Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Региональный университет как базовый элемент территориального развития

Ключевым элементом развития любого региона является наличие в нем хотя бы одного первоклассного университета, в том числе привлекающего молодежь из других регионов. Это может стать основным инструментом развития экономики знаний. И с данной точки зрения представляется абсолютно необходимым введение еще одной категории ведущих вузов, отвечающей именно за региональное развитие.

Просмотров: 2661
А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, ректор Тверского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор
И.А. КАПЛУНОВ, проректор по научной и инновационной деятельности, доктор технических наук, профессор

Роль экономики любого государства в мировом масштабе, ее конкурентоспособность во многом определяются эффективностью системы образования страны. В условиях инновационной экономики на смену природным ресурсам и дешевой рабочей силе формируется новый ресурс – знание, одним из основных центров генерации которого являются высшие учебные заведения. В России на сегодня основная доля интеллектуального потенциала сосредоточена в вузовском секторе науки, осуществляющем получение, развитие и трансфер знаний в самых разных областях деятельности. Здесь сосредоточен основной кадровый резерв – для подготовки современных инженеров и в большинстве случаев для специалистов в научной, военной, гуманитарных сферах, искусстве.

Доступность высшего образования в России соответствует мировым тенденциям. Однако по качеству услуг страна во многом уступает. Отставание сложилось из-за недостаточного развития – материально-технического, кадрового, научного – на протяжении десяти-пятнадцати лет реформ. А также за этот период в России появились новые учебные заведения – количество вузов выросло более чем в два раза, возникло огромное количество их филиалов; произошел перекос профобразования в сторону высшего; при этом зачастую главный акцент делался не на качество, а на охват платежеспособных абитуриентов.

Снижение качества выпускников определяется и научно-техническим уровнем вузов, которые в большинстве своем имеют также и достаточно жесткое разделение на предметные сферы, внешние формальные процедуры оценки и контроля качества образования. В настоящее время необходимы специалисты нового уровня, готовые разрабатывать, создавать и производить продукцию на основе современных наукоемких технологий. В развивающемся обществе смена специальностей для человека происходит намного чаще, возникают новые профессии, возможна и такая ситуация, что к моменту окончания вуза специальность будет уже не нужна или потребуется глобальная переподготовка.

Перед высшим образованием в России стоит очень сложная, но актуальная и поэтому требующая решения в ближайшие годы задача – качественно повысить уровень специалистов, выпускаемых вузами. В первую очередь необходимы меры финансовые, однако простое вливание денег вряд ли принесет желаемые результаты. Требуется концентрация сил и средств на поддержку вузов-лидеров в своих отраслях. И Минобрнауки РФ удалось в последние пять лет сформировать некую лидерскую сетевую вузовскую структуру, включающую 2 главных университета России – Московский и Санкт-Петербургский, 9 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов.

В 2012 году в эту структуру вошли еще 55 университетов – победителей программ стратегического развития. Однако представляется, что в своем настоящем виде структура ведущих вузов функционально не вполне определена. Если роль 2 исключительных и 29 НИУ абсолютно понятна и соответствует сложившейся международной практике формирования глобальных и национальных исследовательских университетов для генерации и распространения нового фундаментального и прикладного знания, также как (хотя и в меньшей степени) и геополитическая роль 9 ФУ, то функция 55 вузов ПСР, кроме как когорты потенциальных кандидатов на роль НИУ или ФУ, сегодня не ясна. В то же время существует острейшая проблема развития (или, в ряде случаев, избегания деградации) регионов. Это задача также геополитическая, поскольку развитие страны со столь обширной территорией не может происходить только в нескольких столицах. Это плохо как для столиц, так и для регионов. Перегрузка столиц и деградация огромных территорий, усугубляющееся материальное, образовательное и научно-инновационное неравенство могут в конечном счете привести к дезинтеграции страны. Очевидно, что нормальное развитие возможно только в случае относительно равномерного формирования всех регионов.

Ключевым элементом развития любого региона является наличие в нем хотя бы одного первоклассного университета, в том числе привлекающего молодежь из других регионов. Это может стать основным инструментом развития экономики знаний. И с данной точки зрения представляется абсолютно необходимым введение еще одной категории ведущих вузов, отвечающей именно за региональное развитие и являющейся федеральным центром передового опыта регионального значения, а именно региональных федеральных университетов (РФУ).

Президент РФ В. Путин подписал 22 декабря 2012 года перечень поручений по реализации своего послания Федеральному Собранию. Один из пунктов указывает на необходимость поддержки региональных вузов: «подготовить предложения по поддержке учреждений высшего профессионального образования, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии региона, на территории которого они расположены; поддержать программы развития, реализуемые этими образовательными учреждениями совместно с ведущими предприятиями и организациями регионов; предусмотреть увеличение бюджетных мест в учреждениях высшего профессионального образования для подготовки кадров по приоритетным направлениям регионов». Реально в перспективе ожидать активизацию действий, направленных на усиление, возможные реорганизации и создание региональных федеральных университетов, которые призваны быть генератором инновационного развития региона, базовым элементом и центром передового опыта для территориальной образовательной системы.

