Как выжить в мире образовательных корпорацийЗа два последних года команда изменений Мининского университета – как одного из тринадцати ведущих участников программы модернизации высшего педагогического образования Минобрнауки РФ – много размышляла над тем, как будет строиться и меняться глобальная повестка в отношении высшего педагогического образования в России и мире. Просмотров: 157
Управляя будущим, или Как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образованияМининским университетом разработана и реализуется Стратегия развития 2013-2023, смыслы которой собираются в главной магистральной идее, определяемой миссией «Высшая школа педагогики – от личного успеха к национальному развитию». В 2017 году, реализуя двенадцать стратегических инициатив, предполагается закончить создание образовательной платформы качества, соответствующей стандартам поддержания изменений в вузе ради восходящего опережающего развития. В 2023 году завершится создание публичной образовательной корпорации, основанной на принципах открытого педагогического образования будущего. Основные конструкты и концепты программы изменений, развития и выстраивания традиции восхождения ради совершенства представлены в Декларации проекта «Мининский университет» и будут обсуждаться с партнерами на Втором публичном отчете о реализации стратегии 10 ноября 2015 года в соответствии с темой «Нестандартные решения». За два последних года команда изменений Мининского университета – как одного из тринадцати ведущих участников программы модернизации высшего педагогического образования Минобрнауки РФ – много размышляла над тем, как будет строиться и меняться глобальная повестка в отношении высшего педагогического образования в России и мире. Жизнь в MOOC’ах, или Как выглядит проинвестированное будущее образования? Существуют признанные группы авторов и аналитических организаций, разработавшие прогнозы глобальной образовательной повестки в значении ее «проинвестированности» [1, 2, 4]. Например, за короткий период существования такой полезной штуки, как MOOC’ы1, венчурное инвестирование в последние три года на глобальном образовательном полигоне достигло более 100 млрд. долларов. И это еще только самое начало. Вне зависимости от наших желаний и умений прошлого, изменения будут настолько масштабными, что произойдет радикальный переворот образовательных смыслов и логистик. (1) В ближайшие пять лет завершится первое коренное изменение учебного процесса в вузах всего мира, которое затронет и школы.
(2) Через семь-десять лет завершится второе коренное изменение учебного процесса, которое будет сопровождаться образовательной технологической революцией, которая в настоящее время энергично инвестируется ведущими мировыми IT-корпорациями (Google, Apple, Cisco, Xiaomi, JD.com).
(3) Через пятнадцать-двадцать лет, к 2040 году, прогнозируется четыре важных технообразовательных события:
К сожалению, ни одно из существующих сейчас в мире исследований не дает определенного ответа на вопрос – как должно измениться высшее педагогическое образование и подготовка учителей, чтобы не только ответить на вызовы будущего, но принять участие в создании управляемого и желаемого для наций и народов будущего. Один вуз для всех, или Как будет выглядеть образовательный ландшафт будущего Фундаментальные изменения образовательного континуума мира, объявленные (как преамбула к этому) программы создания «опорных региональных вузов» и национальной платформы электронного образования в нашей стране приведут в перспективе тридцати-сорока лет к радикальному преобразованию образовательных организаций высшего образования. Возникнут три типа образовательно-логистических организаций, из которых вузом в значении термина «здесь и сейчас» можно будет назвать только одну. Во-первых, это образовательные корпорации по производству контента (О-корпорации). Это архитектор смыслов, мега-концентратор одаренных ученых и преподавателей, где известная пропорция «на 1 преподавателя 10 студентов» перевернута с ног на голову (если бы финансисты современного Минобрнауки РФ совершили экскурсию в это недалекое будущее, у них, безусловно, случился бы когнитивный коллапс) и выглядит как «на 1 ведущего ученого (профессора или молодого дарования) 10 ассистентов», обеспечивающих процесс рождения идеального образовательного контента, обладающего образцовым качеством