Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как выжить в мире образовательных корпораций

За два последних года команда изменений Мининского университета – как одного из тринадцати ведущих участников программы модернизации высшего педагогического образования Минобрнауки РФ – много размышляла над тем, как будет строиться и меняться глобальная повестка в отношении высшего педагогического образования в России и мире.

Просмотров: 157
А.А. ФЕДОРОВА.А. ФЕДОРОВ, ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, доктор философских наук, профессор

Управляя будущим, или Как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования

Мининским университетом разработана и реализуется Стратегия развития 2013-2023, смыслы которой собираются в главной магистральной идее, определяемой миссией «Высшая школа педагогики – от личного успеха к национальному развитию». В 2017 году, реализуя двенадцать стратегических инициатив, предполагается закончить создание образовательной платформы качества, соответствующей стандартам поддержания изменений в вузе ради восходящего опережающего развития. В 2023 году завершится создание публичной образовательной корпорации, основанной на принципах открытого педагогического образования будущего. Основные конструкты и концепты программы изменений, развития и выстраивания традиции восхождения ради совершенства представлены в Декларации проекта «Мининский университет» и будут обсуждаться с партнерами на Втором публичном отчете о реализации стратегии 10 ноября 2015 года в соответствии с темой «Нестандартные решения».

За два последних года команда изменений Мининского университета – как одного из тринадцати ведущих участников программы модернизации высшего педагогического образования Минобрнауки РФ – много размышляла над тем, как будет строиться и меняться глобальная повестка в отношении высшего педагогического образования в России и мире.

Жизнь в MOOC’ах, или Как выглядит проинвестированное будущее образования?

Существуют признанные группы авторов и аналитических организаций, разработавшие прогнозы глобальной образовательной повестки в значении ее «проинвестированности» [1, 2, 4]. Например, за короткий период существования такой полезной штуки, как MOOC’ы1, венчурное инвестирование в последние три года на глобальном образовательном полигоне достигло более 100 млрд. долларов. И это еще только самое начало. Вне зависимости от наших желаний и умений прошлого, изменения будут настолько масштабными, что произойдет радикальный переворот образовательных смыслов и логистик.

(1) В ближайшие пять лет завершится первое коренное изменение учебного процесса в вузах всего мира, которое затронет и школы.

  • Персонификация через массификацию. Получат тотальное развитие индивидуальные образовательные траектории, которые будут основываться на открытых сервисных электронных образовательных системах, известных как МООС.
  • От повторения к воплощению. Навсегда изменится традиционная система оценки знаний студентов – будут оцениваться не сами знания, а их применения и достигнутые успехи с точки зрения будущего работодателя.
  • Сервис вертикального прогресса. Глобальное распространение систем раннего выявления талантов и формирование государственных и частных инвестиций в личное развитие успешных студентов.

(2) Через семь-десять лет завершится второе коренное изменение учебного процесса, которое будет сопровождаться образовательной технологической революцией, которая в настоящее время энергично инвестируется ведущими мировыми IT-корпорациями (Google, Apple, Cisco, Xiaomi, JD.com).

  • Образовательный гиперхолдинг. Возникнет глобальная образовательная сеть, получившая сейчас название «Университет для миллиардов», которая свяжет в одно целое тысячи образовательных программ сотен вузов по всему миру.
  • «Послевуз». Сложатся глобальная и национальные системы получения высшего образования без участия вузов. И это приведет к тому, что традиционная вузовская система мира претерпит в период с 2025-2035 годов серьезнейшие изменения и большинство вузов в их сегодняшнем виде перестанет существовать.
  • Апофеоз MOOC’овизации и геймификации.2 Временное, но давлеющее и тоталитарное управление и осуществление образовательного и воспитательного процесса в виртуальных образовательных мирах и ризомных системах игровых сред и дополненной реальности.

(3) Через пятнадцать-двадцать лет, к 2040 году, прогнозируется четыре важных технообразовательных события:

  • «Новый футбол»: образование как командная игра. Глобальное доминирование реальной и виртуальной образовательной игры и работы в командах как единственно возможных форм образовательной и социальной жизни.
  • Образование как жизнь и жизнь как образование. Образовательный процесс и повседневная жизнь должны будут связаться в единое целое.
  • Одна книга за всю жизнь. Произойдет внедрение искусственного интеллекта в учебные курсы и сформируется единственная интерактивная книга на всю жизнь, самостоятельно следящая за пополнением, актуализацией знаний и обеспечивающая автономное руководство образования через всю жизнь персонально для каждого человека. В настоящее время только компания Google привлекла более 12 млрд. долларов венчурного инвестирования для разработки таких устройств и софта к ним.
  • Возникновение «новой педагогики», которая будет радикально отличаться от существующей сейчас.

К сожалению, ни одно из существующих сейчас в мире исследований не дает определенного ответа на вопрос – как должно измениться высшее педагогическое образование и подготовка учителей, чтобы не только ответить на вызовы будущего, но принять участие в создании управляемого и желаемого для наций и народов будущего.

Один вуз для всех, или Как будет выглядеть образовательный ландшафт будущего

Фундаментальные изменения образовательного континуума мира, объявленные (как преамбула к этому) программы создания «опорных региональных вузов» и национальной платформы электронного образования в нашей стране приведут в перспективе тридцати-сорока лет к радикальному преобразованию образовательных организаций высшего образования.

Возникнут три типа образовательно-логистических организаций, из которых вузом в значении термина «здесь и сейчас» можно будет назвать только одну.

Во-первых, это образовательные корпорации по производству контента (О-корпорации). Это архитектор смыслов, мега-концентратор одаренных ученых и преподавателей, где известная пропорция «на 1 преподавателя 10 студентов» перевернута с ног на голову (если бы финансисты современного Минобрнауки РФ совершили экскурсию в это недалекое будущее, у них, безусловно, случился бы когнитивный коллапс) и выглядит как «на 1 ведущего ученого (профессора или молодого дарования) 10 ассистентов», обеспечивающих процесс рождения идеального образовательного контента, обладающего образцовым качеством содержания, изложения, визуализации, оценочных средств и апоретики. А апоретика, как объяснил Иммануил Кант в предисловии к «Критике чистого разума», – это искусство правильно ставить вопросы, хотя точнее – наука проблематизации. Студентов там нет. Потому что это завод по производству образования, а не место, где учат. Тем более учат учиться.

Во-вторых, трансляционно-логистическкие колл-центры (ТЛ-центр) по обеспечению трансляции этого контента, «самостоятельной работы» (которая радикально изменит смысл и будет занимать 70 процентов времени образовательной работы) и практики (с глубоким погружением в профессию и интенцией на формирование «своей» профессии). Никакой профессуры здесь не нужно, потому что она сосредоточена в О-корпорации, где производят идеальный образовательный продукт. В ТЛ-центре должны быть навигаторы-логисты, которые составят, выдадут и обеспечат «прослушивание» и «просмотр» студентами (слушателями? смотрителями?) комплекса онлайн курсов идеального качества, регулярную плановую вдумчивую работу над собой и – самое сложное – адаптивно-конвергентные практики в области будущей работы. Для этого последнего дела нужны практики-модераторы, выражаясь языком ушедшей современности – «крепкие производственники с компетенциями педагога профессионального обучения». Да! Еще в этой организации нужны компетентные ассенизаторы. Попросту говоря, уборщицы.

Если у клиента ТЛ-центра есть профессиональный вопрос по теории, то он задает его не «крепкому производственнику», а автору МООС’а, по которому учился. Если это банальный стандартный вопрос, он получит ответ «бота» – наподобие того, что стоит сейчас на Telegram. Если это нестандартный вопрос, подключатся ассистенты. Если это выдающийся апоретический конструкт – спрашиватель будет удостоен ответа или даже консультации архитектора из О-корпорации. И, возможно, обретет маршрут вертикального прогресса.

