Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Колледж будущего

Объединение колледжей, общеобразовательных школ, детских садов в рамках единого образовательного комплекса позволяет создать образовательное пространство, обеспечивающее культурную и профессиональную социализацию детей, подростков и молодежи, что является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Просмотров: 1174

Объединение колледжей, общеобразовательных школ, детских садов в рамках единого образовательного комплекса позволяет создать образовательное пространство, обеспечивающее культурную и профессиональную социализацию детей, подростков и молодежи, что является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Ядро образовательного комплекса

Юрий Дмитриевич МИРОНЕНКО, директор Первого московского образовательного комплекса, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Елена Вячеславовна МАКСИМОВА, заместитель директора Первого московского образовательного комплекса, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Татьяна Александровна СЕРГЕЕВА, старший научный сотрудник Московского института развития образования, кандидат педагогических наук

Замысел создания Первого московского образовательного комплекса родился на стыке двух идей – модернизации системы образования в Москве и социокультурной модернизации образования в целом. Опыт показывает, что наиболее адекватной формой реализации этих идей сегодня являются специализированные комплексы, обеспечивающие доступность образования, а также его вариативность.

В качестве опорного учреждения, которое собирает вокруг себя по территориальному и отраслевому принципу другие подобные в единый комплекс, Правительство г. Москвы выбрало технологический колледж № 14. Это было обусловлено тем, что на протяжении последних лет учебное заведение демонстрировало устойчивое инновационное развитие и высокие показатели качества образования. Например, колледж выступил инициатором по введению новых специальностей СПО, и в их перечне появились «дизайн», «реклама», «операционная деятельность в логистике». Руководство ссуза продемонстрировало умение выстраивать уникальные партнерские связи с работодателями, среди которых Федерация рестораторов и отельеров России,  Российское отделение Международной рекламной ассоциации. Благодаря этому в Москве и России появились эталонные технологические лаборатории и кулинарные студии, создана возможность кластерного взаимодействия медиаиндустрии с образованием всех уровней – вплоть до прикладного бакалавриата. Колледж смело приглашает независимых экспертов для оценки качества обучения выпускников, образовательных программ, уровня менеджмента.

Инновационную деятельность колледж осуществляет на основе концепции социокультурной модернизации образования, в течение многих лет являясь экспериментальной площадкой Федерального института развития образования (ФИРО). Научным руководителем колледжа является директор ФИРО, академик РАО А.Г. Асмолов – выдающийся ученый, чьи труды положены в основу разработки стандартов дошкольного и общего школьного образования.

Веским основанием стать драйвером уникального образовательного комплекса явился также положительный опыт объединения в 2005 году в рамках колледжа нескольких образовательных учреждений с сохранением педагогических коллективов и интеллектуального капитала. Успешная интеграция позволила объединенному ссузу стать победителем приоритетного национального проекта «Образование», лауреатом конкурса «Колледж будущего», в течение трех лет подряд получать грант мэра Москвы в области образования.

Качество реализуемых образовательных программ подтверждается сертификатами и свидетельствами независимых экспертов (АККОРК, Русский регистр) и профессионального сообщества. Колледж имеет свидетельства, подтверждающие соответствие международным стандартам качества ISO 9001:2008 и стандартам информатизации IQNet, в октябре 2013 года вошел в число ста лучших ссузов России.

Именно технологический колледж № 14 демонстрирует способность стать тем локомотивом, который, обладая необходимыми ресурсами и компетенциями управленческой команды, может обеспечить успех всех входящих в него образовательных учреждений. Объективный анализ свидетельствует, что ни одно из присоединяемых учреждений не может привести столь веских доводов.

На сегодняшний день в образовательный комплекс, помимо базового, входят колледж предпринимательства № 15, Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна, техникум художественных ремесел, а также 2 общеобразовательные школы, 3 детских сада и центр развития ребенка.

Уникальные возможности для школ…

Перед школами, вошедшими в состав комплекса, на первом этапе стоит единственная задача – повышение качества образования, достижение показателей, позволяющих войти в число 400 лучших школ Москвы. Это предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, реализацию различных вариантов образовательных программ, создание открытого и доступного образовательного пространства, насыщенного образовательными ресурсами и создающего возможности для достижения успеха.