содержания, изложения, визуализации, оценочных средств и апоретики. А апоретика, как объяснил Иммануил Кант в предисловии к «Критике чистого разума», – это искусство правильно ставить вопросы, хотя точнее – наука проблематизации. Студентов там нет. Потому что это завод по производству образования, а не место, где учат. Тем более учат учиться. Во-вторых, трансляционно-логистическкие колл-центры (ТЛ-центр) по обеспечению трансляции этого контента, «самостоятельной работы» (которая радикально изменит смысл и будет занимать 70 процентов времени образовательной работы) и практики (с глубоким погружением в профессию и интенцией на формирование «своей» профессии). Никакой профессуры здесь не нужно, потому что она сосредоточена в О-корпорации, где производят идеальный образовательный продукт. В ТЛ-центре должны быть навигаторы-логисты, которые составят, выдадут и обеспечат «прослушивание» и «просмотр» студентами (слушателями? смотрителями?) комплекса онлайн курсов идеального качества, регулярную плановую вдумчивую работу над собой и – самое сложное – адаптивно-конвергентные практики в области будущей работы. Для этого последнего дела нужны практики-модераторы, выражаясь языком ушедшей современности – «крепкие производственники с компетенциями педагога профессионального обучения». Да! Еще в этой организации нужны компетентные ассенизаторы. Попросту говоря, уборщицы. Если у клиента ТЛ-центра есть профессиональный вопрос по теории, то он задает его не «крепкому производственнику», а автору МООС’а, по которому учился. Если это банальный стандартный вопрос, он получит ответ «бота» – наподобие того, что стоит сейчас на Telegram. Если это нестандартный вопрос, подключатся ассистенты. Если это выдающийся апоретический конструкт – спрашиватель будет удостоен ответа или даже консультации архитектора из О-корпорации. И, возможно, обретет маршрут вертикального прогресса. В-третьих, и это собственно вузы, – образовательные организации, в которых людей учат работать с людьми: лечить (регулятор тела и здоровья), учитьвоспитывать (регулятор взросления), спасатьзащищать (регулятор безопасности). Учитывая, что антропоинтенция для этих социальных практик общая, – это может быть единый центр антропного образования (ЕЦАО-холдинг), который работает в трех направлениях – учительском, врачебном, полицейском, выражаясь современными терминами. Это холдинговая структура, тесно связанная с первым и вторым типами образовательных организаций. Она приобретает подлинно ризоматические3 черты. Причем, для первых двух институций никакое прямое телесное общение не требуется. Более того, оно может быть классифицировано как вредное и отвлекающее от логистически выверенной цели образовательных практик. Учитывая небольшой опыт эволюции МООС, на 1 млрд. человек для обеспечения целевого обучения и трудоустройства и удовлетворения персональной потребности в образовании нужно: 1 О-корпорация, авторский коллектив которой разработает идеальные курсы по всем дисциплинам всех профилей и направлений подготовки, 50 ТЛ-центров на 100 тыс. слушателей-смотрителей каждый и 300 ЕЦАО-холдингов, в которых будет обучаться количество людей, рассчитанное, исходя из того, что каждый 60-й рожденный должен быть учителем, каждый 100-й – врачом, а каждый 200-й – полицейским. Это учитывая, что государственности будущего не нужно более 30 процентов людей, имеющих то, что называется сейчас высшим образованием. Учитель-ниндзя, или Что нужно педагогу, чтобы подчинить и изменить MOOCc’s-мир Для того чтобы выжить в мире образовательных корпораций, приручить его и настроить под одно из самых главных дел человечества – качественное обеспечение взросления, учителю будущей современности придется сильно измениться и стать другим. Не совсем самим собой. Думается, педагог, который придет в школу в ближайшие пять-десять лет, должен будет, помимо отличного знания предметности, обладать полифункциональной системой компетенций. На одном из московских представлений этого проекта кто-то пошутил, что такой учитель похож на ниндзю или терминатора. Да дай-то Бог, и тогда тем, кто не хочет сделать учительство главной профессией в государстве, мало не покажется. Эта система состоит из семи элементов, отвечает самым современным требованиям глобальной образовательной повестки и дает возможность молодому специалисту управлять своим будущим