Думается, функции РФУ должны включать пять основных компонентов:

  • образовательный – развивать соответствующую лучшим российским и мировым практикам систему подготовки конкурентоспособных квалифицированных кадров, ориентированных на самореализацию, гражданские ценности и социальную ответственность, выступать в качестве базового элемента системы образования региона, решая вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для всех уровней образования, а также в качестве регионального базового вуза системы учебно-методических объединений;
  • научный – готовить кадры высшей научной квалификации, развивать фундаментальные и прикладные исследования в приоритетных направлениях, выступать в качестве основной экспертной площадки в регионе;
  • культурный – быть центром культуры в регионе, содействуя изменению социальной среды, определять творческий подход к реализации моделей жизнедеятельности, необходимости сочетания материальных и духовных компонентов на всех стадиях человеческой жизни;
  • инновационный – быть ведущим научно-координационным центром развития инновационной среды региона и формирования здесь особой культуры как образа мышления и деятельности;
  • предпринимательский – развивать социально ориентированную и инновационную предпринимательскую активность, использовать механизмы государственно-частного партнёрства.

Тренды развития Тверской области обусловлены близостью Москвы и динамичными процессами развития московской агломерации, протекающими в условиях формирования мощных и сложных внутренних рынков и модернизации материальной и организационной основы хозяйства России.

Тренд включает модернизацию экономики региона и интеграцию ее в новую пространственную структуру хозяйства России.
Модель развития подразумевает несколько сценариев развития Тверского региона и университета в нем, но желаемым является позиционирование как центра новаций. В этом случае итогом социально-экономического развития для Тверской области видится формирование мощного самостоятельного узла в рамках национальной экономики. Основное направление – развитие лидерских позиций в ряде новых высокотехнологичных рынков, экспансия которых обусловлена изменениями в обществе и глобальными трендами развития экономики и технологии. В рамках внедрения амбициозного целевого вектора региональные органы исполнительной власти должны отдавать приоритет таким вопросам, как качество и образ жизни, современное образование и качество человеческого капитала, новые секторы экономики, построенные преимущественно на знаниях, технологиях и уникальных местных ресурсах и возможностях.

Сценарий в качестве центра новаций является более напряженным с точки зрения инвестиций, мобилизации организационных возможностей администрации, выстраивания масштабных проектов, но в то же время более перспективным. В его основе лежит понимание того, как вызовы, вытекающие из внешних относительно Тверской области тенденций (прежде всего близость к столице), можно трансформировать в новые возможности, при этом нивелировав риски. Реализация позволит существенно повысить как уровень и качество жизни граждан, так и статус, значимость области в РФ. Все это сопряжено и с наиболее широким использованием уникальных преимуществ и ресурсов Тверской области, формированием особой роли ее территории и г. Твери относительно Москвы и коридора Москва – Санкт-Петербург.

Выбор подобного направления однозначно определяет развитие Тверского госуниверситета как важнейшего «запускающего» проекта, в том числе в роли регионального федерального университета. Именно современная система высшего образования, способная привлекать и пестовать таланты, создавать новые знания и обеспечивать их обращение и распространение, постепенно станет ключевым субъектом не только рынка труда, но и экономики Тверской области в более широком понимании.

Таким образом, стратегию развития Тверского госуниверситета можно сформулировать как обеспечение высокого уровня образовательной и научно-инновационной среды для обеспечения опережающего развития региона за счет полной интеграции в социально-экономические процессы и трансформации университета от структуры, обеспечивающей развитие, в локомотив изменения социально-экономической структуры области. Развитие вуза предполагает возможность нивелировать экономические риски за счет повышения качества подготовки специалистов, позволяя увеличить производительность труда и направить трудовые ресурсы в высокомаржинальные и высокопроизводительные отрасли экономики. Если рассматривать отраслевую специфику развития университета, необходимо опираться на подготовку всего спектра кадров для новых секторов экономики, которые возникают или возникнут в ближайшей перспективе.

Кроме того, наличие в Тверской области сильного университета, безусловно, является одним из существенных критериев инвестиционной привлекательности региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: андрей белоцерковский, модернизация образования, тверской государственный университет, тверская область, компетентно, ао-61

Похожие материалы:
Как объективно оценить качество образования?
IV Инновационный форум «УНИВЕРСИТЕТ – РЕГИОНУ»
ЕГЭ для бакалавров?
Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
Инновационной экономике – инновационное образование
Модернизация архитектурного образования. Предложения Союза архитекторов России
Профессиональное образование: посмотреть, что впереди
Андрей Белоцерковский избран председателем Совета ректоров Тверской области
Академическая жизнь в старинном парке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
#111Задачи «на вырост»
#108Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#109Будущее рынка труда в России и мире
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний