Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Неархитектурный» стандарт

Архитектурная общественность давно ожидала появления проекта профессионального стандарта. И с разработкой одного из основополагающих для отрасли документов были связаны надежды на то, что в процессе его создания можно будет учесть и зафиксировать все новые тенденции, характеризующие профессию на современном этапе. Материал опубликован в журнале №83 от 30.11.2015.

Просмотров: 1012
Е.С. БАЖЕНОВА, заведующая кафедрой архитектурной практики Московского архитектурного института (государственной академии), кандидат архитектуры, профессор, вице-президент Союза архитекторов России

Разработанный по инициативе Минтруда РФ документ не только отвергает все основные черты современной архитектурной профессии, но и абсолютно не связан с особенностями нового этапа развития высшего образования в России.

В СОВРЕМЕННОМ, быстро меняющемся мире наиболее устойчивы профессии, стержневыми чертами которых являются способность к постоянному обновлению, поиску новых сегментов деятельности и интегральному применению знаний.

Очевидно, что формы обучения и формы профессиональной деятельности, принятые в индустриальную эпоху, постепенно меняются на новые, характерные для постиндустриальной эпохи, которую отличают экономика «услуг», «экономика знаний», «производство инноваций». При этом требования к квалификации кадров (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются требованиями к компетентности как способности принимать верные решения в среде динамичных процессов.

Роль архитектора, формы его практической деятельности в рамках строительной отрасли в настоящее время также подвергаются значительным изменениям, что и предполагает развитие профессии, выход за рамки стандартных представлений о ней.

Современный этап развития архитектурной деятельности, в условиях рынка, характеризуется так называемой слитностью процессов, в которых действует архитектор, а именно:

  • процесса творческого архитектурного проектирования и результатов научных исследований, определяющих новизну архитектурного решения;
  • процессов управления реализацией проекта и руководства архитектурной фирмой, оптимизации структуры проектной команды, собственно и осуществляющей проект, в рамках инвестиционно­-строительной деятельности.

Долгое время в нашей стране игнорировался тот факт, что творческий процесс создания архитектурного проекта – это деятельность профессионального архитектора по созданию объектов архитектуры и градостроительства, включающая комплексное решение социально­экономических, функциональных, инженерных, технических, санитарных, экологических, архитектурно-­художественных и других проблем. Сегодня практикующему архитектору необходимы интегральные знания не только основ художественной композиционной части проектной работы, навыки владения постоянно обновляющимися инновационными строительными технологиями, но и опыт управления проектами и администрирования, эффективного использования IT-­технологий, чтобы оставаться действительным лидером проектной команды.

Помимо этого, архитектурная молодежь все в большей степени играет роль основного креативного драйвера проектного процесса – и не только за счет отличного владения множеством новых IT­-программ. Она все больше проявляет себя носителем современных знаний в области устойчивого развития территорий, инноваций, касающихся внедрения «зеленых стандартов». Все эти факторы уже начинают влиять на формы организационных структур проектных команд.

Необходимо также отметить, что инициатива Минобрнауки РФ по интеграции в общеевропейскую образовательную систему и по переходу на стандарт высшего образования третьего поколения сыграла на руку развитию архитектурной профессии в стране. И архитектурные школы, эффективно заимствуя базовые стандарты и инновационные программы обучения у европейских коллег, фактически закладывают теоретический фундамент развития архитектурной профессии и требований к квалификационной аттестации архитекторов в России.

Принимая во внимание перечисленные тенденции, Союз архитекторов России (САР) в 2011 году подготовил внутрицеховой Российский стандарт профессиональной деятельности архитектора, описывающий все аспекты профессии: от требований к образованию и аккредитации до кодекса этики и принципов профессионализма. Стандарт вызвал большой интерес в профессиональном сообществе, прошли его многочисленные обсуждения. И поскольку форма этого стандарта является открытой – то есть предполагает его постоянное обновление – работа над изучением новаций в профессии продолжается в режиме нон­стоп. Необходимо отметить, что российский стандарт разработан на основе рекомендуемых международных стандартов профессионализма в архитектурной практике Международного союза архитекторов.

В начале ноября в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) состоялось совместное заседание бюро отделения архитектуры с привлечением представителей Союза архитекторов России и Московского архитектурного института (МАРХИ) по обсуждению проекта профессионального стандарта «Архитектор», разработанного компанией «АРКОР» по заказу Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), инициированному Минтрудом РФ.

