Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация архитектурного образования. Предложения Союза архитекторов России

В результате конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным экзаменом на присвоение квалификации архитектора.

Просмотров: 1576

Суть проблемы

Е.С. БАЖЕНОВА, вице-президент Союза московских архитекторов, заместитель председателя комиссии по образованию и аккредитации Союза архитекторов России

Осуществив переход на ФГОС третьего поколения, профильные российские вузы начали выпускать  бакалавров и магистров архитектуры. В Европе и США эти академические степени не признаются как профессиональная квалификация. По международным стандартам считается, что для полноценной архитектурной деятельности академической профильной подготовки недостаточно. И в Европе, и в США за понятием «квалифицированный архитектор» стоит целый этап профессиональной подготовки, которого в России пока что нет. Такова вкратце суть проблемы. Осталось пояснить, о каком этапе идет речь.

Ведущий вуз российской академической школы – Московский архитектурный институт (государственная академия), стремясь приблизиться к мировым стандартам подготовки, разработал новую учебную программу по архитектуре, качество которой признано соответствующим Хартии ЮНЕСКО – МСА (Международного союза архитекторов) по архитектурному образованию. Так единогласно решил валидационный совет этих двух организаций. Однако для подготовки кадров, признанных мировым сообществом, даже очень хорошей вузовской программы оказалось  мало.

В результате начавшегося два года назад конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным  экзаменом на присвоение квалификации архитектора. Это означает, что выпускник вуза, помимо академического образования, должен, работая в архитектурной мастерской, пройти целенаправленное практическое обучение по особой программе. Затем ему предстоит сдать квалификационный экзамен и в случае успеха получить квалификационный сертификат, являющийся свидетельством того, что перед нами настоящий специалист, имеющий право проектировать и строить.

Короче говоря, получению профессиональной квалификации должна предшествовать практическая послевузовская стажировка, представляющая собой тот самый недостающий этап обучения, из-за которого Россия до сих пор находится на уровне развивающихся стран. В нашем союзе уже разработано положение о сдаче квалификационных экзаменов, но определить, кто и как должен курировать подготовку к ним, а также создать регистрационный орган, уполномоченный профессиональным цехом выдавать сертификат о присвоении квалификации «архитектор», пока невозможно. Причиной служит то, что новая редакция закона об архитектурной деятельности еще не принята.

Как быть?

Идеология закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает активное участие работодателей в модернизации системы образования, причем позиция профессионального цеха особенно важна в вопросах совершенствования программ обучения, подтверждения квалификационного уровня, повышения квалификации, а также дополнительной профессиональной подготовки кадров.

В Архитектурный совет Европы, основанный два десятилетия назад, в настоящее время входит 44 организации – это примерно 155 тыс. проектных бюро, в которых работает 524 тыс. архитекторов.

Пользуясь возможностью, которую предоставляет закон, Союз архитекторов России активно работает над совершенствованием третьего этапа обучения. Опорой для этого служат такой документ, как Хартия ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, охватывающий широкий диапазон проблем, специфичных для педагогики знаний и культуры, и система валидации, основанная на принципах указанного документа. Хартия предусматривает пятилетнюю программу подготовки бакалавров архитектуры в университетском или эквивалентном учреждении, рассчитанную на полную рабочую неделю, плюс самое малое три года практического опыта в архитектурном офисе, причем приобретать его можно как до, так и после окончания обучения.

То же самое рекомендует и Архитектурный совет Европы, чью информационную базу проанализировал совет по образованию Союза архитекторов России. Результатом такого обучения будет получение квалификации «архитектор» и лицензии на проектную деятельность.

Кроме того, очень большое значение имеют Международные стандарты профессионализма в архитектурной практике. Они определяют всё: цели, организацию и содержание образования, профессиональные знания и навыки, практическое обучение, экзамены, ратификацию, аккредитацию и регистрацию.

Международные рекомендации и стандарты служат хорошим ориентиром для модернизации профильного образования в России.

