Модернизация архитектурного образования. Предложения Союза архитекторов РоссииВ результате конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным экзаменом на присвоение квалификации архитектора. Просмотров: 1576
Суть проблемы
Осуществив переход на ФГОС третьего поколения, профильные российские вузы начали выпускать бакалавров и магистров архитектуры. В Европе и США эти академические степени не признаются как профессиональная квалификация. По международным стандартам считается, что для полноценной архитектурной деятельности академической профильной подготовки недостаточно. И в Европе, и в США за понятием «квалифицированный архитектор» стоит целый этап профессиональной подготовки, которого в России пока что нет. Такова вкратце суть проблемы. Осталось пояснить, о каком этапе идет речь. Ведущий вуз российской академической школы – Московский архитектурный институт (государственная академия), стремясь приблизиться к мировым стандартам подготовки, разработал новую учебную программу по архитектуре, качество которой признано соответствующим Хартии ЮНЕСКО – МСА (Международного союза архитекторов) по архитектурному образованию. Так единогласно решил валидационный совет этих двух организаций. Однако для подготовки кадров, признанных мировым сообществом, даже очень хорошей вузовской программы оказалось мало. В результате начавшегося два года назад конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным экзаменом на присвоение квалификации архитектора. Это означает, что выпускник вуза, помимо академического образования, должен, работая в архитектурной мастерской, пройти целенаправленное практическое обучение по особой программе. Затем ему предстоит сдать квалификационный экзамен и в случае успеха получить квалификационный сертификат, являющийся свидетельством того, что перед нами настоящий специалист, имеющий право проектировать и строить. Короче говоря, получению профессиональной квалификации должна предшествовать практическая послевузовская стажировка, представляющая собой тот самый недостающий этап обучения, из-за которого Россия до сих пор находится на уровне развивающихся стран. В нашем союзе уже разработано положение о сдаче квалификационных экзаменов, но определить, кто и как должен курировать подготовку к ним, а также создать регистрационный орган, уполномоченный профессиональным цехом выдавать сертификат о присвоении квалификации «архитектор», пока невозможно. Причиной служит то, что новая редакция закона об архитектурной деятельности еще не принята. Как быть?Идеология закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает активное участие работодателей в модернизации системы образования, причем позиция профессионального цеха особенно важна в вопросах совершенствования программ обучения, подтверждения квалификационного уровня, повышения квалификации, а также дополнительной профессиональной подготовки кадров.
Пользуясь возможностью, которую предоставляет закон, Союз архитекторов России активно работает над совершенствованием третьего этапа обучения. Опорой для этого служат такой документ, как Хартия ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, охватывающий широкий диапазон проблем, специфичных для педагогики знаний и культуры, и система валидации, основанная на принципах указанного документа. Хартия предусматривает пятилетнюю программу подготовки бакалавров архитектуры в университетском или эквивалентном учреждении, рассчитанную на полную рабочую неделю, плюс самое малое три года практического опыта в архитектурном офисе, причем приобретать его можно как до, так и после окончания обучения. То же самое рекомендует и Архитектурный совет Европы, чью информационную базу проанализировал совет по образованию Союза архитекторов России. Результатом такого обучения будет получение квалификации «архитектор» и лицензии на проектную деятельность. Кроме того, очень большое значение имеют Международные стандарты профессионализма в архитектурной практике. Они определяют всё: цели, организацию и содержание образования, профессиональные знания и навыки, практическое обучение, экзамены, ратификацию, аккредитацию и регистрацию. Международные рекомендации и стандарты служат хорошим ориентиром для модернизации профильного образования в России. В области непрерывного профессионального образования тоже существует современная международная модель обучения, которая позволяет успешно работать в меняющихся исторических условиях. По мнению союза архитекторов, аналогичная имеется и в России. Это интегрированная модель «школа – вуз – послевузовское обучение» и присвоение квалификации, плюс учреждения регулярного повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительного образования. На каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, что рассчитано на удовлетворение запросов экономики в квалифицированных кадрах. Стандарт уже разработанПродолжая двигаться в направлении модернизации, совет по образованию САР возглавил разработку Российского стандарта профессиональной деятельности. За основу были взяты рекомендации МСА. Основная часть документа (без приложений) уже принята на пленумах московского и санкт-петербургского отделений, осталось утвердить его на съезде Союза архитекторов России.