В-третьих, и это собственно вузы, – образовательные организации, в которых людей учат работать с людьми: лечить (регулятор тела и здоровья), учить­воспитывать (регулятор взросления), спасать­защищать (регулятор безопасности). Учитывая, что антропо­интенция для этих социальных практик общая, – это может быть единый центр антропного образования (ЕЦАО-холдинг), который работает в трех направлениях – учительском, врачебном, полицейском, выражаясь современными терминами. Это холдинговая структура, тесно связанная с первым и вторым типами образовательных организаций. Она приобретает подлинно ризоматические3 черты.

Причем, для первых двух институций никакое прямое телесное общение не требуется. Более того, оно может быть классифицировано как вредное и отвлекающее от логистически выверенной цели образовательных практик.

Учитывая небольшой опыт эволюции МООС, на 1 млрд. человек для обеспечения целевого обучения и трудоустройства и удовлетворения персональной потребности в образовании нужно: 1 О-корпорация, авторский коллектив которой разработает идеальные курсы по всем дисциплинам всех профилей и направлений подготовки, 50 ТЛ-центров на 100 тыс. слушателей-смотрителей каждый и 300 ЕЦАО-холдингов, в которых будет обучаться количество людей, рассчитанное, исходя из того, что каждый 60-й рожденный должен быть учителем, каждый 100-й – врачом, а каждый 200-й – полицейским. Это учитывая, что государственности будущего не нужно более 30 процентов людей, имеющих то, что называется сейчас высшим образованием.

Учитель-ниндзя, или Что нужно педагогу, чтобы подчинить и изменить MOOCc’s-мир

Для того чтобы выжить в мире образовательных корпораций, приручить его и настроить под одно из самых главных дел человечества – качественное обеспечение взросления, учителю будущей современности придется сильно измениться и стать другим. Не совсем самим собой.

Думается, педагог, который придет в школу в ближайшие пять-десять лет, должен будет, помимо отличного знания предметности, обладать полифункциональной системой компетенций. На одном из московских представлений этого проекта кто-то пошутил, что такой учитель похож на ниндзю или терминатора. Да дай-то Бог, и тогда тем, кто не хочет сделать учительство главной профессией в государстве, мало не покажется. Эта система состоит из семи элементов, отвечает самым современным требованиям глобальной образовательной повестки и дает возможность молодому специалисту управлять своим будущим и будущим своей нации.

(1) Навигация, или управление знаниями – не читать скучные лекции или проводить неинтересные уроки, но способность найти правильный путь в больших массивах информации и организовать самостоятельную работу ученика, для того чтобы с раннего возраста научить его самого создавать новые знания.

(2) Команда, или способность не только работать в команде, но и умение создавать команду, состоящую из людей разных возрастов и разных социальных групп, разных интеллектуальных способностей, разных психологических типов.

(3) Проект, или умение организовывать работу группы над новым проектом, ставить осознанные задачи и добиваться поставленных целей в любых социальных и психологических условиях.

(4) Прогноз и экспертиза, или управление жизнью и профессией – это способность рассчитывать на десять-пятнадцать лет вперед собственный профессиональный и жизненный маршрут, учитывать риски и противостоять внезапным, непредсказуемым изменениям, создавать и планировать осознанный образ будущего для себя и своего ученика и рассчитывать пути его достижения. В конечном итоге это должно привести не к «правильному» выбору профессии, а созданию «своей» профессии. (Кстати сказать, команда проекта «Мининский университет» работает над созданием сервисно-обучающей системы под названием «конфигуратор личного успеха», которая будет представлена партнёрам на Втором публичном отчете.)

(5) Диагностика и корректировка – способность обнаруживать отклонения в умственном, психологическом, физическом развитии ученика и организовывать быструю и точную реакцию для исправлений.

(6) Гражданственность, или умение воспроизводить в любых социальных и психологических обстоятельствах главные стороны национальной культуры, передавать традицию нации новым поколениям, разбираться в государственной идеологии и осознанно и убежденно ее поддерживать, развивать.

(7) Полилогия (знание и применение естественных и искусственных языков и знание разных культур) – не только профессиональное знание двух иностранных языков, не только знание хотя бы одного языка для программирования, но способность применять их в разных профессиональных, социальных и этнических группах, учитывая интеллектуальную, культурную и этническую разницу между детьми в одном классе школы.