В области непрерывного профессионального образования тоже существует современная международная модель обучения, которая позволяет успешно работать в меняющихся исторических условиях. По мнению союза архитекторов, аналогичная имеется и в России. Это интегрированная модель «школа – вуз – послевузовское обучение» и присвоение квалификации, плюс учреждения регулярного повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительного образования. На каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, что рассчитано на удовлетворение запросов экономики в квалифицированных кадрах.

Стандарт уже разработан

Продолжая двигаться в направлении модернизации, совет по образованию САР возглавил разработку Российского стандарта профессиональной деятельности. За основу были взяты рекомендации МСА. Основная часть документа (без приложений) уже принята на пленумах московского и санкт-петербургского отделений, осталось утвердить его на съезде Союза архитекторов России.

Архитектурный бизнес в европейских странах – по преимуществу малый и средний. Большинство архитекторов работает в бюро численностью от 1 до 10 человек – таких организаций 65 процентов от общего числа. На долю крупных компаний – свыше 50 человек – приходится всего 1 процент.

Стандарт состоит из блоков. Блок, посвященный непрерывному профессиональному образованию (он идет первым), базируется на положениях Хартии ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, стандартах ФГОС третьего поколения, а также на основополагающих принципах федерального закона об образовании.

Еще в стандарт включены квалификационные требования к образованию и практической подготовке архитектора, основанные на восьми последовательных позициях, определяющих политику союза в области профессионального образования.

Если все, что задумано, удастся воплотить в жизнь, в России появится целостная инновационная модель непрерывного профессионального архитектурного образования.


ОСНОВА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Позиция первая. Определение понятия «архитектор» и требования к его квалификационной подготовке.

Формулировка предлагается такая: «Понятие архитектор применяется по отношению к лицам, которые имеют профессиональную и академическую квалификацию и, как правило, зарегистрированы или имеют лицензию либо сертификат на право ведения архитектурной практики в пределах данной страны». В ней отражены международные требования к архитектурному образованию, которое должно базироваться не только на получении академических знаний в вузе, но и сопровождаться их закреплением в ходе практического опыта (послевузовской стажировки или интернатуры).

Позиция вторая. О системе непрерывного архитектурного образования в России.

В этом разделе отмечено, что в нашей стране практика послевузовской стажировки и формирование регистра квалифицированных архитекторов пока официально остаются «за кадром» происходящих изменений. Политика союза направлена на то, чтобы изменить ситуацию и сформировать систему непрерывного образования, основанную на академической степени, подкрепленной практической стажировкой и сдачей квалификационного экзамена.

Позиция третья. Ступени высшего (академического) образования, сроки обучения и присвоение степеней.

Новым законом об образовании устанавливаются следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации.

Вместо существовавшей до недавнего времени квалификации «архитектор», вводятся степени «бакалавр архитектуры», «магистр архитектуры», «специалист».

В законе нет требования о том, чтобы выпускники проходили практическую стажировку после окончания высшего учебного заведения.

По мнению членов союза, по отношению к архитектурному образованию деление на ступени требует корректировки. Правильнее было бы считать бакалавриат первой академической (промежуточной) ступенью высшего архитектурного образования, а магистратуру – второй и установить продолжительность обучения на первой ступени не менее пяти лет по очной форме, а на второй – два года. Третьей ступенью архитектурного образования должна считаться практическая стажировка выпускника под руководством практикующего квалифицированного архитектора, сроком не менее трех лет для магистра и четырех – для бакалавра, предваряющая экзамен на получение квалификации «архитектор». Эта модель будет предложена Министерству образования и науки РФ и Национальному объединению проектировщиков.

Позиция четвертая. Положение о практической послевузовской подготовке.