и будущим своей нации. (1) Навигация, или управление знаниями – не читать скучные лекции или проводить неинтересные уроки, но способность найти правильный путь в больших массивах информации и организовать самостоятельную работу ученика, для того чтобы с раннего возраста научить его самого создавать новые знания. (2) Команда, или способность не только работать в команде, но и умение создавать команду, состоящую из людей разных возрастов и разных социальных групп, разных интеллектуальных способностей, разных психологических типов. (3) Проект, или умение организовывать работу группы над новым проектом, ставить осознанные задачи и добиваться поставленных целей в любых социальных и психологических условиях. (4) Прогноз и экспертиза, или управление жизнью и профессией – это способность рассчитывать на десять-пятнадцать лет вперед собственный профессиональный и жизненный маршрут, учитывать риски и противостоять внезапным, непредсказуемым изменениям, создавать и планировать осознанный образ будущего для себя и своего ученика и рассчитывать пути его достижения. В конечном итоге это должно привести не к «правильному» выбору профессии, а созданию «своей» профессии. (Кстати сказать, команда проекта «Мининский университет» работает над созданием сервисно-обучающей системы под названием «конфигуратор личного успеха», которая будет представлена партнёрам на Втором публичном отчете.) (5) Диагностика и корректировка – способность обнаруживать отклонения в умственном, психологическом, физическом развитии ученика и организовывать быструю и точную реакцию для исправлений. (6) Гражданственность, или умение воспроизводить в любых социальных и психологических обстоятельствах главные стороны национальной культуры, передавать традицию нации новым поколениям, разбираться в государственной идеологии и осознанно и убежденно ее поддерживать, развивать. (7) Полилогия (знание и применение естественных и искусственных языков и знание разных культур) – не только профессиональное знание двух иностранных языков, не только знание хотя бы одного языка для программирования, но способность применять их в разных профессиональных, социальных и этнических группах, учитывая интеллектуальную, культурную и этническую разницу между детьми в одном классе школы. Формирование именно такой системы компетенций и знаний у будущих педагогов является основной задачей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и системы высшего педагогического образования России в ближайшие пять лет. Эта система не только отвечает вызовам и рискам глобального образования, но и предлагает новые пути его развития в рамках профессионального стандарта учителя и грядущих ФГОС четвертого поколения. Эта система направлена на воспитание педагога будущего, который сможет формировать через посредство своих учеников управляемое и желаемое будущее своей нации и своей страны. Все люди, живущие в мире, – это «продукты» педагогического образования той или иной традиции и национальной системы. Педагогическое образование как целостное единство, включающее горизонтальное (от дошкольного до высшего) и вертикальное (от академического и прикладного бакалавриата до получения докторской степени или/и PhD) измерения сферы образовательного пространства (иерархию ступеней и квалификаций), является основой формирования цивилизационной идентичности нации, единственным, находящимся во владении общества и государства, средством формирования желаемого, управляемого (а не просто «проинвестированного» или «недоинвестированного») будущего. В этом контексте педагогика есть фундаментальный ресурс традиций и новаций, и инноваторская система технологий формирования нового качества человеческого капитала будущего. А педагог – непосредственный «агент будущего», обладающий эксклюзивным правом, уникальным комплексом и высоким уровнем компетенций для реализации флагманской цели всякого социума: воспитания, образования и развития новых поколений, обеспечения их социализации и формирования гражданской ответственности, основательных качеств личности для самообучения, самообразования и саморазвития на протяжении всей жизни. 1. МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн курс (МООК). 2. Геймификация – применение игровых механик в неигровых процессах. 3. Ризома (фр. rhizome – корневище) – понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|