зарубежных университетов уже использует решения, дающие студентам возможность подключаться к лекции через ПК или мобильные устройства: например, в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете (США) такая инфраструктура успешно функционирует на базе решений Cisco JabberTM и Cisco CTS. Растет и число российских проектов по онлайн-обучению. Примечательно, что двое из шести финалистов завершившегося в сентябре конкурса «Премия инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE» представили проекты, ориентированные именно на сферу онлайн-образования: контент-платформу трансляций и записей презентаций и онлайн-доски RealtimeBoard для совместной работы. Разработчики RealtimeBoard завоевали второе место и награду в полтора млн. рублей. – Какие самые перспективные форматы и технологии в области электронного образования вы бы назвали? – Одно из самых перспективных направлений – видеотехнологии. Многие исследования свидетельствуют о том, что видео усиливает смысл аудиоряда и повышает вовлеченность учащихся в учебный процесс. Педагоги, использующие видеотехнологии в своих лекциях, могут приглашать на занятия лучших специалистов в той или иной области. Так, Университет West Texas A&M University (WTAMU) из города Каньон (штат Техас, США) внедрил видеорешение, позволившее за три года увеличить число студентов с 8 до 10 тыс. С помощью видео студенты вуза делают домашние задания, преподаватели записывают свои лекции, администрация университета передает важные сообщения, а службы безопасности следят за происходящим в режиме реального времени. – Что бы вы рекомендовали российским вузам, желающим активно внедрять информационные технологии? С чего начать в первую очередь? – Пока отечественные школы и вузы недостаточно эффективно используют потенциал своей IT-инфраструктуры – задействовано лишь порядка 20 процентов всех ее возможностей. Но проникновение технологий в образовательный процесс все-таки продолжает расти. Вряд ли можно говорить о каком-то универсальном подходе к оснащению образовательных организаций. Все зависит от профиля учебного заведения, уже имеющейся в нем IT-инфраструктуры, потребностей преподавателей и студентов. Как показывает практика, один из главных трендов в IT-оснащении – создание надежной и защищенной беспроводной сети: современным студентам требуется своевременный доступ к необходимым для учебы инструментам и информации на всей территории университета. – А какая проблема сегодня более всего волнует ведущих представителей и разработчиков сферы хай-тек? – Все большую актуальность приобретает проблема информационной безопасности. Мы все чаще слышим о громких случаях хищения личной информации, утрате персональных данных. Цель современных кибер-угроз – это не слава и известность, как было характерно для первых хакерских группировок, и даже не создание прибыльного ботнета, а захват и кража интеллектуальной собственности для достижения конкурентных преимуществ. IT-инфраструктура ведущих вузов становится привлекательным объектом случайных или направленных атак, а вопрос защиты информации – одним из самых злободневных для администраций учебных заведений.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|