Каждый ребенок может и должен стать успешным уже в школе. Поэтому нет необходимости уходить после окончания девятого класса тем ученикам, индивидуальность которых педагоги пока не разглядели. Сегодня перед школами, набиравшими до объединения по одному десятому классу, поставлена задача набирать по два, обеспечивая варианты профилей обучения.

Наличие в составе комплекса профессиональных образовательных учреждений является уникальным преимуществом вошедших в него школ. В дальнейшем, при условии расширения спектра образовательных программ и профилей обучения в старших классах, можно будет принимать в школу всех, кто хочет обучаться по программам выбранного профиля, – с гарантией качественной подготовки к ЕГЭ и освоения модуля технологической подготовки для поступления в вуз или колледж. Для достижения этой цели в первую очередь необходимо вооружить педагога современными средствами, дающими простор творчеству, – мультимедийными интерактивными комплексами. Для их приобретения уже выделены финансовые средства. Методистами и ведущими преподавателями колледжа для учителей школ проводятся занятия по их использованию, созданию электронных образовательных ресурсов, овладению облачными сервисами. В эти занятия включились и воспитатели детских садов, готовы присоединиться учителя других школ Северо-­восточного административного округа Москвы.

… и колледжей

Колледжи, входящие в структуру комплекса, объединены по территориальному и отраслевому принципам. Это позволит исключить повторы образовательных программ, повысить эффективность деятельности, а также уровень заработной платы педагогов подразделений профессионального образования, который до объединения был значительно ниже среднего по Москве.

В результате слияния колледжи смогут повысить свою конкурентоспособность, обогатить содержание деятельности в смежных областях. Кроме того, обеспечат реализацию комплекса прикладных квалификаций по ряду направлений.

Кластер дизайнерско-художественных профессий и специальностей. Дизайн как ресурсоемкая и высокотехнологичная специальность выступает в качестве системообразующей слагаемой для смежных специальностей: таких как дизайн одежды, конструирование, моделирование и технология создания одежды, дизайн среды. В данном случае дизайн рассматривается как система проектирования, применимая во всех перечисленных областях.

Кластер специальностей декоративно-прикладного искусства: народные промыслы, ювелирные работы, художественная обработка металлов, живопись.

Кластер специальностей прикладной эстетики: прикладная эстетика, парикмахерское искусство, стилистика и искусство визажа, художественные ремесла.

Кластер специальностей индустрии питания: выстраивание цепочки «повар – кондитер – технология продукции общественного питания».

Кластер специальностей индустрии сервиса: гостиничный сервис, парикмахерское искусство, туризм.

Кластер высокотехнологичных мультимедийных специальностей: информационные системы (по отраслям), компьютерные системы и комплексы, мастер по обработке цифровой информации, аудиовизуальная техника.

Кластер экономических специальностей: операционная деятельность в логистике, экономике и бухучет, земельные и имущественные отношения, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Новое измерение образования

Для того чтобы оценить изменения, происходящие в современном образовании, недостаточно смотреть на него через призму одной точки зрения – экономической, культурной, педагогической или социальной. Так можно увидеть только одну из проекций. Сфера образования сегодняшнего дня многомерна и требует выхода за рамки плоскостных представлений. Объединение колледжей, общеобразовательных школ, детских садов в рамках единого образовательного комплекса позволяет реализовать идею организации образовательного пространства, обеспечивающего позитивную культурную и профессиональную социализацию детей, подростков и молодежи, что является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Это пространство должно обладать признаками высокой технологичности и структурированности, а также подвижности – как в образовательном, так и в социокультурном измерениях.

Эта прогрессивная идея находит воплощение в создании среды технологического непрерывного образования, начинающегося с дошкольного возраста и не имеющего верхних возрастных границ. Понятие «технологичность» сегодня нельзя трактовать в узком смысле – как совокупность владения примитивными технологиями, это «искусство понимания мира», техносферы как сферы жизни современного человека (А.Г. Асмолов). Сегодня это особенно актуально для такого мегаполиса, как Москва, которая нацелена на появление инновационных технологий.