«Трудно отделаться от впечатления, что рассматриваемый стандарт направлен на уничтожение основ профессиональной архитектурной деятельности, низведение ее до простого черчения и копирования типовых проектных решений. В нем архитекторам отказано в праве на реализацию их творческих идей, отраженных в проекте как совокупности проектной документации, а также в возможности нести профессиональную ответственность за реализованный объект перед заказчиком и обществом».

АРХИТЕКТУРНАЯ общественность давно ожидала появления проекта профессионального стандарта, поскольку до сих пор деятельность архитекторов в Российской Федерации до конца законодательно не урегулирована. Поэтому с разработкой одного из основополагающих для отрасли документов были связаны надежды на то, что в процессе его создания можно будет учесть и зафиксировать все новые тенденции, характеризующие профессию на современном этапе.

Это приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативными правовыми актами РФ.

Обратимся непосредственно к проекту профстандарта «Архитектор». Цель разработки документа обозначена авторами как «необходимость выработки обновленных требований к содержанию деятельности и квалификации всех основных категорий специалистов», результаты работы которых «должны обеспечивать высокий уровень проектных решений, качественный и безопасный уровень последующей эксплуатации проектируемых объектов».

Однако дальнейшее знакомство с профстандартом вызывает глубокое разочарование. В первую очередь количеством позиций несоответствия не только цеховым нормам, прописанным в уже упомянутом Российском стандарте профессиональной деятельности архитекторов (документ принят пленумами и съездом архитектурного сообщества в 2011 году), но и установленным законодательством нормативным правовым актам.

Следует прямо заявить, текст новоявленного документа объективно не только отвергает все основные черты современной архитектурной профессии, но и абсолютно не связан с особенностями нового этапа развития высшего образования в России. «Совершенствование технологий проектной деятельности и организационных моделей архитектурно­-строительного проектирования», заявленное авторами документа в качестве точки отсчета, вылилось в тексте стандарта в низведение профессии архитектора до банального вычерчивания «отдельных частей архитектурного раздела проектной документации». Все это нивелирует многолетнюю работу международного архитектурного цеха: Международного союза архитекторов, Союза архитекторов России и других многочисленных профессиональных объединений нашей страны, которые пытаются в эпоху глобализации мировой экономики скоординировать усилия коллег для действительной модернизации профессиональной архитектурной деятельности на благо устойчивого развития современного общества.

«Концепт профстандарта архитектора в его нынешнем виде перечеркивает все возможности для конкурентного роста профессии».

ПРЕДМЕТНЫЙ анализ представленного документа приводит к ряду неутешительных выводов.

Первое. Прежде всего, в профстандарте архитектора искажены основы вида профессиональной деятельности. Произошла замена ее на «наименование вида профессиональной деятельности», а именно: «архитектурное проектирование». Это положение стандарта не соответствует действующему закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Второе. Основная цель вида профессиональной деятельности в стандарте стыдливо ограничена «разработкой архитектурных и объемно­планировочных решений объектов капитального строительства» – естественно, в соответствии с требованиями технических регламентов и норм. Эта формулировка не соотносится с установленным в вышеназванном законе определением: «профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции <…>, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов».

Трудно отделаться от впечатления, что рассматриваемый стандарт направлен на уничтожение основ профессиональной архитектурной деятельности, низведение ее до простого черчения и копирования типовых проектных решений. В нем архитекторам отказано в праве на реализацию их творческих идей, отраженных в проекте как совокупности проектной документации, а также в возможности нести профессиональную ответственность за реализованный объект перед заказчиком и обществом.

Третье. В представленной редакции профессионального стандарта действующими лицами и исполнителями профессиональной архитектурной деятельности являются бакалавры и магистры архитектуры. При этом в наименованиях базовой группы должности (профессии) или специальности указаны устаревшие шифры ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – Прим. ред.) и ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию. – Прим. ред.). Это также вступает в противоречие с приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 года, №1061. Кроме того, настоящим стандартом к архитектурной деятельности не допускаются выпускники высших профильных образовательных учреждений по направлениям «дизайн архитектурной среды», «реконструкция и реставрация архитектурного наследия» – по сути, те же архитекторы. В то же время допущены специалисты и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, инженеры по транспортному и городскому строительству.