Формирование именно такой системы компетенций и знаний у будущих педагогов является основной задачей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и системы высшего педагогического образования России в ближайшие пять лет. Эта система не только отвечает вызовам и рискам глобального образования, но и предлагает новые пути его развития в рамках профессионального стандарта учителя и грядущих ФГОС четвертого поколения.

Эта система направлена на воспитание педагога будущего, который сможет формировать через посредство своих учеников управляемое и желаемое будущее своей нации и своей страны. Все люди, живущие в мире, – это «продукты» педагогического образования той или иной традиции и национальной системы.

Педагогическое образование как целостное единство, включающее горизонтальное (от дошкольного до высшего) и вертикальное (от академического и прикладного бакалавриата до получения докторской степени или/и PhD) измерения сферы образовательного пространства (иерархию ступеней и квалификаций), является основой формирования цивилизационной идентичности нации, единственным, находящимся во владении общества и государства, средством формирования желаемого, управляемого (а не просто «проинвестированного» или «недоинвестированного») будущего.

В этом контексте педагогика есть фундаментальный ресурс традиций и новаций, и инноваторская система технологий формирования нового качества человеческого капитала будущего. А педагог – непосредственный «агент будущего», обладающий эксклюзивным правом, уникальным комплексом и высоким уровнем компетенций для реализации флагманской цели всякого социума: воспитания, образования и развития новых поколений, обеспечения их социализации и формирования гражданской ответственности, основательных качеств личности для самообучения, самообразования и саморазвития на протяжении всей жизни.

1. МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК).

2. Геймификация – применение игровых механик в неигровых процессах.

3. Ризома (фр. rhizome – корневище) – понятие философии пост­модерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead // Institute for Public Policy Research, 2013.
  2. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. (2012) Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education // L.: IPPR.
  3. Carnoy M., Loyalka P.K., Froumin I., Tilak J.B.G. The concept of public goods, the state, and higher education finance: a view from the BRICS // Higher Education. – 2014. – С. 1-20.
  4. Online education: Targeted MOOC captivates students // Nature. Retrieved 2014-03-19.
  5. Алескеров Ф.Т., Иванова А.Е., Карданова Е.Ю., Мячин А.Л., Серова А.В., Фрумин И.Д., Якуба В.И. Неоднородность системы образования: введение в проблему // В сборнике: XII Всероссийское совещание по проблемам управления (ВСПУ-2014). Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. – 2014. – С. 381‑385.
  6. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Незавершенный переход: от госплана – к мастер-плану // «Отечественные записки». – 2013. – № 4. – С. 85-98.
  7. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому мастер-плану // «Вопросы образования». – 2013. – № 4. – С. 8-63.
  8. Ливанов Д.В. Главное дело нашей жизни // «Высшее образование сегодня». – 2013. – № 2. – С. 10.
  9. Ливанов Д.В., Волков А.Е. Университет будущего: ставка на новое содержание // «Ведомости». – 2012. – № 165 (3179).
  10. Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // «Университетское управление: практика и анализ». – 2014. – № 4-5 (92-93). – С. 12-20.
  11. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // «Вопросы образования». – 2013. – № 1. – С. 25‑68.
  12. Сидоркин А.М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России // «Вопросы образования». – 2013. – № 1. – С. 136-155.
  13. Федоров А.А. Модели реформирования педагогического образования в странах Европы, Америки и Азии / Федоров А.А., Николина В.В., Илалтдинова Е.Ю., Аксенов С.И., Сергеева Т.Н. // «Нижегородское образование». – 2013. – № 2. – С. 39-45.
  14. Форсайт Агентства стратегических инициатив «Глобальное образование – 2030»
  15. Эпоха «Гринфилда» в образовании. – Сколково, 2013. – 49 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В чем суть модернизации педагогического образования?
В СФУ будут готовить педагогов нового типа
Проект модернизации педагогического образования от Мининского университета
Три шага к публичной образовательной корпорации
Впервые программы педагогического профиля прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки
Колледж будущего
Гражданско-патриотическое воспитание через профессию
В ЮФУ прошло совещание по модернизации педагогического образования
САФУ участвует в модернизации педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