Создание многоуровневого, полифункционального образовательного комплекса, ядром которого стал московский технологический колледж № 14, носит инновационный характер для системы образования столицы, лежит в рамках направлений его развития, главное из которых – расширение доступности и обеспечение высокого качества всех уровней образования.

Хотя с момента объединения вошедших в состав колледжа образовательных организаций прошло немного времени, уже видны первые результаты. Разработана детальная программа, стержнем которой является смысловое опережающее образование на всех уровнях техносферы – сферы деятельности, где техника и технологии являются способом существования, и сферы организации и воспроизводства деятельности, в которую входят «институты», связывающие культуру, образование, технологии. Инструментами для достижения позитивной культурной и профессиональной социализации выступают вариативная образовательно-развивающая среда и сетевые технологии как ресурс присвоения ценностей и норм информационной и технологической культуры.

Что дает комплекс воспитанникам?

Для дошкольников – возможность социализации через игровую и исследовательскую деятельность. Для обеспечения вариативных форм дошкольного образования, которые будут опираться на инновационную образовательно-развивающую среду, планируется создание «Сказочного города мастеров». Это создаст возможности опережающего освоения техносферы в процессе интерактивной игровой деятельности.

Для школьников – возможность социализации в специально созданной инфраструктуре образовательной области – технологии. Это будет способствовать освоению социальных ролей обучающимися, развитию мотивации к учебной деятельности, а также умения работать в материальной и информационной среде. Открытие на базе школ профильных технологических классов, создание детской анимационной студии, кулинарной школы для детей, родителей и всех желающих создаст ресурсную базу опережающего предпрофильного обучения.

Для студентов – возможность социализации через включение в реальные трудовые процессы в форме разработки и реализации социально значимых проектов, в том числе в разновозрастных группах. Будет обеспечена качественная общеобразовательная подготовка студентов колледжа за счет привлечения ресурсов общеобразовательных школ  – кадровых, методических, организационных, информационных.

Среди очевидных плюсов деятельности образовательного комплекса – обеспечение открытости системы профессионального образования, повышение ее инвестиционной привлекательности на основе разрешения противоречий между требованиями реального сектора экономики и уровнем подготовки выпускников. Это будет достигнуто через создание образовательных кластеров по профилям подготовки – коммуникационной и медиаиндустрии, логистики, индустрии красоты, гостеприимства, народного и декоративно-прикладного искусства.

В целом в образовательном комплексе создается единая образовательно-развивающая среда – на основе использования высоких технологий. Пространство образовательной и социокультурной среды подвижно и структурировано. Подтверждением этому является деятельность школы визуальных искусств, цель которой – опережающее освоение современных визуальных технологий в проектной форме; проведение интерактивных семинаров – мастер-классов с привлечением ведущих специалистов в своих отраслях для ориентации на современном рынке труда; участие школ в движении WorldSkills Kids для предпрофильного и профильного изучения профессиональных компетенций по международным стандартам.

Присвоение ценностей и норм информационной технологической культуры с использованием сетевых технологий будет происходить в центре информационных ресурсов на базе единой платформы «социального медиакомплекса», включая общий сайт, интернет-телевидение, социально-образовательные сети, культурные, творческие проектные группы, печатные органы («Триумф+», образовательный портал «Мастер-класс»).

Это пространство и вариативная среда открыты и для взрослого населения. Повторная социализация доступна в рамках непрерывного образования в центре профессиональных квалификаций, созданном на базе колледжа и осуществляющем профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации всех желающих, а также независимую общественно-профессиональную оценку и сертификацию их компетенций.

Создаваемый комплекс является, по сути,  для всей системы образования центром образовательного консалтинга в вопросах управленческой, экономической, финансовой, научно-методической, педагогической и инновационной деятельности, стратегического планирования и других. Неслучайно, девизом педагогического коллектива Первого московского образовательного комплекса стало определение «Будущее начинается здесь».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социальное партнерство: от идеи к практике
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
СПО: Лед тронулся
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Доклад о ходе модернизации СПО в Саратовском государственном университете
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Удмуртская республика. Путь к профессионализму
Система профтехобразования в новом формате
Профессии и специальности завтрашнего дня

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