Подобные метаморфозы не в последнюю очередь связаны с отсутствием в российском законодательстве одного из ключевых определений нашей творческой профессии: кто же такой архитектор? Вопрос отнюдь не праздный, особенно сейчас, когда высшие профильные учреждения страны начали в соответствии с новыми ФГОС высшего образования выпускать бакалавров и магистров архитектуры, но в их дипломах квалификация «архитектор» отсутствует. Ни действующая редакция Градостроительного кодекса РФ, ни иные документы или законодательные нормы нашей страны не отвечают на вопрос, к кому применимо определение «архитектор» и где, когда и каким образом происходит волшебное превращение бакалавров и магистров архитектуры в настоящих профессиональных архитекторов?

В то же время принятое международным профессиональным архитектурным сообществом определение понятия «архитектор»[1] гласит: «применяется по отношению к физическим лицам, которые имеют академическую квалификацию и профессиональную подготовку и, как правило, зарегистрированы/имеют лицензию или сертификат на право ведения архитектурной практики в пределах данной страны. Архитектор в ответе за качество, устойчивость и благополучное развитие среды обитания общества, за выражение его культуры языком архитектуры с применением таких понятий, как пространство, форма и исторический контекст». Таким образом, в системе рыночной экономики за рубежом устанавливается регулятор адекватной защиты общества от некачественных или непрофессионально оказанных услуг, поскольку «процесс регистрации увязан с соблюдением норм, препятствующих выполнению неквалифицированными лицами определенных функций».

В преамбуле к рассматриваемому нами документу сказано, что стандартом «уточняется порядок учета профстандартов при формировании требований ФГОС и определении продолжительности профессионального обучения». Естественно, возникает опасение, что в процессе реализации стандарта в его настоящей редакции, могут подвергнуться ревизии действующие сегодня вполне прогрессивные образовательные стандарты высшего образования по направлениям «архитектура» и «градостроительство», причем отнюдь не в сторону их поступательного развития. Может быть поставлен крест и на поэтапном введении в России принятой во всем мире системы требований к образованию архитекторов, которое должно базироваться не только на получении претендентом академических знаний в профильном вузе, но и сопровождаться процессом закрепления знаний в ходе практического опыта (послевузовской стажировки или интернатуры).

И, наконец, если изучать стандарт более внимательно, можно с сожалением отметить, что его текст грешит множеством неточностей и непрофессиональных формулировок.

КОНЦЕПТ стандарта в его нынешнем виде перечеркивает все возможности для конкурентного роста профессии и, безусловно, не приведет к задекларированной его авторами «выработке обновленных требований к содержанию деятельности и квалификации всех основных категорий специалистов, чьи результаты работы должны обеспечивать высокий уровень проектных решений, качественный и безопасный уровень последующей эксплуатации проектируемых объектов».

Таково было единогласное решение экспертов, принявших участие в обсуждении профессионального стандарта «Архитектор» на заседании объединенного бюро отделения архитектуры РААСН с привлечением представителей Союза архитекторов России и МАРХИ.

Профессиональное архитектурное сообщество России выражает надежду, что обращения, подготовленные в адрес Минтруда РФ как инициатора разработки профстандарта «Архитектор», а также председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Шохина А.Н., о несоответствии представленной редакции законодательным нормам РФ, будут приняты во внимание. Профессиональный стандарт должен быть передан для кардинальной доработки в Российскую академию архитектуры и строительных наук и Союз архитекторов России.

[1] ACCORD, Соглашение МСА по рекомендуемым международным стандартам профессионализма в архитектурной практике. Перевод, САР, 2008.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: МАРХИ, союз архитекторов россии, архитектурно-строительное образование, профессиональные стандарты, точка зрения, ао-83

Похожие материалы:
Технология внедрения профессиональных стандартов
Проблемы современного архитектурного образования
Как вписать российское зодчество в международный формат
Ульяновский государственный университет: перспективы
«Неархитектурный» стандарт
Модернизация архитектурного образования. Предложения Союза архитекторов России
Повышение профессионального уровня педагогов
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Кадры для агро-промышленного комплекса

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#102Значительный вклад в развитие Дагестана вносит филиал ДГУ в Кизляре
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#111Преобразования в профобразовании
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку