Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Всеобъемлющий интернет»: накануне подключения…

Сегодня информационные технологии из вспомогательных прикладных механизмов экономического и общественного развития все явственнее превращаются в глобальный средообразующий принцип. Образование в данном контексте не исключение – на наших глазах рождаются новые учебные форматы, способные кардинально изменить саму архитектуру мировой образовательной системы.

Просмотров: 751

Сегодня информационные технологии из вспомогательных прикладных механизмов экономического и общественного развития все явственнее превращаются в глобальный средообразующий принцип. Образование в данном контексте не исключение – на наших глазах рождаются новые учебные форматы, способные кардинально изменить саму архитектуру мировой образовательной системы. На Западе Массачусетский технологический институт (MIT) и Гарвардский университет запустили совместный проект дистанционного обучения EdX, который, как надеются его организаторы, в будущем охватит миллиард студентов-пользователей со всех континентов. На Востоке Южная Корея, один из мировых лидеров внедрения IT-технологий в образование, начала реализацию не менее амбициозного проекта – в ближайшие годы построить «умную страну» в национальном масштабе.

Пользуясь случаем, несколько вопросов о тенденциях развития информационного общества в целом и актуальных проблемах использования IT-технологий в российских вузах в частности мы задали директору Cisco по взаимодействию с органами государственной власти РФ Михаилу ПАХОМОВУ.

ПАХОМОВ Михаил Валентинович – директор Cisco по взаимодействию с органами государственной власти РФ. Выпускник факультета международных отношений МГИМО

– Михаил Валентинович, высказывается мнение, что последним глобальным изобретением человечества, перевернувшим мир, был интернет, а после него идей и технологий сопоставимого масштаба придумано не было. Так ли это? Или все-таки в IT-сфере уже появляются такие leading edge – ведущие высокие технологии, которые вновь способны кардинально изменить мир?

– Сейчас мы наблюдаем переход от «интернета вещей» (Internet of Things, IoT) к новой технологической парадигме – «всеобъемлющему интернету» (Internet of Everything, IoE). По прогнозам, через десять лет триллионы соединений свяжут между собой 50 млрд. всевозможных неодушевленных объектов. Для сферы образования это означает радикальное сокращение числа посредников в цепочке «человек – знания», количественный и качественный рост образовательных программ, коренные изменения в системе обучения.

– Система образования готова к таким переменам?

– В условиях широкой доступности интернета и стремительного развития средств связи становится очень заметным разрыв между ожиданиями студентов и тем, что могут им предложить учебные заведения. Одна из главных проблем, с которой сталкивается система образования в различных регионах мира, – ее несоответствие постоянно меняющимся требованиям бизнеса и в целом современным реалиям, отсутствие прикладной составляющей, а для России – это еще и языковый барьер. Впрочем, с появлением в стране инновационной инфраструктуры, проекта Сколково, технопарков ситуация все-таки начинает меняться. Кроме того, мировым трендом, а не только привилегией ведущих университетов, становится онлайн-образование. Ряд зарубежных университетов уже использует решения, дающие студентам возможность подключаться к лекции через ПК или мобильные устройства: например, в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете (США) такая инфраструктура успешно функционирует на базе решений Cisco JabberTM и Cisco CTS. Растет и число российских проектов по онлайн-обучению. Примечательно, что двое из шести финалистов завершившегося в сентябре конкурса «Премия инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE» представили проекты, ориентированные именно на сферу онлайн-образования: контент-платформу трансляций и записей презентаций и онлайн-доски RealtimeBoard для совместной работы. Разработчики RealtimeBoard завоевали второе место и награду в полтора млн. рублей.

– Какие самые перспективные форматы и технологии в области электронного образования вы бы назвали?

– Одно из самых перспективных направлений – видеотехнологии. Многие исследования свидетельствуют о том, что видео усиливает смысл аудиоряда и повышает вовлеченность учащихся в учебный процесс. Педагоги, использующие видеотехнологии в своих лекциях, могут приглашать на занятия лучших специалистов в той или иной области. Так, Университет West Texas A&M University (WTAMU) из города Каньон (штат Техас, США) внедрил видеорешение, позволившее за три года увеличить число студентов с 8 до 10 тыс. С помощью видео студенты вуза делают домашние задания, преподаватели записывают свои лекции, администрация университета передает важные сообщения, а службы безопасности следят за происходящим в режиме реального времени.

– Что бы вы рекомендовали российским вузам, желающим активно внедрять информационные технологии? С чего начать в первую очередь?