Стандарт состоит из блоков. Блок, посвященный непрерывному профессиональному образованию (он идет первым), базируется на положениях Хартии ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, стандартах ФГОС третьего поколения, а также на основополагающих принципах федерального закона об образовании. Еще в стандарт включены квалификационные требования к образованию и практической подготовке архитектора, основанные на восьми последовательных позициях, определяющих политику союза в области профессионального образования. Если все, что задумано, удастся воплотить в жизнь, в России появится целостная инновационная модель непрерывного профессионального архитектурного образования. ОСНОВА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Позиция первая. Определение понятия «архитектор» и требования к его квалификационной подготовке. Формулировка предлагается такая: «Понятие архитектор применяется по отношению к лицам, которые имеют профессиональную и академическую квалификацию и, как правило, зарегистрированы или имеют лицензию либо сертификат на право ведения архитектурной практики в пределах данной страны». В ней отражены международные требования к архитектурному образованию, которое должно базироваться не только на получении академических знаний в вузе, но и сопровождаться их закреплением в ходе практического опыта (послевузовской стажировки или интернатуры). Позиция вторая. О системе непрерывного архитектурного образования в России. В этом разделе отмечено, что в нашей стране практика послевузовской стажировки и формирование регистра квалифицированных архитекторов пока официально остаются «за кадром» происходящих изменений. Политика союза направлена на то, чтобы изменить ситуацию и сформировать систему непрерывного образования, основанную на академической степени, подкрепленной практической стажировкой и сдачей квалификационного экзамена. Позиция третья. Ступени высшего (академического) образования, сроки обучения и присвоение степеней. Новым законом об образовании устанавливаются следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации. Вместо существовавшей до недавнего времени квалификации «архитектор», вводятся степени «бакалавр архитектуры», «магистр архитектуры», «специалист». В законе нет требования о том, чтобы выпускники проходили практическую стажировку после окончания высшего учебного заведения. По мнению членов союза, по отношению к архитектурному образованию деление на ступени требует корректировки. Правильнее было бы считать бакалавриат первой академической (промежуточной) ступенью высшего архитектурного образования, а магистратуру – второй и установить продолжительность обучения на первой ступени не менее пяти лет по очной форме, а на второй – два года. Третьей ступенью архитектурного образования должна считаться практическая стажировка выпускника под руководством практикующего квалифицированного архитектора, сроком не менее трех лет для магистра и четырех – для бакалавра, предваряющая экзамен на получение квалификации «архитектор». Эта модель будет предложена Министерству образования и науки РФ и Национальному объединению проектировщиков. Позиция четвертая. Положение о практической послевузовской подготовке. В соответствии с Международными стандартами профессионализма в архитектурной практике степени бакалавра и магистра присуждаются выпускникам вузов по результатам получения теоретических знаний и компетенций. Однако считается, что для полноценной профессиональной деятельности этого недостаточно. Согласно международным правилам, такое право дает только третья степень – «квалифицированный архитектор». Её присуждают соискателю профессиональные организации – союзы, палаты,– после того как кандидат пройдет процедуру аттестации (лицензирования). Союз предлагает ввести такое же правило в России, тем более что Национальная палата архитекторов в стране уже учреждена. Остается только наделить ее правом присуждения профессиональной квалификации. Позиция пятая. Положение о квалификационной аттестации архитекторов в РФ. Эта часть состоит из нескольких разделов. В каждом описаны критерии оценки специалиста, с помощью которых соискатель может доказать свое право на самостоятельную архитектурную деятельность, подтвердить профессиональную компетентность. Так, например, раздел «Архитектура и строительство» выглядит следующим образом.
Далее следуют разделы «Архитектура и градостроительство», «Проектная документация и реализация проекта», «Договорные отношения», «Права, обязанности и ответственность архитектора». Повышение квалификации архитектора — пожизненный процесс, предполагающий регулярное освоение нового в науке и искусстве, а также совершенствование способности обеспечивать безопасность и красоту окружающей среды. В связи с этим огромное значение имеет дополнительное профессиональное образование, особенно содержание и качество предлагаемых программ. Политика союза предполагает, что повышение квалификации является обязательным условием регулярного возобновления архитектурной лицензии. Архитектурная палата совместно с Советом по архитектурному образованию САР уже разрабатывает требования к уровню, содержанию, объёму переподготовки, аттестации и формам подтверждения участия в программах дополнительного образования. Позиция седьмая. Профессионально-общественная аккредитация учебных программ. Во время этой процедуры основное внимание предлагается сосредоточить на анализе всего образовательного процесса, условиях реализации программ, организации обучения и внеучебной деятельности, результатах аттестаций и достижениях студентов, трудоустройстве и карьерном росте выпускников. В ближайшее время Союз архитекторов совместно с УМО и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации выберет из своей среды экспертов, которые займутся разработкой положения о профессионально-общественной аккредитации учебных программ в области архитектурного образования в РФ и критериев для нее. Позиция восьмая. Формирование независимого рейтинга архитектурных школ РФ. В новом законе об образовании сказано, что работодатели, их объединения или уполномоченные ими организации могут формировать рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций, которые их реализуют. Совет по образованию САР совместно с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации предполагает использовать эту возможность по отношению к архитектурным школам и факультетам. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|