В соответствии с Международными стандартами профессионализма в архитектурной практике степени бакалавра и магистра присуждаются выпускникам вузов по результатам получения теоретических знаний и компетенций. Однако считается, что для полноценной профессиональной деятельности этого недостаточно. Согласно международным правилам, такое право дает только третья степень – «квалифицированный архитектор». Её присуждают соискателю профессиональные организации – союзы, палаты,– после того как кандидат пройдет процедуру аттестации (лицензирования). Союз предлагает ввести такое же правило в России, тем более что Национальная палата архитекторов в стране уже учреждена. Остается только наделить ее правом присуждения профессиональной квалификации.

Позиция пятая. Положение о квалификационной аттестации архитекторов в РФ.

Эта часть состоит из нескольких разделов. В каждом описаны критерии оценки специалиста, с помощью которых соискатель может доказать свое право на самостоятельную архитектурную деятельность, подтвердить профессиональную компетентность. Так, например, раздел «Архитектура и строительство» выглядит следующим образом.

  • Архитектурная профессия в Российской Федерации и в международном сообществе (Хартия ЮНЕСКО), права профессионально-творческих организаций (объединений) архитекторов в Российской Федерации.
  • Законодательство Российской Федерации и нормативные акты данного субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства.
  • Вклад архитектора в развитие объектов недвижимости. Фазы развития недвижимости. Формирование программы проектирования (синтез знаний и интересов сторон).
  • Организационно-правовые формы при осуществлении проектной деятельности, управление проектной организацией. Лицензирование и сертификация качества работ и услуг. Ответственность архитектора, страхование профессиональных рисков. Кодекс профессиональной этики архитектора.

Далее следуют разделы «Архитектура и градостроительство», «Проектная документация и реализация проекта», «Договорные отношения», «Права, обязанности и ответственность архитектора».

Повышение квалификации архитектора — пожизненный процесс, предполагающий регулярное освоение нового в науке и искусстве, а также совершенствование способности обеспечивать безопасность и красоту окружающей среды. В связи с этим огромное значение имеет дополнительное профессиональное образование, особенно содержание и качество предлагаемых программ. Политика союза предполагает, что повышение квалификации является обязательным условием регулярного возобновления архитектурной лицензии. Архитектурная палата совместно с Советом по архитектурному образованию САР уже разрабатывает требования к уровню, содержанию, объёму переподготовки, аттестации и формам подтверждения участия в программах дополнительного образования.

Позиция седьмая. Профессионально-общественная аккредитация учебных программ.

Во время этой процедуры основное внимание предлагается сосредоточить на анализе всего образовательного процесса, условиях реализации программ, организации обучения и внеучебной деятельности, результатах аттестаций и достижениях студентов, трудоустройстве и карьерном росте выпускников.

В ближайшее время Союз архитекторов совместно с УМО и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации выберет из своей среды экспертов, которые займутся разработкой положения о профессионально-общественной аккредитации учебных программ в области архитектурного образования в РФ и критериев для нее.

Позиция восьмая. Формирование независимого рейтинга архитектурных школ РФ.

В новом законе об образовании сказано, что работодатели, их объединения или уполномоченные ими организации могут формировать рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций, которые их реализуют. Совет по образованию САР совместно с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации предполагает использовать эту возможность по отношению к архитектурным школам и факультетам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Практическое воплощение модернизации и инновационного подхода
Система менеджмента социальной ответственности
«Неархитектурный» стандарт
«Всеобъемлющий интернет»: накануне подключения…
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Проблемы современного архитектурного образования
Региональный университет как базовый элемент территориального развития
Как объективно оценить качество образования?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Максим Незарегистрированный пользователь
То есть по опыту подобных преобразований можно уверенно сказать, что на качество знаний это вообще никак не повлияет, зато у вас будет ещё один академический год, который студенты должны оплатить, и куча новых административных барьеров, которые соискателю будет предложено решить за деньги (пошлины, взносы, сборы). Все вы, конечно, хотите по примеру депутатов Госдумы, пожизненно где-нибудь заседать и пущать, или не пущать по принципу пожизненной ренты.

2020-06-02 00:04:24 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