– Пока отечественные школы и вузы недостаточно эффективно используют потенциал своей IT-инфраструктуры –  задействовано лишь порядка 20 процентов всех ее возможностей. Но проникновение технологий в образовательный процесс все-таки продолжает расти. Вряд ли можно говорить о каком-то универсальном подходе к оснащению образовательных организаций. Все зависит от профиля учебного заведения, уже имеющейся в нем IT-инфраструктуры, потребностей преподавателей и студентов. Как показывает практика, один из главных трендов в IT-оснащении – создание надежной и защищенной беспроводной сети: современным студентам требуется своевременный доступ к необходимым для учебы инструментам и информации на всей территории университета.

– А какая проблема сегодня более всего волнует ведущих представителей и разработчиков сферы хай-тек?

– Все большую актуальность приобретает проблема информационной безопасности. Мы все чаще слышим о громких случаях хищения личной информации, утрате персональных данных. Цель современных кибер-угроз – это не слава и известность, как было характерно для первых хакерских группировок, и даже не создание прибыльного ботнета, а захват и кража интеллектуальной собственности для достижения конкурентных преимуществ. IT-инфраструктура ведущих вузов становится привлекательным объектом случайных или направленных атак, а вопрос защиты информации – одним из самых злободневных для администраций учебных заведений.

Как решить проблему 5-100-2020?

Информационные технологии – фактор повышения международной конкурентоспособности вуза

На круглом столе «Роль IT для повышения международной конкурентоспособности вуза», состоявшемся в ноябре прошлого года в рамках московской конференции Cisco Connect-2013, директор по вопросам образования в регионе EMEAR1 Кевин Дансит представил основные итоги исследования на весьма горячую для российской высшей школы тему. Как известно, президентом и правительством страны поставлена амбициозная задача – пять российских университетов должны войти в топ­-100 одного из мировых рейтингов вузов к 2020 году.

На сегодняшний день в трех наиболее авторитетных рейтингах университетов мира – Times High Education, Шанхайском и рейтинге QS – в двадцатке лучших доминируют университеты США и Великобритании. Ни один из российских университетов не занимает достаточно высокого места.

Исследование, проведенное компанией Cisco, было посвящено ответу на вопрос, каким образом информационные технологии могут повлиять на повышение конкурентоспособности российских университетов.

Во-первых, необходимо сосредоточить внимание на научных исследованиях. Это ключевая метрика международных рейтингов.

Следующий вывод – научные исследования необходимо проводить на основе международного сотрудничества. По данным Cisco, 40 процентов научных работ, результаты которых публикуются университетами, входящими в топ-­200, являются плодом совместных исследований. Проведение исследований на международном уровне требует обработки больших объемов данных с большой скоростью. Кроме того, научные группы должны постоянно связываться друг с другом – с любого устройства и в любое время. Сами научные исследования сегодня могут проводиться в реальном времени с использованием видео с высоким разрешением, что обеспечивает успех в реализации научных проектов.

Другой шаг, который следует предпринять, – обеспечить университету известность. Необходимо, чтобы специалисты во всем мире цитировали в своих трудах российских ученых, и эти цитаты и ссылки публиковались в ведущих научных журналах с учетом сложившихся реалий: «лингва франка» научных исследований во всем мире является английский язык.

Актуально и обеспечение университетом инновационности образования. Необходимо использовать новейшие модели обучения, сфокусированные на студентах.

Университету сегодня необходимо также перейти к модели цифрового кампуса: когда цифровые образовательные ресурсы доступны в мобильном варианте, все студенты и преподаватели объединены цифровыми связями, а все данные доступны в любой точке международного кампуса. Эти данные должны обрабатываться и храниться в едином месте. В этом случае можно персонифицировать процесс обучения для каждого студента и проанализировать роль университета в целом, поскольку он более не является изолированным островом или тайным анклавом. Университет должен налаживать связи – международные, на глобальном уровне, а также на местном, региональном.

– Лучше всего это можно сделать с помощью эффективного использования информационных технологий, – подчеркнул Кевин Дансит, директор Cisco по вопросам образования в регионе EMEAR.

1 Так в Cisco обозначают регион, объединяющий страны Европы, Ближнего Востока и Африки. Буква R (от «Russia») добавлена в знак признания возросшей значимости российского сегмента рынка.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Журнал «Аккредитация в образовании» – медиапартнер «Cisco Connect – 2013»
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Региональное образование: вызовы времени и актуальные решения
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Инноватору «долина смерти» не страшна
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Информационные технологии на службе правопорядка
IT-кадры: ступени образовательного роста
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